"Царство животных - это удивительный мир.
методическая разработка (2 класс) по теме
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: «Царство животных - это удивительный мир " второй год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Царство животных - это удивительный мир», рекомендуется просмотр мультфильма «По дороге с облаками»".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: «Царство животных - это удивительный мир " второй год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Царство животных - это удивительный мир», рекомендуется просмотр мультфильма «По дороге с облаками»".
Тема: «Царство животных - это удивительный мир»
Цели и задачи:
Образовательные:
- познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками; систематизировать и расширять имеющиеся у детей знания о животных.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать, делать выводы на примере решения дидактических заданий, заполнения таблицы.
- развивать речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся эмоционально целостное, бережное отношение к
животным, природе.
Оборудование:
- компьютер, экран, проектор, презентация открытого урока «Царство животных – это удивительный мир».
Ход занятия:
I.Орг.момент.
II Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня тему нашего урока вы назовете мне сами, для этого нужно разгадать предложенный кроссворд, ключевое слово которого и будет темой нашего урока. (Кроссворд представлен на слайдах презентации № 2-10)
Вопросы к кроссворду:
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
*****
2. В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. (Лиса)
*****
3. Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
*****
4. Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он усы и рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
*****
5. Пернатый матрос, лопаточкой нос,
На лапках ласты красные.
И плавает прекрасно. (Утка)
*****
6. Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
*****
7. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
*****
8. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
- Скажите, какое ключевое слово у нас получилось? Прочитайте его в выделенной строке. ( Животные.) - Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных. На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.
Дидактическая игра « Путаница»
- Ребята, злой волшебник пошутил и перепутал мир природы. Вместе оказались корова и белка, ягненок и медведь, лиса и петух, и другие братья наши меньшие.
- Давайте вспомним, на какие группы делятся животные? (ответ детей: животные дикие и животные домашние).
На слайде презентации представлены: кролик, лиса, корова, белка, медведь, ягненок, волк, петух. Помогите каждому животному вернуться в свой дом. (Ученики распределяют всех животных по группам: домашние и дикие).
Царство животных составляют: 1.Насекомые; 2. Рыбы; 3. Птицы; 4 Звери; 5. Земноводные; 6. Рептилии. Учитель кратко рассказывает о данных группах животных, сопровождая свою речь показом слайдов.
Насекомые: бабочка, жук, пчела, муха.
Представителей класса около 2 миллионов, имеют голову, грудь и брюшко. Свои передвижения осуществляют при помощи трех пар ног, расположенных у них на грудном отделе. Насекомых можно встретить повсюду и в жаркой пустыне и в холодной Арктике.
Рыбы: окунь, акула, дельфин.
Обитатели пресных и соленых водоемов. Имеют жабры, хвост и плавники. Дышат растворенным в воде кислороде.
Птицы: сова, синица, голубь.
Тело покрыто перьями, имеют клюв и крылья.
Звери: лиса, волк, медведь.
Отличительная черта – живорождение, вскармливание своих детенышей молоком – млекопитающие, тело покрыто шерстью.
Земноводные: лягушка.
Обитают и на земле, и в воде. В раннем возрасте живут в воде и дышат жабрами. Вырастая, теряют жабры и начинают дышать лёгкими.
Кожа у них тонкая и влажная. Периодически её надо смачивать.
Пресмыкающиеся (рептилии): крокодил, змея, ящерица, черепаха.
Пресмыкаться - значит ползать
Кожа покрыта роговыми чешуйками.
У некоторых чешуйки (пластинки) срослись с костями.
- Ребята, а теперь проверим ваши знания, укажем отличительные признаки каждого класса животных (устная работа с таблицей, представленной на слайде):
Название группы | Отличительные признаки | |
Насекомые |
| |
Рыбы |
| |
Птицы |
| |
Звери |
| |
Земноводные |
| |
Рептилии |
Название группы | Отличительные признаки | |
Насекомые | 6 ног | |
Рыбы | Дышат растворённым в воде кислородом. | |
Птицы | Тело покрыто перьями | |
Звери | Тело покрыто шерстью. | |
Земноводные | Тело покрыто кожей, размножаются в воде. | |
Рептилии | Тело покрыто роговыми чешуйками. |
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз – присядка. (Присесть)
Два – прыжок. (Подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. («Ушки на макушке» – зайчики)
А лисята как проснутся (Потереть кулачком глаза)
Любят долго потянуться (Потянуться)
Обязательно зевнуть (Повороты туловища)
Рыжим хвостиком вильнуть (Движения бедрами вправо-влево)
А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх)
Ну а Мишка косолапый (Согнуть руки в локтях)
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч)
То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало начинает все сначала.
Дидактическое упражнение «Игра тенями»
При помощи схематичных рисунков выведенных на слайд презентации, учитель вместе с учениками выводит руками тени разных животных.
Дидактическая игра «Установи родственную цепочку»
Для каждого животного подбери семейство и жилище, в котором он живет. Например: Волк: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово.
Медведь:
Лис:
Заяц:
Бобр:
Сказка «Знакомые следы»
(Пермяк Евгений Андреевич)
Никишин дедушка был садоводом в колхозе. А в свободное время любил на охоту ходить. Хорошим он был охотником. Все тайны лесные знал.
Как-то показывал он своему внуку следы в лесу. Показывал да приговаривал:
- Век живи, век учись и во всё вникай. Никакое знание человеку во вред не бывает.
А Никиша слушал да думал про себя: «Все старики любят ребят поучать. Ну зачем мне звериные следы знать, когда я машинистом стать собираюсь. Электрические поезда водить».
О поездах только и думал Никиша. Каждый болтик, каждую мелочь на электровозе разглядывал. Ребята тоже бегали вместе с ним на поезда смотреть.
Довелось как-то им возвращаться со станции в своё село прямой дорогой через лес. Ближе и веселее.
Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов. Какой след чей, ребята не знают, а бегают по ним: вдруг да лисицу увидят или дикого козлика. С зайцем и то неплохо встретиться.
Бегали так они, бегали по следам - и заблудились. Испугались ребята. Кое-кто даже слезу пустил.
- Это твоя затея, Никишка… Как мы теперь выберемся, когда все тропинки снегом засыпало?
Молчит Никита, не оправдывается. Думает, как ребят на дорогу вывести. Кричать стал. Да кто услышит его в глухом зимнем безлюдном лесу.
И вдруг Никита увидел знакомые следы. Изо всех следов, которые ему дед показывал, он только эти запомнил.
- Ура, ребята! - крикнул Никита. - Идите за мной. Я вас к жилью выведу. Долго шли ребята по этим следам, и вышли к жилью. К лесниковой сторожке. А от сторожки до села наезженная дорога. И ночью не заблудишься.
- По каким же таким следам ты нас вывел? - спросили ребята Никиту.
- По собачьим, - ответил он. - Собачьи следы всегда к жилью выводят. Потому что, сколько ни бегает собака по лесу - обязательно домой прибежит. Так дедушка меня учил.
Домой Никита пришёл усталый, но счастливый. Улучив минутку, он обнял дедушку и принялся что-то шептать ему на ухо.
Наверное, спасибо говорил милому дедушке.
Дидактическая игра «Следы и хвосты»
- Ребята, на слайде презентации показаны следы и хвосты разных животных. Определите, каким животным они принадлежат.
Дидактическая игра «Восстанови последовательность»
В предложенном наборе слов восстановите последовательность и составьте предложение:
Бежит, поляна, заяц, по.
Рыщет, лес, волк, по, голодный.
Спина, еж, на, гриб, несет.
Заяц, на, охотится, лиса.
Грызет, дупло, в, белка, орехи.
- К какой группе относится животное? Учитель показывает животных на слайде презентации, а ученики определяют их принадлежность к определенному классу.
III. Итоги урока.
- О каких животных мы говорили сегодня на занятии? Что понравилось больше всего?
- На какие группы разделяют животных?
- В чем отличие царства животных от царства растений?
IV. Просмотр мультфильма «По дороге с облаками».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Эти удивительные животные"
Материал рекомендован для обучающихся 1-4 классов, можно использовать как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.Направлено на расширение знаний об окружающей природе и её охране...
Презентация "Царство животных"
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Царство животных" (система РО Л.В.Занкова)...
царство животных
урок по окружающему миру 2 класс " Начальная школа 21 века"...
Презентация "Царство животных"
Материал к теме: "Разнообразие животных" по учебнику Плешакова 3-й класс....
Царство животных
Контрольная работа по теме: Царство животных....
Тестовая работа по окружающему миру по теме «Царство животных», УМК «Начальная школа ХХI века»
Предлагаемый тест помогает выяснить, насколько глубоко понимание содержания учебного материала, для систематизации знаний, умений и навыков, для повторения, закрепления и индивидуальной работы с...
Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные"
Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные" (УМК "Планета знаний")...