разработки уроков по перспективной начальной школе
план-конспект урока (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Математика(пятница 22 ноября)
Урок 48
значение произведения и умножение
Цели: ввести понятия «умножение», «значение произведения»; учить использовать математическую терминологию; совершенствовать вычислительный навык; закреплять умение решать простые текстовые задачи; развивать умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. По какому признаку можно разбить данные выражения на 2 группы? Найдите значения выражений:
а) | 84 – 4 | 69 – 3 | 57 – 5 | 39 – 6 |
98 – 2 | 92 – 2 | 48 – 8 | 99 – 9 |
б) | 34 – 20 | 87 – 50 | 68 – 60 | 78 – 50 |
47 – 40 | 96 – 70 | 52 – 50 | 39 – 30 |
2. Решите задачу.
От проволоки длиной 15 дм отрезали сначала 2 дм, а потом еще 4 дм.
– Подумайте, на какие вопросы можно ответить, пользуясь этим условием:
а) Сколько всего дециметров проволоки отрезали?
б) На сколько дециметров меньше отрезали в первый раз, чем во второй?
в) На сколько дециметров проволока стала короче?
г) Сколько дециметров проволоки осталось?
Сколько треугольников на чертеже?
Ответ: 10 треугольников.
3. Вставьте числа так, чтобы получились разные верные равенства.
+ | + | + | = | 20 | = | + | – | + | ||||||||
+ | + | + | = | = | + | + | – | |||||||||
+ | + | – | = | = | + | – | – |
III. Сообщение темы урока.
– Приведите пример суммы. Как называется результат действия сложения?
– Приведите пример разности. Как называется результат действия вычитания?
– Приведите пример умножения. Знаете ли вы, как называются компоненты действия умножения? Сейчас мы познакомимся с этим понятием.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Запишите произведение 5 · 4 в виде суммы и вычислите значение этой суммы.
5 · 4 = 5 + 5 + 5 + 5 = 20
– Полученное число 20 называется значением произведения чисел 5 и 4.
– Прочитайте все числа, которые участвуют в равенстве 5 · 4 = 20.
– Как называется каждое из этих чисел?
– Как называется это действие? (Действие, при выполнении которого находят значение произведения, называется умножением.)
– Какой знак обозначает действие умножения?
– Знак «·» называют знаком умножения.
2. Задание 2.
– Запишите произведения чисел.
– Вычислите эти произведения, заменив каждое из произведений соответствующей суммой.
5 · 2 = 5 + 5 = 10
2 · 7 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 14
3 · 5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15
10 · 4 = 10 + 10 + 10 + 10 = 40
– Назовите значение каждого произведения.
3. Задание 4.
– Как называются данные математические записи? (Это равенства.)
– Выпишите только те равенства, с помощью которых записано действие умножения.
– Подчеркните произведения красным цветом, а значения произведений – синим.
2 · 2 = 4 5 · 3 = 15 4 · 2 = 8
7 · 1 = 7 1 · 9 = 9 6 · 0 = 0
0 · 0 = 0
Физкультминутка
4. Задание 5.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Выполните краткую запись.
– Запишите решение этой задачи в виде произведения.
Запись:
1 аквариум – 7 р.
3 аквариума – ? р.
Решение:
7 + 7 + 7 = 7 · 3 = 21 (р.) – в трех аквариумах.
Ответ: 21 рыбка.
5. Задание 6.
– При умножении каких двух чисел получается число 6? Запишите соответствующее равенство.
2 · 3 = 2 + 2 + 2 = 6
3 · 2 = 3 + 3 = 6
– При умножении каких двух чисел получается число 8? Запишите равенство.
4 · 2 = 4 + 4 = 8
2 · 4 = 2 + 2 + 2 + 2 = 8
6. Задание 7.
– Сколько колес у одной легковой автомашины?
– Сколько колес у трех легковых автомашин?
– Выполните краткую запись задачи.
– Решение задачи запишите в виде произведения.
1 машина – 4 к.
3 машины – ? к.
Решение:
4 + 4 + 4 = 4 · 3 = 12 (к.) – у трех машин.
Ответ: 12 колес.
7. Задание 8.
– Рассмотрите узор.
– Запишите число звездочек в данном узоре в виде произведения разными способами.
6 · 3 = 6 + 6 + 6 = 18
3 · 6 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18
8. Работа по карточкам.
№ 1. Среди данных выражений найдите и подчеркните одним и тем же цветом те, которые чем-то похожи друг на друга.
6 + 6 + 6 + 6 | 19 + 19 | 23 + 23 + 23 | ||
3 + 3 + 3 | 18 + 28 | 12 + 11 + 10 | ||
7 + 8 + 7 | 5 + 5 | 36 + 36 |
№ 2. По каждому рисунку составьте выражение, используя знак умножения. Вычислите значение каждого выражения с помощью сложения.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как называются числа при умножении?
Домашнее задание: учебник, с. 95, № 3.
Урок 46 пятница 22 ноября
Тема: Понятие об омонимах. Разграничение
многозначных слов и омонимов
Цели деятельности учителя: дать представление об омонимах; учить различать формы слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий, которые случайно одинаково пишутся и одинаково произносятся.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно дифференцировать многозначные слова и омонимы; находить и графически выделять части слова; образовывать родственные слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Сравните оба слова. С каждым словом составьте предложение.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о многозначных словах; логические – осуществляют анализ различных значений слов.)
– Какие слова называют многозначными?
– Прочитайте в упражнении 81 двустишие А. Усачева. Запишите второе и третье предложения. Подчеркните в них основы.
Стадо пасется. А стая – летает.
– Как вы понимаете слово «стая»?
– Запишите словосочетание с этим словом.
– Запишите предложение из упражнения 82. Подчеркните в нем основу.
Потихоньку снег сошел, почернел и стаял.
– Что значит «снег стаял»? Что случилось со снегом: во что он превратился?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое омографы и омонимы; логические – осуществляют поиск необходимой информации.)
– Прочитайте в упражнении 83 шуточное стихотворение
Я. Козловского. Запишите текст в тетрадь. Сравните слова, выделенные жирным шрифтом. Они означают разное? Слова – являются разными словами. Это омографы.
– Какое слово называет действие? Подчеркните его двумя чертами.
– Сравните слова на цветном фоне. (Слова «голубей» – «голубей» – это разные слова.)
– Какое слово называет признак – изменение цвета предмета? (Голубей.)
– Какое слово называет предмет – породу птиц? (Голубей.)
– Подчеркните слово-предмет так: .
Снег сказал:
– Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
– Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное, – омонимы. (Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Отгадайте загадку. «Гребень» (расческа) и «гребень» (на голове у петуха) – это многозначные слова или омонимы? (Вырост на голове у петуха называют гребнем или гребешком потому, что его зазубрины напоминают гребешок. Значит, это слово многозначное.)
– А «шпоры» (на сапогах у всадника) и «шпоры» (на ногах у петуха)? (Выросты на ногах петуха называют шпорами потому, что они похожи на шпоры на сапогах всадника. Шпора – металлическая дужка с колесиком, которая прикрепляется к задней части обуви всадника и служит для управления лошадью. Значит, это многозначное слово.)
– Спишите в упражнении 84 стихотворение Я. Козловского «Рыбак». Сравните пары слов, выделенных одинаково.
– Докажите, что в каждой паре – разные слова, поставив каждое из них в начальную форму.
Рыбачьей у́далью блесну (блеснуть)
И в речке возле леса (лес)
Поймаю щуку на блесну (блесна).
Эх, выдержала б леса! (леска)
(Регулятивные: применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)
Работа в печатной тетради: задания 42, 43, 44.
Задание 42. Разговор – беседа. Конь – лошадь. Сверкать – блестеть. Ураган – буря. Дорога – путь.
– Найдите слова–названия предметов и определите их род.
Задание 43.
Она бывает при грозе – молния.
Застегивается на одежде – молния.
Спортсмен и порода собак – боксер.
Источник воды – ключ.
Предмет для открывания замков – ключ.
Заплетенные волосы – коса.
Орудие для срезания травы – коса.
Растение, от которого плачут, – лук.
Орудие стрельбы – лук.
Задание 44. Что заметили вы в упражнении? (Слова, начальные формы которых звучат и пишутся по-разному, могут совпадать в других формах. Например: (нач. ф.) попугай и (нач. ф.) попугать.)
Формы: (кто?) попугай – (что сделай?) попугай; (кому?) попугаю – (что сделаю?) попугаю.
– Учитесь правильно находить родственные слова и правильно выделять корень:
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Пригласил водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарили ему морские водоросли. Подводник принес водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют водителя. Он им свои водительские права показывал, а еще рассказывал, как любит водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?
– Подчеркните слова, родственные слову водитель. Выделите их общую часть. Выпишите «чужаков», выделите в них корень.
Понедельник 25ноября
Урок 49
учимся решать задачи
Цели: совершенствовать умения решать текстовые задачи; учить составлять задачу по данному произведению; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Соедините выражения с одинаковыми значениями.
2. Задача.
На елке висело несколько игрушек. Когда на нее повесили еще 8, то на елке стало 15 игрушек. Сколько игрушек было на елке? Выберите схему, которая подходит к данной задаче:
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
3. Найдите закономерность и сделайте чертежи.
III. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке будем учиться решать задачи с помощью умножения.
1. Задание 1.
Учитель читает вопросы, учащиеся записывают решение с помощью умножения.
– Сколько лап у трех котят?
4 · 3 = 4 + 4 + 4 = 12
– Сколько лап у трех гусей?
2 · 3 = 2 + 2 + 2 = 6
– Сколько лап у трех жуков?
6 · 3 = 6 + 6 + 6 = 18
– Сколько лап у трех пауков?
8 · 3 = 8 + 8 + 8 = 24
– В доме 3 этажа, на каждом этаже по 7 окон. Сколько всего окон в этом доме?
7 · 3 = 7 + 7 + 7 = 21
– У каждой из шести овец было по 2 ягненка. Сколько всего ягнят у этих овец?
2 · 6 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12
2. Задание 2.
– Составьте задачу, решением которой будет произведение 8 · 7.
Задача. В каждом из 7 ящиков лежало по 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок во всех ящиках?
3. Задание 3.
– Составьте задачу, решением которой будет произведение 7 · 8.
Задача. В каждом из 8 ящиков лежало по 7 кг яблок. Сколько килограммов яблок во всех ящиках?
– Сравните обе задачи.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
Физкультминутка
4. Задание 4.
– На пасеке было 20 ульев. Они стояли в несколько рядов так, что во всех рядах было одинаковое число ульев.
– Нарисуйте, как эти ульи могли располагаться. Найдите все возможные варианты.
Вариант 1.
10 · 2 = 10 + 10 = 20 |
Вариант 2.
5 · 4 = 5 + 5 + 5 + 5 = 20 |
Вариант 3.
4 · 5 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20 |
Вариант 4.
2 · 10 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2= 20 |
5. Задание 6.
– Какие геометрические фигуры здесь изображены?
– Назовите признаки треугольников.
– Сколько вершин у одного треугольника? (3.)
– Сколько треугольников на чертеже? (7.)
– Запишите число вершин всех треугольников, изображенных на рисунке в виде произведения.
3 · 7 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21
6. Работа по карточкам.
№ 1. Вставьте пропущенные числа.
+ + + = 7 · 4 6 · = 6 + 6 + 6
· = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + = 34 · 2
№ 2. Соедините линией рисунок и карточку со сделанной по данному рисунку записью.
№ 3. По каждой записи на карточке сделайте схематический рисунок, используя, например, разноцветные треугольники.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как называются числа при умножении?
Домашнее задание: учебник, с. 99, № 5.
Урок 47
Тема: Слова со сходным значением
Цели деятельности учителя: дать представление о синонимах; учить находить синонимы в тексте; понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить в тексте слова с одинаковым звучанием и написанием, определять их назначение; самостоятельно дифференцировать синонимы и омонимы.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (мета-предметных): регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Какое слово здесь «спряталось»? (Синонимы.)
– Сегодня мы узнаем, какие слова называют синонимами.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с помощью словаря; логические – проводят анализ различных значений слова; коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Рассмотрите картинку. Она состоит из трех частей. Что изображено? Как это связано со стихотворением? (Изображение вьюги (метели, бурана) намекает на то, что в стихотворении нужно найти три слова со сходным значением.) Все три слова означают одно и то же, но не являются родственными, к каждому из них можно подобрать свои родственные слова: вьюга – вьюжный, метель – метельный, буран – буранный.
– Прочитайте стихотворение Я. Акима. Найдите слова со сходным значением. Сколько таких разных слов, которые означают одно и то же, удалось найти? (Вьюга, метель, пурга.)
– Найдите в толковом словаре слово «азбука». Прочитайте статью об этом слове.
– Можете найти в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и «азбука»? (Слово «букварь».)
– Найдите в толковом словаре слова «боец», «страж», «смелый». Отыщите каждому из них пару в словарной статье, то есть слово, которое обозначает то же самое. (Боец – воин; страж – защитник; смелый – храбрый, отважный.)
– Можно ли назвать такие слова родственными? Почему нет? (Нет общего корня.)
– Найдите в стихотворении из упражнения 85 слова, близкие по значению. (Смотрит – глядит.) Являются ли они родственными? (Это не родственные слова, так как у них разные корни.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о различии омонимов и синонимов; логические – осуществляют анализ различных значений слов.)
– Прочитайте в упражнении 86 отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство». Все ли слова вам понятны?
– Подберите к выделенным словам другие, близкие по смыслу. Запишите их парами.
хохочут – смеются скинешь – снимешь
бредешь – идешь заберешься – поднимешься, залезешь
перезябнешь – замерзнешь
ветхая – старая, потрепанная
– Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.
– Найдите в толковом словаре слово «ветхий». С помощью каких слов-синонимов объясняется его значение? (Ветхий – немощный, слабый.)
– Может быть, поэт использовал слово «ветхий» (ветхую шубенку) как раз в этом смысле, во втором значении?
– Прочитайте в упражнении 87 отрывки из стихотворений. Какие пары слов, выделенных одинаково, – синонимы, а какие – омонимы?
– Запишите омонимы в начальной форме, а синонимы – в той форме, в какой они стоят в предложении.
Омонимы: правил1 – правил2, правило1 – править2.
Синонимы: 1) сделалось – случилось; 2) смешалось – спуталось.
Работа в печатной тетради: задание 45.
– Что обнаружили в толковом словаре по поводу значения слова «байка»? (Есть два значения слова «байка»: байка – мягкая ворсистая ткань; байка – короткая сказочка.)
Словарные слова: арбуз, газета.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; выделяют предмет речи и его свойства.)
У кого какой вкус:
Кто любит дыню, а кто – арбуз.
– Какой смысл в этой пословице? Приведите примеры пословиц и поговорок на эту же тему. Например: «О вкусах не спорят»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП к урокам по Перспективной начальной школе
КТП по программе "Перспективная начальная школа", для 3 класса....
Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Тема «Природа и ее сезонные изменения» 1 класс
Место урока в теме: первый урок по теме «Природа и ее сезонные изменения» Тип урока: изучение нового. Цель: Сформировать представления о сезонных изменениях в природе. Задачи урока: Регулятивные ...
Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...
Урок математики " Перспективная начальная школа".
Конкурсный урок на учителе года....
Урок математики Перспективная начальная школа 1 класс Тема: Числа от 1 до 20
Цели: повторить знания о порядковых свойствах изученных натуральных чисел; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умения сравнивать числа; развивать мышление и умение сравнивать, выделять ...
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....