Проектная деятельность учащихся
статья по теме
Проектная деятельность учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchashchikhsya22docx.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвитию и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Метод проектов
Что такое проект? Что такое метод проектов? Попробуем ответить на эти вопросы. Метод проектов возник еще в 20-е годы ХХ столетия в США. Его называли также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогами Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важно проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.
Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность показать практические применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
Метод проектов привлек внимания русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько – нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда, элементы этого метода (как мы часто говорим) использовались и используется многими педагогами и сейчас , в том числе и учителями нашей школы. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллективной или индивидуальной деятельности учащихся – это, по сути дела, тоже проектная деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Этот подход органично сочетается с групповыми (cooperative learning) подходит к обучению. Метод проектов всегда предполагает решения какой – то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательским, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; исследовании влияния химических элементов и их соединений на живые организмы и т. д. )
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Выявления проблемы, предложения путей ее решения, оформления, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования «мозгового штурма», «круглого стола», статических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.)
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимся на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких – то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения, или относиться к какому-то практическому вопросу, требующему привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, развития их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальны (видеофильм, презентация, различные виды публикаций: буклеты, информационные бюллетени, газеты, в том числе и в компьютерном варианте, и т. д.).
Обучающимся можно предложить к окончанию периода изучения темы подготовить реферат или доклад, изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами или рисунками , отражающими самое существенное в теме. Защита проекта может служить одной из форм итоговой аттестации. Таким образом, учебная деятельность школьников по предмету в течение всего учебного года нацелена на реализацию проектов.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционными является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.
Типы проектов
По своему содержанию, структуре, методам исследованиям, решения поставленных задач проекты могут быть:
- практико-ориентированными;
- литературно-творческими;
- естественно - научными;
- экологическими;
- культурологическими;
- спортивным;
- исследовательскими;
- приключенческими (игровыми);
- творческими;
- информационными.
Большинство из них требует тщательной проработки структуре проекта, определения целей, выявления актуальности, социальной значимости, продуманных методов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".
Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...
Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...
Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...
Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...
Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности
Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...