Трудовое воспитание младших школьников как средство коррекции интеллектуального развития
методическая разработка по теме

Шендо Светлана Ильинична

В данной разработке отражены особенности трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; показаны методы, приемы коррекционной работы по данному направлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание младших  школьников  как средство коррекции интеллектуального развития

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет своё представление о себе и об окружающем мире, радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитете школьника в классе.

     В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие  коллективности труда школьник получает  навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.

    Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма. Желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

     Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогические организованные виды общественно – полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

  Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

   Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами,  результатами труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

      Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создаёт условия для развития эстктической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности.

  В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития становления личности.

   Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающие в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд даёт возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей осознать  значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств.

  В трудовой деятельности можно выделить целый ряд возможностей: личности на личность; личность на коллектив; коллектив на личность; коллектив на коллектив. Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью и самоуправление поведением, организация коллективной трудовой деятельности и  самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личной трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нём личности.

   Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребёнку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение и воспитание на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, ребёнок приобретает  чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

      Осуществление любой деятельности зависит от того, чем она побуждается т.е. от её мотивов. При наличии интереса к деятельности её мотивов совпадает с целью- познать и овладеть этой деятельностью. Без наличии познавательных мотивов  интерес к труду может быстро угаснуть. Если порученное дело вызывает у школьника интерес. То он выполняет его с увлечением и радостью. Что создаёт благоприятные условия для проявления творческих способностей в труде.

  Поддерживая  и прививая интерес к труду, необходимо помнить, что добиваться от детей качественного выполнения работы нужно постепенно, учитывая возрастные особенности. Неодинаковое отношение школьников к различным видам труда закономерно. Это связано  с различным уровнем трудовых навыков  и умений, с возможностью самостоятельно ставить цель, мотивировать её, достигать результата. Учителю и воспитателю следует более тщательно продумывать содержание отдельных трудовых поручений. Стремиться к тому, чтобы труд был не надуманным, а жизненно необходимым.

   В процессе трудовой деятельности школьники приобретают опыт, повышается их самостоятельность, появляется уверенность в своих силах. Всё это укрепляет интерес к труду.

Интерес к труду усиливает и коллективный труд, школьник осознаёт себя членом коллектива. Формирование интереса к труду влияет на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Интересная , содержательная коллективная работа объединяет детей общей целью. Они становятся более организованными, дружными, внимательными друг к другу.

   Существенная роль в решении коррекционных и образовательных задач нашей школы принадлежит трудовому воспитанию.

Значение планируемого систематического трудового воспитания, осуществляемого в младшем школьном возрасте, заключается так же и в том, что оно оказывает положительное коррекционное и развивающее воздействие на формирование нравственного облика ребёнка, способствует возникновению у него тех ценных качеств личности. Как коллективизм, взаимопомощь, сознательное отношение к порученному делу. Дети начинают понимать пользу труда для благополучной жизни семьи коллектива в которой они живут.

   Трудовая деятельность весьма положительно сказывается и на их интеллектуальном развитии, в частности эффективно способствует формированию у них таких форм мышления, как наглядно –образное и наглядно –действенное.

   Трудовому воспитанию в специальных школьных учреждениях уделяется большое внимание. В соответствии с программой у них воспитывается заинтересованное отношение к элементарных видам детского труда, положительное отношение к труду взрослых, настойчиво прививают навыки самостоятельной посильной трудовой деятельности. Большое внимание уделяется привитию навыков самообслуживания.  Опыт показывает, что при поступлении в специальное школьное учреждение младшие школьники обнаруживают порой полную беспомощность  в самообслуживании, весьма слабо владеют культурно – гигиеническими навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой. Они требуют от воспитателя большого терпения и внимания. Важно не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть, умываться, одеваться и раздеваться, заправлять кроватки, наводить порядок в спальне, классе, шкафах с одеждой и т.д., но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать всё это хорошо, заслуживая одобрение взрослых. Для того, чтобы труд по самообслуживанию понравился ребёнку, доставлял ему радость, воспитатель должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Не  следует торопить его, досадывать на его медлительность или,  напротив, излишнюю поспешность. Нарекания приведут лишь к тому, что у ребёнка появиться негативное отношение к трудовому занятию, возникает стремление уклониться от него. Навыки и умения, сноровка и аккуратность придут к детям постепенно. На первых же порах необходимо прежде всего вызывать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваться поставленной цели, и тогда дети вполне овладеют разнообразными формами труда по самообслуживанию.

   Успешность овладения детьми каким –либо трудовыми навыками зависит от методики его предъявления. Например, пригласив детей в умывальную комнату, воспитатель сообщает им, что сегодня они будут учиться правильно мыть руки, умываться или чистить зубы. Надо предстоящий процесс разделить на этапы очерёдности выполнения. Здесь можно использовать этические беседы, разъяснение, убеждение, внушение, практические занятия.

Для того чтобы дети усвоили последовательность операции и научились осуществлять их достаточно ловко, в хорошем темпе, требуется провести несколько занятий. И в дальнейшем - контроль над каждым ребёнком.

Так же постепенно надо приучать детей пользоваться полотенцем, стирать носочки. Показывать и объяснять как правильно держать полотенце, как втираться досуха, как правильно свернуть и повесить на спинку кроватки. Использовать практические занятия по стирке носочков.

По окончании занятия обязательно обращать внимание детей на их внешний вид, отмечать, какие они стали чистые и красивые.

  В младшем школьном возрасте следует формировать и культурно – гигиенические навыки во время еды: умение аккуратно есть, правильно держать ложку, убирать посуду со стола, протирать стол.

  Дети, только что поступившие в специальное учреждение в большинстве случаев не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Следует систематически формировать у них эти навыки. В ходе обучения необходимо оказывать каждому ребёнку помощь, особенно при застёгивании пуговиц, завязывании шарфов, шнуровке обуви. Однако по мере овладения детьми навыками одевания и раздевания сокращать в этом своё непосредственное участие, переходить  к напоминанию о порядке выполнения действий. Очень важно всегда замечать даже самые небольшие достижения детей, хвалить за старание.

  Следует обязательно поощрять стремление детей оказать помощь товарищу.

Оказание взаимопомощи очень важно и в коррекционном отношении. Известно, что перенос уже усвоенного навыка в иную, даже сходную обстановку всегда очень затруднён у ребёнка. Ситуация, при которой ребёнок должен помочь товарищу, например завязать шарф, застегнуть пуговицу, способствует перестройке косного стереотипа деятельности, заставляет его переосмыслить знакомые ситуации. Привлекая детей к оказанию взаимопомощи, надо напоминать, что и в какой последовательности нужно сделать. Это убеждает ребёнка в его способности помочь другому, вызвать уверенность в себе и своих силах.

  Необходимо, чтобы дети научились правильно убирать за собой постель, менять постельное бельё (только  в случае необходимости прибегая к помощи взрослых). С этой целью систематически проводятся практические занятия, чтобы дети усвоили последовательность выполнения работы.

  Необходимо сформировать привычку быть  подтянутым, аккуратно и чисто одетым. Следует отметить, что у тех воспитателей, которые требовательны и внимательны к внешнему облику детей, культуре их поведения в повседневном быту, детский коллектив выглядит в целом гораздо более благоприятно, вызывает к себе всеобщее расположение. Привитие детям навыки культуре их поведения в повседневном быту, детский коллектив выглядит в целом гораздо более благоприятно, вызывает к себе всеобщее расположение.

 Привитие детям навыки культурного поведения сглаживают их специфические личностные особенности поведения.

   По сравнению с отдельными поручениями – дежурства являются более сложной формой детской трудовой деятельности. Они предъявляют  к ребёнку  самые разнообразные требования: уметь сосредоточиться на выполнение задания, удерживать в памяти последовательность выполнения конкретных дел, уметь договориться с товарищами и их распределении. Дежурство приучает детей к большей самостоятельности, формирует у них чувство ответственности за порученное дело.  Вводить дежурство следует постепенно.  Вначале  назначать наиболее сильных, ловких детей дежурными по спальне, классу: их работа является своеобразным образцом для всех остальных. Наблюдая за тем, как дети выполняют свои обязанности, в случае необходимости помогать им. После того, как дети завершат работу, обязательно надо подчеркнуть, как необходимо всё то, что они делами.

   Особенно нуждаются в поддержке и одобрении воспитателя нерешительные, пассивные дети.

Трудности в поведении порой мешают их уверенности в своих силах, порождают своеобразный страх перед самостоятельной работой.

В ходе дежурства происходит своеобразная смена позиций: 1 он отвечает за порученное дело, 2 к нему за помощью обращается взрослый. Это несомненно повышает авторитет ребёнка в собственных глазах, он начинает чувствовать себя более уверенно.

  Вырабатывая самостоятельность, стремление содержать свои вещи в надлежащем порядке, вовремя увидеть (заметить) возникший беспорядок в классе, раздевалке, шкафах с одеждой и играми, на рабочих местах (почистить одежду, вовремя пришить пуговицу, повесить правильно школьную форму, разложить одежду по своим полочкам, расставить обувь и т.д.)  обязательно следует объяснить, что в каждый предмет обихода вложен большой человеческий труд, напоминать о необходимости соблюдать правило: каждой вещи – своё место.

  Изготовление различных поделок способствует развитию восприятия детей, ознакомлению с разнообразными материалами и их свойствами. Особенно эффективно происходит совершенствование моторной сферы: системы зрительно – двигательных координаций, мелкой моторики рук, сочетаемости движении. Необходимо учить детей планировать предстоящую работу, помогать, направлять выполнение на основные этапы, ориентироваться на результат. Всё это положительно влияет на развитие мышления.

  Прежде всего знакомят детей со свойствами материала. На занятиях по ручному труду широко используются разнообразные материалы: семена, веточки, листочки которые дети собирают на прогулках, обсуждение - для чего они могут пригодиться. Так же используется бумага, крупа (рис, манка), яичную скорлупа. На занятиях демонстрируются готовые поделки из природных материалов, чтобы вызвать интерес к предстоящей работе. Затем дети сами под руководством воспитателя выполняют, изготавливают поделки, как индивидуальные,  так и коллективные. Очень важно чтобы дети получили удовлетворение от выполненной работы, радовались результатам труда. Здесь непременно надо отметить старание детей, похвалить их за проявление терпение и трудолюбие.

  Особе внимание уделять формированию эстетического вкуса у ребёнка в процессе выполнения разнообразных работ. Обучать детей определённым навыкам и техническим операциям, что несомненно очень важно и значимо, но и учить их, как правильно, в соответствии с эстетическими требованиями сочетать материалы, располагать их  использовать специфические свойства.

  С младшего школьного возраста  необходимо приучать детей к работе на пришкольном участке. Необходимо учитывать индивидуальные склонности и возможности  (сбор и посев семян, уход за растениями, прополка цветников, уборка закреплённой территории около школы и т.д.).

Труд в природе должен приобщать детей  к сельскохозяйственным работам, воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям труда.

Ознакомление детей с каждым новым видом трудовой деятельности и привитию соответствующих навыков обязательно должна быть посвящена целая серия занятий. Убедившись, что дети хорошо уяснили последовательность и правильность в выполнении действий, освоим технику их осуществления, стремясь к тому, чтобы дети использовали свои умения в повседневной практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

1. Введение.В настоящее время наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду подростков с аномальным развитием психики (дети, имеющие диагноз: ЗПР, олигофрения, тугоухость, слабовидение, ...

Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ, отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагр...

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия-тренинга по нейропсихологической коррекции психических процессов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Приветствие  «Здравствуй, Саша!» Цель: ...

Кинезиология как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Главным условием успешной и эффективной работы, направленной на преодоление и ослабление психофизических недостатков учащихся с интеллектуальным недоразвитием является её системность, комплексность и ...

«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности» (многофункциональное развивающее пособие БОЛЬШОЙ СУНДУЧОК ДУМ ДУМЫЧА»)

Использование пособия позволяет: • Повышать познавательный интерес детей с УУО • Закреплять материал в интересной форме • Делать педагогический процесс более эмоциональным • Позволяет добиватьс...

«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности»

Здесь можно познакомиться с моими дидактическими играми, которые предназначены для детей младшего школьного возраста с УУО...

«Дидактические игры для детей младшего школьного возраста с УУО как средство коррекции интеллектуальной деятельности»

Здесь можно познакомиться с моими дидактическими играми, которые предназначены для детей младшего школьного возраста с УУО...