Программа "Я - исследователь"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-issledovatel_buzhinskaya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.
Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – умение ставить цели и достигать их. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
В силу своих физиологических и психологических особенностей дети 1и 2 года обучения ещё не могут в полной мере заниматься проектной деятельностью и социально-значимой работой. Поэтому считаем необходимым подготовку обучающихся к данному виду деятельности. Этому и способствует программа «Я- исследователь» для внеурочной деятельности детей 1-х классов социального направления. Занятия в объединении «Я- исследователь» проводятся один раз в неделю. За год – 33 часа.
Предполагается, что деятельность в объединении «Я- исследователь» привлекает к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителя), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность познать особенности, природу, традиции своего края.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся. В программе сочетается взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, . Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. тем самым подготавливая обучающихся к проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный методы обучения.
Цель и задачи программы «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.
Задачи программы:
формирование представлений об особенностях своего края;
обучение специальным знаниям, необходимым для осуществления проектной деятельности и социальной работы в дальнейшем;
формирование и развитие умений и навыков коллективного взаимодействия;
развитие познавательных потребностей и способностей.
.
Организация образовательного процесса.
Программа предназначена для обучающихся первых классов.
Срок реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.
Основная форма работы с детьми: занятия внеурочной деятельности. Это – игра, практическая работа , наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.
Оценивание учащихся на занятии не предусматривается. Основной формой представления результатов работы является участие в школьных выставках, в рамках предметных недель, презентации. Фотографии помещаются в Портфель достижений обучающегося 1-х классов или классные альбомы.
Учебно-тематический план и содержание программы
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
1. | Исследование особенностей нашего города | 16 |
2. | Природа нашего края | 7 |
3. | Традиции нашего города | 9 |
| Всего | 32 |
1.Исследование особенностей нашего города. Экскурсия к мемориалу. Достопримечательности нашего города. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки для нашего двора». Коллективное занятие « Жилые дома нашего города». Экскурсия в краеведческий музей. История моей семьи в истории моего города. Выставка «Кем гордится мой город». Моя улица, почему она так названа. Достопримечательности моей улицы. Выставка творческих работ «Мой город». Экскурсия «Зима в городе» 2.Природа нашего края. Растительность нашего края. Животный мир края. Растения нашего края, занесённые в Красную книгу. Животные нашего края, занесённые в Красную книгу. Главная река Ершовского района - Малый Узень. Исследование название реки, протекающей в нашей местности. 3.Традиции нашего города. Исследование особенностей занятий жителей города. Люди моего города. Встреча с участниками исторических событий моего города. Традиции нашего города. Праздники в городе. Экскурсия в районную библиотеку. Природные места отдыха жителей нашего города. Выставка творческих работ «Мой край» |
Планируемые результаты:
называть достопримечательности своего города;
узнавать представителей растительного и животного мира Ершовского района, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; некоторые редкие и исчезающие виды животных и растений Ершовского района, занесённые в Красную книгу;
проявление бережного отношения к исчезающим видам растений и животных;
познание способов природоохраной деятельности ;
умение передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Пояснительная записка
В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.
Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – умение ставить цели и достигать их. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
В силу своих физиологических и психологических особенностей дети 1и 2 года обучения ещё не могут в полной мере заниматься проектной деятельностью и социально-значимой работой. Поэтому считаем необходимым подготовку обучающихся к данному виду деятельности. Этому и способствует программа «Я- исследователь» для внеурочной деятельности детей 1-х классов социального направления. Занятия в объединении «Я- исследователь» проводятся один раз в неделю. За год – 33 часа.
Предполагается, что деятельность в объединении «Я- исследователь» привлекает к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителя), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Цель и задачи программы «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.
Задачи программы:
формирование представлений об особенностях своего края;
обучение специальным знаниям, необходимым для осуществления проектной деятельности и социальной работы в дальнейшем;
формирование и развитие умений и навыков коллективного взаимодействия;
развитие познавательных потребностей и способностей.
Учебно-тематический план и содержание программы
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
1. | Исследование особенностей нашего города | 16 |
2. | Природа нашего края | 7 |
3. | Традиции нашего города | 9 |
| Всего | 32 |
1.Исследование особенностей нашего города. Экскурсия к мемориалу. Достопримечательности нашего города. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки для нашего двора». Коллективное занятие « Жилые дома нашего города». Экскурсия в краеведческий музей. История моей семьи в истории моего города. Выставка «Кем гордится мой город». Моя улица, почему она так названа. Достопримечательности моей улицы. Выставка творческих работ «Мой город». Экскурсия «Зима в городе»
2.Природа нашего края. Растительность нашего края. Животный мир края. Растения нашего края, занесённые в Красную книгу. Животные нашего края, занесённые в Красную книгу. Главная река Ершовского района - Малый Узень. Исследование название реки, протекающей в нашей местности.
3.Традиции нашего города. Исследование особенностей занятий жителей города. Люди моего города. Встреча с участниками исторических событий моего города. Традиции нашего города. Праздники в городе. Экскурсия в районную библиотеку. Природные места отдыха жителей нашего города.
Выставка творческих работ «Мой край»
Планируемые результаты:
называть достопримечательности своего города;
узнавать представителей растительного и животного мира Ершовского района, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; некоторые редкие и исчезающие виды животных и растений Ершовского района, занесённые в Красную книгу;
проявление бережного отношения к исчезающим видам растений и животных;
познание способов природоохраной деятельности ;
умение передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Приложение
Календарно-тематический план.
Название темы | Дата | ||
1. | Вводное занятие | 03.09.11г. | |
2. | Кто такие исследователи? Экскурсия к мемориалу | 10.09.11г. | |
3-4. | Что можно исследовать? Достопримечательности нашего города. | 17.09-24.09.11г. | |
5. | Коллективная игра «Конструирование игровой площадки для нашего двора» | 01.10.11г. | |
6. | .Коллективное занятие « Жилые дома нашего города» | 08.10.11г. | |
7. | Игра « Историческое моделирование» | 15.10.11г. | |
8. | Экскурсия в краеведческий музей нашего города | 22.10.11г. | |
9-10 | История моей семьи в истории моего города | 12.11-19.11.11г. | |
11. | Выставка «Кем гордится мой город» | 26.11.11г. | |
12. | Моя улица, почему она так названа. | 03.12.11г | |
13.-14 | Достопримечательности моей улицы | 10.12-17.12.11г | |
15. | Выставка творческих работ «Мой город» | 24.12.11г. | |
16. | Экскурсия «Зима в городе» | 14.01.12г | |
17. | Растительность нашего края | 21.01.12г | |
18. | Животный мир края | 28.01.12г | |
19. | Растения нашего края, занесённые в Красную книгу | 04.02.12г | |
20. | Животные нашего края, занесённые в Красную книгу | 11.02.12г | |
21. | Главная река Ершовского района - Малый Узень. | 25.02.12г | |
22. | Исследование название реки, протекающей в нашей местности | 10.03.12г | |
23. | Исследование особенностей занятий жителей города | 17.03.12г | |
24. | Люди моего города | 24.03.12г | |
25 | Символика края | 31.03.12г | |
26. | Встреча с участниками исторических событий моего города | 07.04.12г | |
27-28. | Традиции нашего города | 14.04.-21.04.12г | |
29. | Праздники в городе | 28.04.12г | |
30. | Экскурсия в районную библиотеку | 05.05.12г | |
31. | Природные места отдыха жителей нашего города | 12.05.12г | |
32. | Экскурсия в школьный музей | 19.05.12г | |
33. | Выставка творческих работ «Мой край» | 26.05.12г |
Учебно-методическая литература
1.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2008.-253с.
2.Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
3 Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125Бокарева Г., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater. — 2002. — № 6. — С. 52–54.
4Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8. — С. 6–11.
5Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12. — С. 101–108.
6Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 2007. — 272 с.
Resource id #6114
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Программа дополнительного образования "Я исследователь"
Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...
Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"
План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Программа дополнительного образования " Я- исследователь"
Программа кружка "Я - исследователь" - естественнонаучной направленности. Она является дополнением к курсу «Окружающий мир», опирается на программу исследовательского обучения младших школьников...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
Рабочая программа "Исследователь"...