Рабочие программы по предметам 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике, изобразительному искусству, технологии, физическому воспитанию,музыке + тематическое планирование. 2 класс УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy-_1a_kalimbet.rar | 564.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №7
Красносулинского района
«Согласовано» «Утверждено»
Председатель методсовета директор МБОУ лицея №7
____________ Тындюк Л.А. __________ Уроженко Л.А.
Протокол № 1 от 27.08.2012 г. Приказ № 196-од от 03.09.2012 г.
Рабочая программа
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Класс 1 а
Учитель:Калимбет И.О.
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искууство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе:
● Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг (Постановление Правительства от 7.02.2011г. №61)
● Закона «Об образовании»
● федерального государственного стандарта основного общего образования
● БУП 2009 г.
● Положения о рабочих программах МБОУ лицея №7, Пр.№ 196 от 03.09.2012 г.
● Рабочая программа создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», авторы: Неменская Л.А., Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс/ Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011
дополнительных пособий для учителя:
- Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 2010;
– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 2009;
для учащихся:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Просвещение, 2010.
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Просвещение, 2009.
– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие. – М.: Просвещение, 2009.
– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. – М.: Просвещение, 2009.
Цели программы:
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоциональноценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественнотворческой деятельности.
Задачи:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о
добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка,желания и умения подходить к любой своей деятельности твор
чески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в ху
дожественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре
и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта
работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать
разными художественными материалами
Данная программа представляет собой целостный интегративный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов пространственно – визуальных искусств: изобразительных, декоративных, архитектуру и дизайн. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью.
Программа включает четыре раздела : «Ты учишься изображать», «Ты украшаешь», «Ты строишь», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.»
На материале первого раздела учащиеся знакомятся с основами художественного обучения.
Второй раздел насыщен нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы. В задания, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, создаёт общую атмосферу совместного игрового действия.
Третий раздел посвящен конструированию. Видеть и понимать конструктивную основу всякого предмета – важнейшее качество мышления. Здесь мы встречаемся с пространственными построениями.
Четвёртый раздел является итоговым: здесь происходит обобщение пройденного материала и в то же время ребёнок поднимается на новый уровень знаний. Что значит: Братья – Мастера всегда работают вместе, не расстаются, но в каждой работе один из них занимает главенствующее место? Всякая художественная работа начинается с её конструктивной организации – построения, будь то изображение на плоскости или орнамент декора.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Изменений , внесённых в примерную (типовую) и авторскую учебную программу нет.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, индивидуально – групповые.
Формы контроля ЗУН:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных
явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих по
ступков, явлений окружающей жизни; - в познавательной (когнитивной) сфере — способность кхудожественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — навыки использования различныххудожественных материалов для работы в разных техниках(живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Мета предметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла;
Основное содержание курса
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например, подтема «Восприятие искусства» первого блока подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изучение.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на приме ре культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).
Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ- в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе-больше, дальше-меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудии труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека {внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Передача настроения в творческой работе работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
1 | Виды художественной деятельности | 16 | |||||
1.1. | Восприятие произведений искусства. | 3 | |||||
1.2. | Рисунок. | 4 | |||||
1.3. | Живопись. | 1 | |||||
1.4. | Скульптура. | 2 | |||||
1.5. | Художественное конструирование и дизайн. | 2 | |||||
1.6. | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | |||||
2. | Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | 8 | |||||
2.1. | Композиция. | 2 | |||||
2.2. | Цвет. | 1 | |||||
2.3. | Линия. | 1 | |||||
2.4. | Форма. | 1 | |||||
2.5. | Объём. | 2 | |||||
2.6. | Ритм. | 1 | |||||
3. | Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | 6 | |||||
3.1. | Земля — наш общий дом. | 2 | |||||
3.2. | Родина моя — Россия. | 2 | |||||
3.3. | Человек и человеческие взаимоотношения. | 1 | |||||
3.4. | Искусство дарит людям красоту. | 1 | |||||
4 | Опыт художественно-творческой деяельности. | 3 | |||||
Всего | 33 |
Планируемые результаты по учебному предмету
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих 1 класс
В результате изучения изобразительного искусства должен:
знать/понимать
- значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
- условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
- правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
- способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);
уметь
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учетом замысла;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
- решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
- выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;
- выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
- конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
- пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
- проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
- проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.
Содержание программы учебного курса
(33 часа)
- Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. (1 1часов)
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства.
- Знакомство с Мастером Украшения. (8 часов)
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.
- Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (8 часов)
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративноприкладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема.
- Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (6 часов)
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Учебно-методические средства обучения
- Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс/ Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011
- Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. ―М.: Просвещение,2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010.
- Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ [М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:
- изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
- народного декоративно-прикладного искусства: Н.Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:
- изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
- народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы)
Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:
- изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка;
- народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.
Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:
- профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Конча-ловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем. Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая Весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
- народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Коес-Деныпина, 3. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина — дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Изобразительное искусство»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа «Перспективная начальная школа») | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ | |
Печатные пособия | ||
Демонстрационный материал (картинки) в соответствии с основными требованиями программы обучения. | 8комплектов | Многоразового использования |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия. | При наличии необходимых технических условий | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Экспозиционный экран Персональный компьютер Интерактивная доска Сканер, принтер Цифровая фотокамера | 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. | |
Демонстрационные пособия | ||
Муляжи фруктов и овощей. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Гипсовые геометрические тела. Предметы быта (кофейники, блюда, подносы). | 1комплект 1 комплектов 1 комплектов | С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде). С возможностью выполнения построений на доске (с использованием мела или маркера). С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде). |
Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», отражающие основные темы курса математики | 1 экземпляр | При наличии технических средств |
Игры | ||
Настольные развивающие игры. Электронные игры развивающего характера | При наличии необходимых технических условий и средств | |
Календарно-
тематическое
планирование
№ урока, дата | Тема урока | Характеристика учебной деятельности. | Цели и задачи урока. | Формируемые УУД |
1 05.09 | Рисование с натуры листьев. | Рисование листьев простой формы (осина, тополь) | Развивать умения передавать характерные цвет и форму. | Личностные (мотивация учения, смыслообразование) Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Познавательные (выбор оснований и критериев для сравнения, моделирование) Регулятивные (постановка учебной задачи, самооценка) |
2-3 12.09 19.09 | Рисование на тему «Осенний пейзаж» Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень» | Рисование осеннего дня. Работа по картине И.Левитана «Золотая осень» | Формировать понятия об используемых художником выразительных средствах (сочетание красок, линий рисунка и т. д.) Уметь передавать в рисунке некоторые особенности состояния осеннего дня. | Регулятивные (постановка учебной задачи, удерживание цели) Коммуникативные (строить понятные собеседнику высказывания) Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) |
4 26.09 | Лепка с натуры фруктов (яблоко) | Лепить с натуры одноцветного яблока | Развивать умения передавать характерные цвет и форму. | Регулятивные (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Познавательные (действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) |
5 03.10 | Декоративное рисование. (Рисование закладки в книгу) Ознакомление с произведениями декоративного искусства. | Рисование узора в полосе с образца из форм растительного мира. | Развивать навыки рисования простейших декоративных ягод и листьев. | Регулятивные (коррекция – сравнение своей работы с образцом) Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные (слушать и слышать учителя, строить понятные высказывания) Личностные (проявление активности) |
6 10.10 | Аппликация. Узор в полосе. | Наклеивание на картоне различные геометрические фигуры. | Познакомить с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения работы. | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) |
7 17.10 | Рисование с натуры детского мяча. | Рисование с натуры мяча (2-3 цвета) | Развивать умения передавать характерные цвет и форму, сравнивать рисунок с моделью. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям) Коммуникативные (понимание принятие различных позиций и точки зрения на предмет) |
8 24.10 | Иллюстрирование сказки «Маша и медведь» | Рисование по представлению. Беседа по иллюстрациям к русским народным сказкам Ю.Васнецова «Три медведя», «Теремок» и др | Развивать умения передавать в рисунке смысловую связь между персонажами. Воспитывать любовь к русской сказке. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции) Коммуникативные (построение оценочных высказываний, участие в коллективном создании замысла) Личностные (принятие позиции учащегося) |
9 31.10 | Рисование на тему «Наши друзья- животные. | Рисование домашних животных. | Учить рисовать на основе наблюдений. | Регулятивные (принятие учебной задачи) Познавательные (выделение существенных и несущественных признаков) Личностные (подчинение своих желаний сознательно поставленной цели) |
10 14.11 | Рисование по памяти праздничных флажков. | Рисование праздничного флажка прямоугольной формы. | Развивать умения проводить горизонтальные и вертикальные прямые линии. Развивать навыки работы с красками. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (понимание принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (формирование основ гражданской идентичности личности) |
11 21.11 | Лепка по памяти и представлению | Лепка по памяти дерева без листьев (обобщенная форма дерева) | Развивать умения выполнять силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками без листьев. | Регулятивные (принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения) Личностные (проявление активности) |
12 28.11 | Рисование по памяти и представлению | Рисование по памяти новогодней ёлки. | Развивать умение рисо-вать по памяти контуром и силуэтом. | Регулятивные (принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения) Личностные (проявление активности) |
13 05.12 | Лепка зверей (зайка и лиса) | Лепить зверей по памяти. | Познакомить с пласти-ческими особенностями пластилина, с правилами лепки. | Регулятивные (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Познавательные (действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) |
14 12.12 | Иллюстрирование сказок «Колобок», «Лиса и заяц» | Рисование сюжетов «Встреча Колобка с Зайцем», «Встреча Зайца с Лисой» | Развивать умение передавать в рисунке взаимодействие персонажей знакомой сказки. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции) Коммуникативные (участие в коллективном создании замысла) Личностные (принятие позиции учащегося) |
15 19.12 | Рисование с натуры ёлочных игрушек. | Рисование ёлочного шара. | Развивать умения передавать характерную форму предмета, выполнять узор из геометрических фигур в круге. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (проявление активности) |
16 26.12 | Декоративное рисование. «Красивые цепочки» | Самостоятельное составление нитки новогодних бус, окрашенных в основные цвета. | Развивать умения пользоваться акварельными красками при выполнении декоративных работ. | Регулятивные (принятие учебной задачи, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (выдвижение гипотезы и её обоснование) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (стремление к получению новых знаний) |
17 16.01 | Рисование воздушных шариков с натуры. | Рисование воздушных шариков | Развивать умения передавать характерную форму, цвета предмета. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (проявление активности) |
18 23.01 | Рисование с натуры комнатного растения. | Рисование цветка. | Развивать умения передавать характерную форму предмета, цвет. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) |
19 30.01 | Рисование на тему «Первый снег» | Беседа по картинам А. Пластова «Первый снег», К.Коровина «Зимой» Рисование по памяти акварельными красками. | Развивать умения рассказывать о картине и выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому. | Регулятивные (постановка учебной задачи, удерживание цели) Коммуникативные (строить понятные собеседнику высказывания) Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) |
20 06.02 | Декоративное рисование. Растительный узор в круге. | Составление узора в круге. | Развивать умения пользоваться акварельными красками при выполнении декоративных работ. | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) |
21 20.02 | Рисование с натуры детских игрушек. | Рисование грузовика, автобуса. | Развивать умения передавать характерную форму предмета, цвет. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (принятие различных позиций и точки зрения на предмет) Личностные (проявление активности) |
22 27.02 | Лепка зверей (волка, козлёнка) | Лепить зверей по памяти. | Формировать объёмное видение предметов. Развивать чувство цельности композиции. | Регулятивные (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Познавательные (действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) |
23 06.03 | Иллюстрирование сказки «Волк и семеро козлят» | Рисование сюжета по выбору. Ознакомление учащихся с элементарными приемами иллюстрирования литературного произведения. | Развитие воображения, творческой мысли. Развитие умения передать в рисунке взаимодействие персонажей знакомой сказки. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (устанавливать причинно-следственные связи, осознанное построение композиции) Коммуникативные (участие в коллективном создании замысла) Личностные (принятие позиции учащегося) |
24 13.03 | Декоративное рисование. «Чудо-платье» Ознакомление с произведениями декоративного искусства. | Самостоятельное составление узора на платье. | Работа с шаблоном. Развивать творческое воображение. | Регулятивные (принятие учебной задачи, работа по алгоритму, коррекция ошибок в своей работе) Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, осознанное построение композиции) |
25 20.03 | Аппликация. Растительный узор в круге. «Сказочный букет» | Самостоятельное составление узора в круге. | Развивать представление о декоративном растительном узоре. | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) |
26 03.04 | Лепка с натуры Помидор. | Лепка с натуры помидора. | Формировать объёмное видение предметов. | Регулятивные (составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Познавательные (действие по готовому алгоритму, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя) |
27 10.04 | Декоративное рисование. «Сказочный букет» (Городец) | Самостоятельное составление узора в круге. | Развивать умения пользоваться акварельными красками при выполнении декоративных работ. | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) |
28 17.04 | Рисование на тему «Весенний день» | Рисование на основе наблюдений. Беседа по картине И.Левитана «Первая зелень», «Май» | Развитие умения рассказать о картине и выразить свое эмоциональное отношение к изображаемому. | Регулятивные (постановка учебной задачи, удерживание цели) Коммуникативные (строить понятные собеседнику высказывания) Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера) |
29 24.04 | Декоративное рисование. (Хохлома) | Рисование элементов Хохломской росписи. | Развивать умения пользоваться акварельными красками при выполнении декоративных работ. | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) Личностные (стремление к получению новых знаний) |
30 08.05 | Рисование по памяти цветов. | Рисование ромашки, тюльпана акварельными красками. Беседа по картине А.Пластова «Колокольчики и ромашки». | Развитие умения передать характерные цвет и форму. Развитие умения рассказать о картине и выразить свое эмоциональное отношение к изображаемому. | Регулятивные (принятие учебной задачи, определение границы умения и неумения, работа по плану, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, нахождение общего решения) Личностные (проявление активности) |
31-32 15.05 22.05 | Декоративное рисование. « Сказочная птица» (Хохлома) | Рисование сказочной птицы в тёплых тонах. | Развитие воображения, творческой мысли. | Регулятивные (работа по плану, удерживание цели, оценка своей работы по заданным критериям) Познавательные (сравнивать объекты по критериям, моделирование) Коммуникативные (взаимодействие под руководством учителя, стремление к получению новых знаний) Личностные (Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Рабочие программы по предметам составлены по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...
Рабочая программа по предметам образовательной системы "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС НОО. 3 класс
- концепция программыпрограмма предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приорит...
Рабочая программа по предметам образовательной системы «Начальная школа XXI века» для обучающихся 3 класса.
- концепция программыпрограмма предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приорит...
Рабочая программа по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе " Перспективная начальная школа" 4 класссостоит из разделов:1 Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика4 Описание места предмета в у...
Рабочая программа учебного предмета"Математика" в начальной школе глухих.
Пояснительная записка....
Рабочие программы по предметам УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам УМК "перспективная начальная школа". 1 класс....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (Начальная школа XXI века)
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" УМК "Начальная школа XXI века" 1 - 4 класс является приложением к ООП НОО и содержит разделы:- планируемые результаты курс...