"Царство животных - это удивительный мир.
методическая разработка (2 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: «Царство животных - это удивительный мир " второй год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Царство животных - это удивительный мир», рекомендуется просмотр мультфильма «По дороге с облаками»".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: «Царство животных - это удивительный мир " второй год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Царство животных - это удивительный мир», рекомендуется просмотр мультфильма «По дороге с облаками»".

                     Тема: «Царство животных - это удивительный мир»

Цели и задачи:

Образовательные:

  • познакомить  с  новой  классификацией  животных  и  их  групповыми признаками; систематизировать  и  расширять  имеющиеся  у  детей  знания  о  животных.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать, делать выводы на примере решения дидактических заданий, заполнения таблицы.
  • развивать речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

            воспитывать у учащихся эмоционально целостное, бережное отношение к                            

            животным, природе.

Оборудование:

  • компьютер, экран, проектор, презентация открытого урока «Царство животных – это удивительный мир».

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.        

II Актуализация знаний.        

- Ребята, сегодня тему нашего урока вы  назовете мне сами, для этого нужно разгадать предложенный кроссворд, ключевое слово которого и будет темой нашего урока. (Кроссворд представлен на слайдах презентации № 2-10)

Вопросы к кроссворду:

    1. Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу.

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь.  (Жук)

*****

    2. В птичник повадится –

    Жди беды.

    Рыжим хвостом

    Заметает следы.  (Лиса)

*****

3. Кто в лесу глухом живёт

    Неуклюжий, косолапый?

    Летом ест малину, мёд,

    А зимой сосёт он лапу.  (Медведь)

*****

4. Он в самом омуте живёт,

Хозяин глубины.

Имеет он усы и рот,

А глазки чуть видны.  (Сом)

*****

5. Пернатый матрос, лопаточкой нос,

    На лапках ласты красные.

    И плавает прекрасно.  (Утка)

*****

6. Прыгает пружинка –

    Зелёная спинка –

    С травы на былинку,

    С ветки на тропинку.  (Кузнечик)

*****

7. Эта маленькая крошка

    Рада даже хлебной крошке,

    Потому что дотемна

    В норке прячется она. (Мышь)

*****

8. Хоть верь, хоть не верь:

    Пробегал по лесу зверь.

    Нес на лбу он неспроста

    Два развесистых куста. (Олень)

- Скажите, какое ключевое слово у нас получилось? Прочитайте его в  выделенной  строке.  ( Животные.) -  Сегодня  мы  покидаем  царство  растений  и  переходим  к  изучению  животных. На  уроке  мы  рассмотрим  новую  классификацию  животных,  их  групповые  признаки.

                                       Дидактическая игра « Путаница»

- Ребята, злой  волшебник  пошутил  и  перепутал  мир  природы. Вместе  оказались  корова  и  белка,  ягненок  и  медведь,  лиса  и  петух,  и другие братья наши меньшие.  

-  Давайте  вспомним,  на  какие  группы  делятся  животные? (ответ детей: животные дикие и животные домашние).

На слайде презентации представлены: кролик, лиса, корова, белка, медведь, ягненок, волк,  петух. Помогите каждому животному вернуться в свой дом. (Ученики распределяют всех животных по группам: домашние и дикие).

Царство животных составляют: 1.Насекомые; 2. Рыбы; 3. Птицы; 4 Звери; 5. Земноводные; 6. Рептилии. Учитель кратко рассказывает о данных группах животных, сопровождая свою речь показом слайдов.

Насекомые: бабочка, жук, пчела, муха.

Представителей класса около 2 миллионов, имеют голову, грудь и брюшко. Свои передвижения осуществляют при помощи трех пар ног, расположенных у них на грудном отделе. Насекомых можно встретить повсюду и в жаркой пустыне и в холодной Арктике.

Рыбы: окунь, акула, дельфин.

Обитатели пресных и соленых водоемов. Имеют жабры, хвост и плавники. Дышат растворенным в воде кислороде.

Птицы: сова, синица, голубь.

Тело покрыто перьями, имеют клюв и крылья.

Звери: лиса, волк, медведь.

Отличительная черта – живорождение, вскармливание своих детенышей молоком – млекопитающие, тело покрыто шерстью.

Земноводные: лягушка.

Обитают и на земле, и в воде. В раннем возрасте живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, теряют жабры и начинают дышать лёгкими.

Кожа у них тонкая и влажная. Периодически её надо смачивать.

Пресмыкающиеся (рептилии): крокодил, змея, ящерица, черепаха.

Пресмыкаться - значит ползать

Кожа покрыта роговыми чешуйками.

У некоторых чешуйки (пластинки) срослись с костями.

- Ребята, а теперь проверим ваши знания, укажем отличительные признаки каждого класса животных  (устная работа с таблицей, представленной на слайде):

Название группы

                  Отличительные признаки

Насекомые

             

Рыбы

   

Птицы

     

Звери

 

Земноводные

     

Рептилии

Название группы

                  Отличительные признаки

Насекомые

                  6 ног

Рыбы

      Дышат растворённым  в воде кислородом.

Птицы

      Тело покрыто перьями

Звери

      Тело покрыто шерстью.

Земноводные

     Тело покрыто кожей, размножаются в воде.

Рептилии

     Тело покрыто роговыми чешуйками.

                            Физкультминутка  «Звериная зарядка»

Раз – присядка. (Присесть)

Два – прыжок. (Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка. («Ушки на макушке» – зайчики)

А лисята как проснутся (Потереть кулачком глаза)

Любят долго потянуться (Потянуться)

Обязательно зевнуть (Повороты туловища)

Рыжим хвостиком вильнуть (Движения бедрами вправо-влево)

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх)

Ну а Мишка косолапый (Согнуть руки в локтях)

Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч)

То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.         

А кому зарядки мало начинает все сначала.

                     Дидактическое упражнение «Игра тенями»

При помощи схематичных рисунков выведенных на слайд презентации, учитель вместе с учениками выводит руками тени разных животных.

                    Дидактическая игра «Установи родственную  цепочку»

Для каждого животного подбери семейство и жилище, в котором он живет.  Например: Волк:  папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово.

Медведь:

Лис:

Заяц:

Бобр:

                                         Сказка «Знакомые следы»

                                        (Пермяк Евгений Андреевич)

Никишин дедушка был садоводом в колхозе. А в свободное время любил на охоту ходить. Хорошим он был охотником. Все тайны лесные знал.

Как-то показывал он своему внуку следы в лесу. Показывал да приговаривал:

- Век живи, век учись и во всё вникай. Никакое знание человеку во вред не бывает.

А Никиша слушал да думал про себя: «Все старики любят ребят поучать. Ну зачем мне звериные следы знать, когда я машинистом стать собираюсь. Электрические поезда водить».

О поездах только и думал Никиша. Каждый болтик, каждую мелочь на электровозе разглядывал. Ребята тоже бегали вместе с ним на поезда смотреть.

Довелось как-то им возвращаться со станции в своё село прямой дорогой через лес. Ближе и веселее.

Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов. Какой след чей, ребята не знают, а бегают по ним: вдруг да лисицу увидят или дикого козлика. С зайцем и то неплохо встретиться.

Бегали так они, бегали по следам - и заблудились. Испугались ребята. Кое-кто даже слезу пустил.

- Это твоя затея, Никишка… Как мы теперь выберемся, когда все тропинки снегом засыпало?

Молчит Никита, не оправдывается. Думает, как ребят на дорогу вывести. Кричать стал. Да кто услышит его в глухом зимнем безлюдном лесу.

И вдруг Никита увидел знакомые следы. Изо всех следов, которые ему дед показывал, он только эти запомнил.

- Ура, ребята! - крикнул Никита. -  Идите за мной. Я вас к жилью выведу. Долго шли ребята по этим следам, и вышли к жилью. К лесниковой сторожке. А от сторожки до села наезженная дорога. И ночью не заблудишься.

- По каким же таким следам ты нас вывел? - спросили ребята Никиту.

- По собачьим, - ответил он. - Собачьи следы всегда к жилью выводят. Потому что, сколько ни бегает собака по лесу - обязательно домой прибежит. Так дедушка меня учил.

Домой Никита пришёл усталый, но счастливый. Улучив минутку, он обнял дедушку и принялся что-то шептать ему на ухо.

Наверное, спасибо говорил милому дедушке.

                                 Дидактическая игра «Следы и хвосты»

- Ребята, на слайде презентации показаны следы и хвосты разных животных. Определите, каким животным они принадлежат.

                  Дидактическая игра  «Восстанови последовательность»

В предложенном наборе слов восстановите последовательность и составьте предложение:

Бежит, поляна, заяц, по.

Рыщет, лес, волк, по, голодный.

Спина, еж, на, гриб, несет.

Заяц, на, охотится, лиса.

Грызет, дупло, в, белка, орехи.

- К какой группе относится животное? Учитель показывает  животных на слайде презентации, а ученики определяют их принадлежность к определенному классу.

III. Итоги урока.

- О каких животных мы говорили сегодня на занятии? Что понравилось больше всего?

- На какие группы разделяют животных?

- В чем отличие царства животных от царства растений?

IV. Просмотр мультфильма «По дороге с облаками».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Эти удивительные животные"

Материал рекомендован для обучающихся 1-4 классов, можно использовать как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.Направлено на расширение знаний об окружающей природе и её охране...

Презентация "Царство животных"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Царство животных" (система РО Л.В.Занкова)...

царство животных

урок по окружающему миру 2 класс " Начальная школа 21 века"...

Презентация "Царство животных"

Материал к теме: "Разнообразие животных" по учебнику Плешакова 3-й класс....

Царство животных

Контрольная работа по теме: Царство животных....

Тестовая работа по окружающему миру по теме «Царство животных», УМК «Начальная школа ХХI века»

Предлагаемый тест помогает выяснить, насколько глубоко понимание содержания учебного материала, для систематизации знаний, умений и навыков, для повторения, закрепления и индивидуальной работы с...

Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные"

Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные" (УМК "Планета знаний")...