План конспекта урока «Монастырь»
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
Задачи:
• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;
• развивать нравственные качества личности;
• сформировать навыки поведения в монастыре;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monastyr_urok.docx | 71.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА
«Монастырь»
Ф.И.О.: Скрыльникова Ольга Александровна.
Место работы: Духовницкий район. Саратовская область. МОУ «СОШ с.Липовка».
Должность: учитель начальных классов
Предмет ОРКСЭ
Класс: 4
Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
Задачи:
• дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;
• развивать нравственные качества личности;
• сформировать навыки поведения в монастыре;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Задачи:
Личностные
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Метапредметные
Познавательные
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Регулятивные
Работать по плану, сверять свои действия с целью;
Коммуникативные
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Предметные
Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).
Необходимое техническое оборудование: .
- Мультимедийный проектор.
- Экран для просмотра слайдов.
- Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
- Диск с материалами урока. (Презентация).
- Индивидуальный раздаточный материал
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (в мин.) |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм урока. - Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее. (Слайд 1) «Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю» - гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Садитесь, пожалуйста. (Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря) | Учащиеся настраиваются на урок | 1 |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): (Слайд 2) - Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре). 2. Ресурсный круг - Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме? | . Учащиеся отвечают на вопросы учителя | 2 |
3 | Постановка учебной задачи. | Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем… 3. Чтение стихотворения учителем под музыку. (Слайд 3) Крестом высоким осененный, Вдали от сел и городов Один стоишь ты, окруженный Густыми купами дерев. Вокруг глубокое молчанье И только с шелестом листов Однообразное журчанье Живых сливается ручьев, И ветерок прохладный веет, И тень бросают дерева, И живописно зеленеет Полян высокая трава. О, как сыны твои счастливы! В твоем безмолвии святом Они страстей своих порывы Смирили бденьем и постом. Их сердце отжило для мира, Ум с суетою незнаком, Как будто светлый ангел мира Их осенил своим крестом. И внемлет вечное Бог-Слово Их тяжкий труд благословив Святых молитв живое слово И гимнов сладостный призыв. - О чем стихотворение? (О монастыре) - Кто из вас может определить тему урока? (Слайд 4) - Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке? - Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников? (Входит Странник). Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и показать те места, где побывал. Первая загадка: В черном, с четками в руках, Вторая загадка: Ряса, клобук, параман Молодцы, детишки, а теперь смотрите и запоминайте. (Слайд 5-10) Странник называет монастыри Саратовской области, места, где они находятся – Иргизско-Воскресенский монастырь (Криволучье), Свято-Алексиевский (Саратов), Свято-Никольский мужской монастырь (Саратов), Свято-Никольский монастырь (пос. Мопр), Свято-Сергиевский монастырь (с.Алексеевка). И невосстановленные - Крестовоздвиженский Саратовский женский монастырь (Саратов), Владимирский монастырь (г.Вольск), Свято Троицкий мужской монастырь (г.Хвалынск). - Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился? (Ответы учащихся). Молодцы, детишки! Однако мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит). | Мотивация учащихся к изучению темы урока Учащиеся ставят цели формулируют тему урока Называют тему «Монастырь» Ответ Том Сойер Учащиеся отгадывают загадки Ответы Монах Обеты | 10 |
4 | Построение исследования. | Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди? Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре. | Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презентацию Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники | 5 |
5 | Самостоятельная работа. | Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь. (Предполагаемый ответ: 1. Послушание; 2. Монашеский обет; 3. Постриг; 4. Получение нового имени. | Используют материал учебника, рабочую тетрадь. | 4 |
6 | Усвоение новых знаний. | Давайте создадим словесный портрет монаха, используя текст учебника и презентацию. (Слайд 11) Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу. Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию. Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления. Старец Божий, старец кроткий, - Каких известных Святых Старцев вы знаете? (Ответы учащихся). | Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом Смотрят презентацию, анализируют ситуацию Ученик выходит и читает стихотворение | 6 |
7 | Самостоятельная работа. | Организует деятельность по применению новых знаний. - На странице рабочей карты урока есть задание №2, которое связано с именем Святого Старца Амвросия Оптинского, его изображение вы видите в центре. Выполните задание в парах. (Учащиеся выполняют задание в парах, находят ответ – составляют фразу). (Если времени не хватает, то можно это задание оставить на домашнее задание). - У вас получилась фраза «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Дома подумайте над смыслом слов Старца Амвросия и на следующем уроке расскажите, как поняли. - Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь». | Запись в тетради, словарная работа, работа в группах/парах Выполнение заданий в рабочих листах Строят кластер | 8 |
8 | Физминутка | А сейчас мы с вами, дети, Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок) Монастырь ( посмотрите по сторонам).
| Учитель называет слова - учащиеся выполняют действия. | 2 |
9 | Закрепление изученного материала. | Выполнение тестов (Приложение 1) (Слайд 12) | Выполнение заданий | 5 |
10 | Домашнее задание. | Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Составьте дома, вместе со своими родными, правила поведения в монастыре. | 1 | |
11 | Рефлексия деятельности. |
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности ,соотносят цель и результаты. | 1 |
Приложение 1
Тестовые задания:
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) ..у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4.Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
Приложение 2
Рабочий лист урока
ученика (цы) _____ «___» класса
Тема _________________________________________________
Задание 1: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:
а). мирянин, послушник, монах, схимомонах;
б). клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;
в). трапезная, келья, скит, столовая.
Задание 2: Воспользовавшись подсказкой, замените цифры буквами, и начиная с выделенной клеточки, по часовой стрелке прочитайте фразу.
8 | 11 | 3 | 1 | 2 | 6 | 4 | 5 | 6, | |
6! | 5 | ||||||||
8 | 9 | ||||||||
6 | 10 | ||||||||
15 | |||||||||
11 | 9 | ||||||||
6 | 15 | ||||||||
8 | |||||||||
16 | 3 | ||||||||
15 | 7 | ||||||||
6 | |||||||||
10 | 14 | ||||||||
9 | |||||||||
5 | 4 | ||||||||
6 | |||||||||
6, | |||||||||
15 | 4 | ||||||||
3 | 5 | ||||||||
2 | 6, | ||||||||
11 | 12 | 10 | 3 | 11 | 8 | 9 |
Подсказка:
а). Главное место в алтаре
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
б). Так одним словом называлось на Руси умение читать и писать
8 | 2 | 9 | 10 | 6 | 5 | 9 |
в). Священник, которому постоянно исповедуешься
11 | 12 | 13 | 6 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Расшифруйте фразу и запишите:__________________________________________________________
Кластер «Монастырь».
Правила для юного паломника:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Людмилы Андреевны.
План-конспект урока по ОПК (Основы православной культуры) на тему "Монастырь" учителя ВК МКОУ Князевской ООШ Мандриковой Л.А....
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока "Монастырь"
Конспект урока по основам православной культуры "Монастырь"...