Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме
Тема урока «Взаимосвязь культуры и религии»
Цель урока: знакомство с понятиями «культура» и «религия», «православие»;
Задачи урока:
Обучающие: формировать представление и установить взаимосвязь понятиями «культура» и «религия», разнообразие культурных традиций своей страны
Развивающие: формирование умения вести диалог, расширение кругозора;
Воспитательные: формирование толерантного отношения к различиям культур как к норме человеческой жизни; воспитание бережного отношения к духовным и материальным ценностям;
Формы и виды деятельности: самостоятельная работа с источниками информации ( терминологическими и иллюстративными), «мозговой штурм» - для актуализации знаний
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
ТСО: проектор, компьютер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема конспекта урока
по теме: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55
Домничева Елена Анатольевна
ГБОУ СОШ №297
СВОУО г. Москвы
Москва 2012
Тема урока «Взаимосвязь культуры и религии»
Цель урока: знакомство с понятиями «культура» и «религия», «православие»;
Задачи урока:
Обучающие: формировать представление и установить взаимосвязь понятиями «культура» и «религия», разнообразие культурных традиций своей страны
Развивающие: формирование умения вести диалог, расширение кругозора;
Воспитательные: формирование толерантного отношения к различиям культур как к норме человеческой жизни; воспитание бережного отношения к духовным и материальным ценностям;
Формы и виды деятельности: самостоятельная работа с источниками информации ( терминологическими и иллюстративными), «мозговой штурм» - для актуализации знаний
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
ТСО: проектор, компьютер
Ход урока:
1.Организационный момент( подготовка рабочего места учащегося к уроку)
2.Проверка домашнего задания.
- Какое имя носит наша замечательная страна?
- Как ещё уважительно мы называем Россию?
(Отчизна, Отечество, родина)
- О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
- Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
3.Актуализация знаний.
А) Знакомство с темой урока.
- Тема урока зашифрована. Ключ- ваши знания из разных наук, которые вы изучаете
1 буква – «рычащий звук»,
2 буква – буква между «д» и «ё»,
3 буква – название предмета, на котором изучаем произведения писателей и поэтов,
4 буква – любимое занятие детей в саду
5 буква – «что осталось на трубе, когда там были а и б….»
6 буква – начало слова- названия домашней водоплавающей птицы
7буква – такая же как и 5
8 буква – «последняя» в алфавите
2 слово – общее название предметов искусства, живописи, архитектуры
- С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?
- религия
- культура( выносится на доску)
- Для чего необходимо это знать? Связаны ли культура и религия между собой?
-Определим цель занятия?( формулировка на доске)
Б) Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей ( в парах).
культура | религия |
- Заполните сообща, пожалуйста,таблицу. С какими словами ассоциируются понятия «культура» и «религия»?
Варианты ответов вывешиваются на доску и сравниваются.
Возможные варианты ответов:
культура | религия |
картины книги кино вежливость аккуратность | храм церковь святой крест пасха рождество. |
- Этого достаточно, чтобы представление об этих понятиях стало полным? Где сможем найти информацию, находясь в классе?
В) Работа по учебнику.
Учетная статья стр.6 1 абзац.
- Что такое культура?
- Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?
- Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?
(Православие. Урок 2. Словарь.)
- Что новое вы узнали о культуре?
Продолжим работать по учебнику.
- Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:
- Что вас удивило при чтении этих абзацев?
Дополнительный рассказ учителя о культуре.
Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?
(ответы детей)
- Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.
Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.
- Как вы поняли, что такое религия?
- Сегодня религия это явление в жизни людей, которое включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах
– поведение людей в повседневной жизни;
Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы, боялись грозы, молнии, урагана и считали, что всё это «работа» богов и духов.
- Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?
- Прочитайте внимательно слово «православие». Назовите корни слова (прав и слав)
- Что они могут означать? (правильно славим)
-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.
Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?
Запись в тетрадь:
РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир
Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
- Прочитайте внимательно задание.
- Кто справился с заданием на 100 %?
- Что вы отнесли к понятию культура?
- А к религии?
- У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.
4) Взаимосвязь культуры и религии.
А) Работа с текстом.
-Найдите ответ на вопрос: как связаны между собой религия и культура?
Помощник - учебник
- Чтение ответов, используя статью учебника.
- Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
- Я предлагаю вам прослушать небольшой рассказ об этом слове ( аудиозапись – в презентации).
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
- Говорят «спасибо», что же ещё?
- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
- Что вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)
- Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что оно отвечает?
- Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
- Что доказывает, что женщина действительно верила в Бога? Подтведите цитатами из текста или сформулируйте сами
Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами
Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
- Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается?
Храм создал человек, а значит это …. (культура)
- В настоящее время эти замечательные сооружения – храмы – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И в нашей Московской области много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.
( слайд-шоу)
- Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
- Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.
- А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?( ходили туда в празднование святых Кирилла и Мефодия)
( территория усадьбы Свиблово)
- А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?
- Давайте посмотрим на некоторые из них.
- Только в храме находятся иконы?
- Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.
ВЫВОД:
-Как связаны ли культура и религия между собой?
5.Закрепление материала.
Истоки русской культуры находим в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, растет и развивается в ней. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён Что его так поразило?
- Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.
(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?
Обсуждение.
- Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?
- Контроль.
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.
- Кто справился со всеми заданиями?
- Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?
7.Подведение итогов
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:
Культура – это…
Религия - …
8.Домашнее задание.
Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...