Развитие скорости чтения
статья по теме
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_skorosti_chteniya.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие скорости чтения
Карнаухова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?
«Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».
(Грекова Т. А. «Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени»).
Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.
Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.
Упражнения для развития скорости чтения
1.Динамическое чтение. Динамическое чтение – это чтение вслух. Ребёнок читает, слова воспринимаются как картинки.
На карточках записан столбик слов из 5 -7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
щи
ива
баня
акула
затея
гиена
берёза
ёж
бал
боль
иней
обувь
2.Бинарное чтение
Одну таблицу или текст читают два человека одновременно.
са-за сы-зы сэ- зэ со-зо су-зу | аса-аза ысы-ызы эсэ-эзэ осо-озо усу-узу | за-са зы-сы зэ-сэ зо-со зу-су |
Это упражнение помогает ребёнку чувствовать себя увереннее и читать в более быстром темпе.
3. Очередь
Читают по очереди. Сначала читает взрослый, затем читает ребёнок. Это может быть чтение по одному слову, или по целому предложению.
Этим усиливается концентрация внимания.
4. Ловушка
Взрослый читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ребёнок ищет эту замену.
Развивается и скорость чтения и обогащается словарный запас слов.
5. Фотоглаз, упражнение развивающее оперативную память.
На карточке столбик слов, которые ребёнок читает определённое время. Слова закрываются, ребёнок по памяти называет прочитанные слова.
блюдо
бригада
здание
глобус
гребень
владелец
краситель
крупинка
грабельки
дракончик
глагольный
6. Счёт слов
На максимальной скорости ребёнок читает текст и одновременно считает слова. Перед чтением ребёнку можно задать вопрос, на который он должен ответить после окончания работы. Вопрос может быть любого характера и по содержанию и по высказыванию своего отношения.
Упражнение развивает умение удерживать 3 задачи одновременно :
- понимать текст
- искать информацию
- увеличивать объём прочитанного
7. Сканирование
За 20-30 секунд ребёнок «пробегает» глазами текст в поисках важной информации.
8.Буксир
Взрослый читает вслух, изменяя скорость чтения и ребёнок читает вслух, стараясь успеть за взрослым
9. Прыжки
Чтение текста через слово. Читать может ребёнок один: одно слово читает, другое пропускает. А можно читать вдвоём и втроём, соответственно пропускать надо будет по два слова.
Это упражнение расширяет поле зрения, усиливает концентрацию внимания, удержание смысловой единицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития скорости чтения
Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства.Поэтому цель научить учащихся беглому и осознанному чтению текста. Упражнения данной статьи помогут учителю и родителям развить скорост...
Упражнения для развития скорости чтения
Работа на уроке чтения с пословицами и фразеологическими оборотами позволит расширить словарный запас учащихся, повысит уровень техники чтения, даст хорошие знания в олимпиадах по презмету...
Упражнения для развития скорости чтения
Упражнения для развития скорости чтения...
Упражнения для развития скорости чтения
Упражнения для развития скорости чтения...
Упражнения для развития скорости чтения.
Приведены примеры упражнений для скоростного чтения и их описание....
Упражнения на развитие скорости чтения
Скорость чтения...
Упражнения для развития скорости чтения
Упражнения для развития скорости чтения...