царство животных
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме
урок по окружающему миру 2 класс " Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_predmetu.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по предмету "Окружающий мир" (автор учебника Н.Ф. Виноградова, 2-й класс, по программе "Школа XXI века")
Тема урока "Царства живой природы".
Цели: познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;
Задачи:
обучающая: расширить знания детей о живой природе Земли
развивающие:
- развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками; вести диалог;
воспитательные:
- способствовать формированию бережного отношения к природе;
- прививать любовь к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Технология: проблемно-диалогическая.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
- проблемные «классические» и «сокращённые»;
- репродуктивные (повторение изученного);
- словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);
- наглядные (работа с таблицами и схемами);
- частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка УЗ);
- исследовательский (выбор рационального способа).
Методы стимулирования и мотивации:
- стимулирование интереса детей через игровой сюжет;
- стимулирование долга и ответственности.
Методы контроля и самоконтроля:
- устный контроль;
- сверка с образцом;
- компьютерный.
Средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- презентация Power Point к уроку.
- карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
- Организационно- мотивационный.
Цель: создание психологического положительного настроя, мотивация познавательной деятельности.
2. Вступительное слово учителя
Приложение 1. Слайд 1 “Природа
Учитель:
В некотором царстве, в некотором государстве… Разве не так начинаются многие сказки? Но герои нашей книги – вовсе не сказочные существа, и от этого не менее удивительные. Царства… Именно так ученые назвали очень большие группы живых существ, в которые они объединили обитателей нашей планеты. Царство бактерий, царство грибов, царство растений и, наконец, царство животных, к которому принадлежим и мы с вами.
Все мы: и рыбы, и люди, и звери, и птицы, и даже травы, деревья, мхи – дети одной матери-природы. В своем стремлении узнать новое, постичь неизведанное человек устремляется в космос, к границам Солнечной системы. Но единственным домом для него по-прежнему остается Земля с ее удивительным и неповторимым миром живого. Сохранится ли этот мир или погибнет – зависит от всех нас, от наших знаний, ума и доброты.
А теперь – в путь! Целых три удивительных царства ждут своих юных исследователей.
3. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
Релаксационная игра Игра “Угадай-ка”
Дана цепочка слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы – хлопаете в ладоши, если неживой – тишина. (Учитель произносит слова: Камень, солнце, лиса, уголь, берёза, мальчик, молния, бабочка, тигр.).
Учитель: Я хотела бы узнать почему лиса, берёза, мальчик, бабочка, тигр, относятся к живой природе?
Дети: Они дышат, питаются, растут, передвигаются, размножаются.
Учитель: Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О живой природе.) Правильно. А познакомимся мы с царствами живой природы. Просмотр слайда
(Открыть тему урока: “Царства живой природы”.)
4. Постановка проблемы.
Подводящий диалог.
Учитель: Посмотрите на экран и попробуйте определить тему сегодняшнего урока 1) Мотивационный вопрос (слайд № 3).
Постановка учебной задачи
- Какова тема нашего урока?
-Какие задачи поставим?
-Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству. Учитель: В конце урока вы должны ответить на вопрос: какое царство природы важнее всех?
Царство животных
Учитель:- Рассмотрите фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как назвать одним словом все перечисленные группы?
- Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере.
- Работа в парах.
Учитель: Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Саратовской области.
Просмотр слайда 6 (проверка)
Учитель: Поднимите руки, кто выбрал именно этих представителей царства животных. В лесах Саратовской области много животных. Наша задача их охранять. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.
А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!
Физкультминутка
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит!
Пролетают снегири.
Как они красивы!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.
Царство “Растений”
Учитель: Ребята, а куда же мы с вами ходили? (в лес)
Просмотр слайда 7,8
Царство “Растения” (Лес – дерево, кустарник, трава)
Учитель: Оказывается, мы ходили в царство растений. Замечали ли вы в лесу “этажи”? Узнать, что это за лесные этажи поможет нам “соображалка”.
Задание: Соедини рисунки с названием. Выполнив задание, его мы узнаем : Какие в лесу бывают этажи?
Просмотр слайда 9 (Дерево, Кустарник, Трава)
Учитель: Верхний “этаж” образован самыми высокими – деревьями (слайд). Второй “этаж” - это кустарники (слайд). А самый нижний “этаж” - травы (слайд). А вот чем отличаются представители каждого “этажа” нам расскажет учебник на странице 93.
Дети делают вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.
Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.
Физкультминутка для глаз
Учитель: Давайте по гуляем по лесу. Будьте внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если покажу грибы – закрывайте крепко глаза.
Молодцы, все справились с заданием. А теперь пора отправляться за грибами.
Слайд 10,
Царство грибов
Учитель: Отгадайте загадку
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Что же времечко проходит
Мы ж в царство грибов приходим.
Дети:- Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.
Групповая работа
Учитель:Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов - это непростая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы и выньте изображения грибов, рассмотрите их. Подумайте, на какие группы можно их разделить.
Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. В процессе работы на доске выстраивается таблица.
Внизу помещаются картинки с изображением грибов. Слайд
ГРИБЫ | |
СЪЕДОБНЫЕ | НЕСЪЕДОБНЫЕ |
|
|
Учитель: Большинство современных учёных считают, что первыми обитателями Земли были бактерии. В атмосфере ещё не было кислорода, необходимого для дыхания, а бактерии и не использовали для дыхания кислород. Итак, группа – “Бактерии”. Слайд 13
Дети:
Мы изучали всю неделю.
В царстве нашем житьё не худо,
Есть там вот какое чудо:
Это микроорганизмы.
Только клеточка одна,
Но живёт, живёт она.
Рассказ о бактериях
1 ученик: Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений.
2 ученик: Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.
3 ученик: Учёные, рассматривая их под микроскопом, установили, что они бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.
Сценка по сказке К.Чуковского “Мойдодыр”.
Учитель: Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой! Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (Он грязный, неумытый.)
Учитель: Там где грязь, там и болезни.
(Микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Послушайте очень важные слова грозного Мойдодыра.
Учитель: Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт ). Слайд 15,1
5. Обобщение изученного материала.
Слайд 17
В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.
Игра “Расселим по царствам”.
Групповая работа
У каждого группы набор картинок представителей четырёх царств, отгадывают загадки и заполняют домики “бактерии”, “грибы”, “растения”, “животные”.
Загадки:
1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии).
2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).
3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб).
4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок – колокольчик).
5) Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче. (Дятел)
6) Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
Осенью всех удивляет,
Цвет своей шубки меняет. (Заяц)
7) Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
8) Горел в траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
9) Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
10) Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху - блюдо, снизу - блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да нош. (Черепаха)
Подведение итогов урока
О каких четырех царствах говорили на уроке?
Что вы знаете о царстве грибов?
Какие бывают растения?
Какие бывают животные?
Что было самым интересным?
Что нового для себя вы узнали?
- Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке.
Рефлексия деятельности. Слайд 18
Самооценка.
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
(человечек с улыбкой усвоил новое знание
человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».
- Как вы понимаете их?
- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
Вы работали с большим желанием, помогали мне и я с большим желанием ставлю вам оценки. Дифференцированное домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Царство животных"
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Царство животных" (система РО Л.В.Занкова)...
Презентация "Царство животных"
Материал к теме: "Разнообразие животных" по учебнику Плешакова 3-й класс....
"Царство животных - это удивительный мир.
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: «Царс...
Царство животных
Контрольная работа по теме: Царство животных....
Тестовая работа по окружающему миру по теме «Царство животных», УМК «Начальная школа ХХI века»
Предлагаемый тест помогает выяснить, насколько глубоко понимание содержания учебного материала, для систематизации знаний, умений и навыков, для повторения, закрепления и индивидуальной работы с...
Памятка: "Царства живых организмов, виды растений и животных" для уроков окружающего мира.
Материал может быть использован как в 3 классе при изучении темы, так и в 4 классе в качестве обобщения....
Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные"
Тест по окружающему миру для 3 класса по теме "Царство животные" (УМК "Планета знаний")...