Классный час, посвященный возрождению памятника истории и культуры древнего города Болгар.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Гизатуллина Асия Хафизовна

•         познакомить учащихся с памятниками истории и культуры города Болгар;

•         формировать активную гражданскую позицию учащихся; воспитывать уважительное отношение к истории культуре татарского народа;

•         развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других её членов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_g._bulgar.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Красногорская СОШ»

Классный час,

 посвященный возрождению памятника истории и культуры

древнего города Болгар.

Учитель Гиззатуллина А.Х.

Задачи:

  • познакомить учащихся с памятниками истории и культуры города Болгар;
  • формировать активную гражданскую позицию учащихся; воспитывать уважительное отношение к истории культуре татарского народа;
  • развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других её членов).

Оборудование:

•        электронная презентация (Microsoft Office Power Point);

•        наглядные   пособия:   физическая   карта   России,   3   конверта   с   карточками   с разрезанными фотографиями исторических объектов и с текстами.

Ключевые моменты урока

  1. Что такое памятник?
  2. История.
  3. Географическое положение.
  4. Великий Волжский путь. Торговля. Купцы.
  5. Сохранившиеся архитектурные сооружения.
  6. Игра «Собери пазлы» (групповая работа).
  7. Религия.
  8. Искусство.
  9. Падение города.
  10. Итоги.
  11. Возрождение.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

-        Ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года. За лето вы повзрослели. Побывали в разных городах и странах, видели много интересного. Своими впечатлениями вы поделитесь на следующих уроках. А сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Урок, посвященный возрождению памятников истории и культуры древнего города Болгар.

-        Какие памятники истории вы знаете?

  • Что же такое памятник?
  • («Памятник - сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица». В. И. Даль.)
  • А могут ли города быть памятниками?

-Да, оказывается, могут! И такие памятники находятся совсем недалеко от нашего города – например. памятники истории и культуры древнего города Болгар, остров-града Свияжск.

  • Кто из вас уже побывал в этих городах? Что интересного узнали? Поделитесь своими знаниями.
  • Сегодня мы с вами совершим путешествие поземле города Булгар.  Давайте поговорим о Булгарском государстве, потомками населения которого являются казанские татары.

История

Много веков назад в широких степях Северного Кавказа, около Азовского и Черного морей,    на    равнинах    между    реками    Дон    и    Дунай   существовало    сильное    государство    Великая    Болгария, основателем и правителем которого был Кубрат хан. Долгие годы верой и правдой правил он своей страной, но тут случилось несчастье - Кубрат хан заболел, силы его иссякали, но и умирающим он оставался грозным ханом, его слово было для всех законом. Позвал он к своему ложу сыновей, вождей многочисленных племен, советников. Собрав свои силы, он рассказал им притчу о человеке, который раздал своим сыновьям по прутику и велел их сломать.

  • Кто из вас может рассказать эту притчу до конца?

 (Те без труда это сделали. Потом человек собрал прутья в один пучок и снова дал сыновьям, чтобы те сломали. На этот раз пучок не смог сломать ни один из них.)

  • Как вы думаете, что тем самым хотел сказать хан?
  • Какой наказ дал хан своим сыновьям?

(Если будете вместе и заодно - никто вас не одолеет. Если будете порознь - погибнете от рук врагов ваших.)

Не послушались сыновья мудрого совета отца. Не было среди них единства. Распалось великое государство. Хан Аспарух основал Дунайскую Болгарию, сын Котраг стал кочевать в степях Дона, третий сын Батбай покорился хазарам и остался на Кубани, два других сына погибли в боях. Но много было среди болгар тех, кто не хотел жить под властью хазар. Они ушли с родных мест и обрели новую родину на Средней Волге. Это был чудесный край с хвойными и смешанными лесами, в которых встречались целые ореховые леса и большие заросли диких яблонь. В изобилии было и всяких ягод. В лесах обитало много разного зверя и дичи. В реках и озерах водилось множество рыбы. На открытых участках земли выращивали пшеницу, ячмень, просо.

Географическое положение

Для своего города булгары выбрали очень удобное место - на высоком берегу Волги. С одной стороны - рыба, дичь, с другой   - защищает жителей города не хуже крепости, а с третьей   - прекрасная водная дорога. Двигаясь по ней вверх по течению можно добраться до Балтийского моря, до далекого Севера, а вниз по течению - до Каспийского моря. (Работа по физической карте России.) И здесь и там редкого товару можно купить дешево, а свой товар продать дорого. Торговой рекой была Волга. Не зря ее называли Великим Волжским путем.

Великий Волжский путь. Торговля. Купцы

Булгары были хорошими купцами. Они имели торговые отношения со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью.

- Как вы думаете, ребята, а чем торговали   предки казанских татар?

Торговали мехом, лесом, обувью, ювелирными изделиями из золота, серебра, бронзы, меди; гончарной посудой с резным орнаментом, оружием; одеждой, расшитой бисером и серебром и другими ремесленными изделиями. Только булгарским мастерам был известен секрет изготовления тонкой кожи. Ее так и звали - «булгари». До сих пор в Центральной Азии и Иране самую лучшую кожу и обувь называют булгарской. Первыми в Европе булгары начали выплавлять чугун и изготавливать сталь.

Сохранившиеся архитектурные сооружения

Развивалось и крепло государство Волжская Булгария. Ее столица   город Булгар в Х-ХIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; строились мечети, школы с центральным отоплением и водопроводом. До наших дней сохранились развалины Черной палаты, Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

Игра «Собери  пазлы» (групповая  работа).     (Каждая команда-ряд вытягивает конверт с заданием.)

Задание 1. Из пазлов собрать рисунок Малого минарета, выбрать его описание из предложенных.

Задание 2. Из пазлов собрать рисунок Черной палаты, выбрать его описание из предложенных.

Задание 3. Из пазлов собрать рисунок Северного мавзолея, выбрать его описание из предложенных.

Описание  1.  Это здание было сооружено во второй половине XIV века. Одиннадцатиметровая башня довольно хорошо сохранилась. Несмотря на сходство  с Большим минаретом,   это,   однако,   вполне  самостоятельное сооружение. Два круглых цилиндра поставлены друг на друга, а поскольку диаметр верхнего меньше, то получилась своеобразная галерея.


Описание 2. В этом здании, по одному из предположений, в далекие времена вершился ханский суд. В зал суда вели четыре входа — отдельно для каждого судьи и хана.

Для судилища предназначался высокий светлый купольный зал с некогда лепным декором, который до нас не дошел. В помещениях первого этажа, низких и сырых, держали осужденных.

Сохранились предания, почему это здание так называют. Одно из них гласит, что, когда враги разгромили столицу булгар, некому стало биться на крепостных стенах, хан укрылся в дворцовой крепости. Победители подожгли крепость. Огонь распространился быстро, все затянуло дымом. Когда дым рассеялся, на крыше, живая, не тронутая огнем, сидела юная царевна. Царевну увезли, а здание «живет» и поныне.

Описание 3. Это здание было сооружено в первой половине XIV века напротив главного входа северного фасада Сборной мечети. Строительство таких зданий над погребениями знатных людей было широко распространено в мусульманском мире, в том числе и в Болгаре. В 1968-1969 гг. памятник был реставрирован. Был восстановлен верхний полусферический купол. Он\ представляет собой тонкую (7-15 см) железобетонную оболочку, которая легла на основание сохранившегося древнего купола. Над9 памятником создана легкая защитная железо-керамзитная оболочка, опирающаяся на железные стойки, которая призвана охранять кладку стен от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей. Внутри мавзолея собраны памятники малой архитектуры -намогильные плиты, найденные на территории Болгарского   городища.

- Все эти памятники архитектуры и истории мы с вами обязательно увидим на экскурсии, когда посетим этот некогда великий город.

Религия

  Булгары были язычниками. В 922 году в Булгарию приезжает посольство из Багдада, и съезд всех булгарских племен принимает государственную религию - ислам. (С принятием ислама древняя тюркская письменность заменяется арабской). Булгария приняла ислам за 76 лет до крещения Киевской Руси.

Искусство

  У булгар были свои ученые и поэты. В первой половине XII в. жил Якуб ибн-Ногман, составивший "Историю Булгарии". Ученый Бурхан ибн-Булгари написал книги по риторике и о лекарствах. Поэма Кул Гали (чье имя носит одна из улиц нашего города) "Сказание о Юсуфе" (XIII в.) была известна далеко за пределами Булгарии и оказала заметное влияние на все последующее развитие литературы булгарского и татарского народов.

Падение города

В XIII веке на Волжскую Булгарию обрушились монголы Бату-хана. В 1236 году Булгария была завоевана и вошла в состав Золотой Орды. В 1361 году Булгар был сожжен завоевателями, город потерял свое величие. Но затем он возродился. И его долгие годы называли «золотым троном Джучиева улуса».  

Итог урока.

-Ребята, а как вы думаете, почему сегодня 1 сентября мы с вами говорим о Волжской Булгарии, о городе Булгар?

«История Булгар имеет колоссальное значение. Без ее изучения мы никогда не поймем связь России с Востоком», - писал академик И.Н.Тихомиров.

20 февраля 1995 года по Указу Президента России Б. Н. Ельцина Булгарский историко-архитектурный музей-заповедник вошел в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Возрождение

В настоящее время первый президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев исполняет обязанности председателя Попечительского совета Фонда возрождения памятников культуры и истории «Янарыш», занимающегося проектами реконструкции древнего города Булгар и православных храмов на острове-граде Свияжске.

«В Булгарах построят новую мечеть. У мечети будет медресе, рассчитанное на 30 учеников. Есть надежда, что медресе, которое будет расположено далеко от больших городов, на природе, на том месте, где наши предки приняли ислам, в будущем станет филиалом Российского исламского университета»,- рассказал первый президент Татарстана, Государственный советник Минтимер Шаймиев.

А еще в этом году в Булгарах началось строительство музея хлеба. «Этот музей был бы интересен и для туристов», - объяснил Минтимер Шаймиев. Музей хлеба составит целый музейный комплекс. Здесь будут мельница, дом выпечки хлеба, амбар, хижина кузнеца, водная мельница, колодец, родник, хлебные поля.

Домашнее задание

Постарайтесь узнать побольше о памятниках истории и культуры нашего края, города Казани. На следующих уроках, классных часах мы обязательно о них поговорим.

Использованные материалы

  1. М. Зарипов, Ж. Миндубаев. От Ульяновска до Казани. - М.: «Искусство», 1976 -152 с.
  2. С. Шамси, И.Измайлов. Волжская Булгария в рассказах для детей. - Казань: «Магариф», «Слово», 1995 - 80 с.
  3. http://ru.wikipedia
  4. http://www.kcn.ru/tat ru/history/h bulg.ru.html
  5. http://bulRar-portal.ru/
  6. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/28/
  7. http://www.bolgar.info/s_mavzolei.php
  8. http://www.intertat.ru/ru/clauses/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

Классный час "Булгар и Свияжск -памятники истории и культуры"

Классный час "Свияжск и Булгар - памятники истории и культуры" построен в виде путешествия по древним городам Татарстана. Заочную экскурсию по этим местам ведут учащиеся (заранее получают текст)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА (КЛАССНОГО ЧАСА), ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских...

"Моя семья в истории и культуре родного города". Исследовательская деятельность. 3 класс.

Ежегодно в нашей гимназии проводится  Межрегиональный фестиваль исследовательских работ " Открытие мира" в рамках Национальной  Образовательной программы " Интеллектуально-творческий потенци...

Урок православной культуры в Боровске. От старообрядчества к православию. Памятники культуры древнего города.

Материал содержит сведения о памятниках культуры города Боровска Калужской области.Использовать материал можно на уроках по Основам Православия и на уроках краеведения. Материал может быть полезен для...