Культура Древнего Рима
презентация к уроку на тему
В презентации использованы ресурсы интернета. Презентация может быть использована на уроках истории, МХК или во внеклассной работе. Возраст от 12 лет и старше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_drevnego_rima.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Брак Религия Театр Кухня
Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту : для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. Мужчины строго следили за моралью и поведением своих жён. Партнёрство супругов в современном понимании не требовалось, было не только ненужным, но и невозможным : в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём. Брак
Одной из важных причин для вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Для мужчины брак служил укреплению богатства и подтверждал высокий гражданский статус. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры. Не менее важным было рождение законных наследников, которые тем самым сохраняли положение в обществе из поколения в поколение.
Девочки могли быть отданы замуж по достижении совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет, мальчики в 14 лет. Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью (позднее ссылкой). Для заключения брака согласие отца семьи было обязательным. Право на создание семьи имели лишь свободные римские граждане. Отец девушки должен был выплатить приданое в течение 3 лет после свадьбы. В случае смерти дочери оно возвращалось отцу.
Дата бракосочетания выбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни. Благоприятной считалась вторая половина июня. Брачный договор не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода.
Римская религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал. Религия Храм Портуна. Храм Весты.
Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировашая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок. Алтарь 12 богов Рима Юпитер Юнона Вулкан Церера
Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами». Божественное право не смешивалось с человеческим. Низшие божества существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным. Аполлон Венера Меркурий Марс Минерва
Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин. Пантеон Нептун Статуя Юпитера
Римский театр, как и римская драма, имеет своим образцом Театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских Театрах занимают небольше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней. Сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут из орхестры на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру пространства для зрителей. Все эти отличия можно наблюдать на развалинах многих римских театров, из которых наиболее сохранившиеся в Аспении, что в Памфилии, и в Оранже (Aransio), во Франции. Театр
Театр в Остии Сценические представления украшали собою различные ежегодные праздники и давались также по случаю важных событий государственных, во время триумфов, по поводу освящения общественных зданий и т. п. Кроме трагедий и комедий, давались ателланы (короткие фарсовые представления в духе буффонады), мимы, пантомимы, пиррихии. Были ли и в Риме состязания поэтов — в точности неизвестно. В Греции поэты стояли высоко в общественном мнении, им открыты были высшие государственные должности; в Риме поставляли пьесы люди низшего сословия, даже рабы. Согласно с этим низко ценилось и ремесло актёра, ниже, нежели звание наездника и гладиатора; звание актёра налагало печать бесчестия.
Актёрами были обыкновенно рабы и отпущенники. Вообще театр в Риме не имел того высокого серьёзного, образовательного, как бы священного характера, каким он долго отличался в Греции. Заимствованные из Греции сценические игры мало-помалу уступили место таким представлениям, которые не имеют ничего общего ни с трагедией, ни с комедией: миму, пантомиму, балету. Государство относилось к такого рода развлечениям без сочувствия. танцевальная пантомима с акробатикой и клоунадой
Реконструкция театра Помпея Посещение Театра было бесплатное, одинаково свободное для мужчин и женщин, но не для рабов. С целью расположить к себе зрителей или удивить их роскошью и великолепием устроители игр в позднейшее время простирали свои заботы о публике до того, что усыпали театр цветами, кропили в нём ароматными жидкостями, украшали богато золотом. Нерон велел протянуть над зрителями пурпурный покров, усеянный золотыми звёздами, с изображением императора на колеснице.
Автор Малиновская Марина. В презентации использованы ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Культура Древней Руси"
Презентация для уроков окружающего мира на тему "Культура Древней Руси"...
Классный час, посвященный возрождению памятника истории и культуры древнего города Болгар.
• познакомить учащихся с памятниками истории и культуры города Болгар;• формировать активную гражданскую...
Художественная культура Древней Греции
Презентация для 4 класса....
Образ художественной культуры древней Греции. Древнегреческая мифология.
Представляю Вашему вниманию разработку урока 4 класса "Образ художественной культуры Древней Греции". Выбор темы урока обусловлен целью познакомить учащихся с миром гармонии и красоты форм искусства д...
Урок изобразительного искусства "Культура Древнего Египта"
Цель: Сформировать представление об особенностях культуры Древнего Египта, о многообразии богов древних египтян, а также рассмотреть связь искусства с мифологией. Развивать ассоциативно-образное...
Урок ИЗО 4 класс УМК «Школа России» Тема «Древняя Эллада» Тип урока: Комбинированный Цель: Формирование образа художественной культуры Древней Греции через знакомство с особенностями ландшафта и произведений искусства греческих мастеров.
Урок ИЗО 4 классУМК «Школа России»Тема «Древняя Эллада»Тип урока: Комбинированный Цель: Формирование образа художественной культуры Древней ...
Урок православной культуры в Боровске. От старообрядчества к православию. Памятники культуры древнего города.
Материал содержит сведения о памятниках культуры города Боровска Калужской области.Использовать материал можно на уроках по Основам Православия и на уроках краеведения. Материал может быть полезен для...