Работа с семьёй в начальной школе
статья по теме
В статье представлен опыт работы классного руководителя 1-4 классов с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semyoy_v_nachalnoy_shkole.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ С.Новоликеево |
Работа с семьёй в начальной школе |
(Из опыта работы) |
Тюлина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов |
2013 год |
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка.
Изучение семьи начинается с первого родительского собрания. Провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы я узнаю информацию не только о своих будущих учениках, но и о семьях, с которыми мне предстоит сотрудничать: уровень образования, условия жизни и материального обеспечения. Включаю вопрос: какую помощь родители могут предложить по организации мероприятий с классом. Итоги анкетирования я активно использую при составлении плана воспитательной работы.
Составляю социальный паспорт класса. В моём 3-А классе обучается 18 человек. Все проживают в нашем селе. Малообеспеченных семей -3, многодетных - 4, неполных – 3. Лишь 6 родителей имеют высшее образование. Две семьи находятся на контроле по линии администрации школы, так как не уделяют должного внимания своим детям.
Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:
- Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
- Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
- Привлечение родителей к организации работы с классом.
Одним из важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Без неё невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, оценить её эффективность или несостоятельность, наладить работу с коллективом родителей.
Например, рисунок семьи, нарисованный первоклассником, может о многом рассказать психологу школы, выявить проблемные ситуации в ней. Это даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями этих учеников.
Диагностика проводится на протяжении всего времени работы с классом.
Формы работы с родителями разнообразны:
- родительские собрания,
- посещение семей учащихся,
- совместные мероприятия,
- индивидуальные беседы,
- анкетирование,
- семейные праздники,
- походы, экскурсии.
Большим помощником в работе с родителями является родительский комитет. Его выбираем на первом родительском собрании и стараемся сохранить на все годы обучения в начальной школе.
Наша школа сельская. У нас нет клуба, спортивных кружков. Школа и библиотека являются учреждениями, куда в свободное от учёбы время могут пойти дети. Все центры дополнительного образования находятся в Кстове. Не каждый родитель имеет возможность сопровождать ребёнка в эти учреждения. Это накладывает ответственность на классного руководителя сельского класса при построении воспитательной системы.
При составлении воспитательной системы с классом я использовала опыт Моисеевой Галины Юрьевны. Мне понравились тексты по духовно - нравственному воспитанию, которые она предлагает для чтения. Эту литературу я использую при проведении классных часов, а также предлагаю родителям для семейного чтения и обсуждений с детьми. Примеры текстов: Е.Пермяк « Как Миша хотел маму перехитрить», В.А. Сухомлинский "Стыдно перед соловушкой"
М.Андрианов Плохой пример заразителен., В. Осеева «Злая мама и добрая тетя» и др.
Семейное чтение духовно- нравственной литературы не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, послушании, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, является средством общения между людьми разных поколений.
Ещё я воспользовалась идеей Галины Юрьевны по организации проектной деятельности во внеурочной работе. Помощь родителей при подготовке проекта просто необходима, так как младшие школьники не всегда самостоятельны и нуждаются в их мудром руководстве.
Тема проектов 2 класс: «Мы хотим жить в мире и согласии»
При работе над проектом ребята делились на группы. Изучали правила поведения и готовили презентацию для своих одноклассников по темам:
1 группа - Правила поведения в школе.
2 группа - Правила поведения в гостях.
3 группа - Правила поведения в театре.
4 группа – Правила отношений между людьми.
На защиту проектов мы пригласили родителей. Ребята очень старались поделиться приобретёнными знаниями. Помимо презентаций, ребята приготовили сценки, стихи, загадки. В заключение праздника я предложила ученикам оценить себя при помощи смайликов.
Смайлики самооценки:
Весёлый: Я - культурный человек. Со мной приятно общаться.
Смущённый – Я - иногда веду себя неправильно, но я постараюсь исправиться.
Грустный:- Я - часто веду себя неправильно, поэтому у меня нет друзей. Мне нужно многое в себе поменять.
У младших школьников часто преобладает завышенная самооценка, поэтому я попросила выйти ребят с весёлыми смайликами. Одноклассникам предложила оценить уровень культуры этих ребят. После оценки товарищей остались те, кто достоин похвалы, а также дети включили в группу мальчика, который наоборот, занизил свои результаты. Это позволило не только детям взглянуть на себя глазами сверстников, но и родителям сделать вывод, а что с их ребёнком не так.
Тема проектов 3 класс: «Я откопаю свой талант»
Я работаю второй год во вторую смену. По этой причине мои ученики лишены возможности посещать кружки в школе. Сделав с родителями уроки вечером, всё утро они предоставлены сами себе. Отсутствие занятости часто толкает их на правонарушения: курение, пропуск уроков без уважительной причины.
Работа над проектами помогла некоторым из ребят увлечься делом, показать свои способности в областях, не связанных с учебной деятельностью: выжигание, рисование, линогравюра, бисероплетение, вышивка, сочинение стихов, танцы и спорт.
Большую помощь в изучении семьи и самого ребёнка оказывает курс - гражданское образование. Во 2 классе - это «Кораблик», в 3 классе - «Жар- птица».
В 4 четверти второго класса изучается раздел «Я и моя семья».
Темы:
- Мир семьи.
- Я и моё имя.
- Свет мой зеркальце, скажи.
В первой четверти 3 класса - это раздел «Тепло родного очага».
Темы:
- В поисках счастья.
- Сохраняя прошлое.
- Моя родословная.
- Я - надежда Отечества.
- Слышу голос из прекрасного далёка.
- В кругу родном и тесном.
- Что в сердце бережно храним.
Изучение истории своей семьи эффективно лишь при условии, что родители, бабушки и дедушки являются помощниками детям и учителю. Например, составить родословную семьи. Даже третьеклассники порой затрудняются назвать полное имя своих бабушек и дедушек, не говоря уже об именах более старших родственников.
С каким интересом ребята рассказывали о членах своей семьи, о которых удалось узнать при работе над заданием.
Изучая тему «Сохраняя прошлое» дети познакомились с понятием «реликвия». В классе была организована выставка семейных реликвий. Изучение истории вещей, хранящихся в семье в память о предыдущих поколениях, способствует бережному отношению к ним, помогает укреплению связей между поколениями.
С огромным интересом учащиеся выполняли задания по сбору воспоминаний своих бабушек об истории села Новоликеево, несколько фотографий из семейных альбомов вошли в проекты «История села», «Культура села в 20 веке».
На классных часах мы часто обсуждаем вопросы, связанные с семьёй.
- Какие качества ты особенно ценишь в своих родителях?
- Какую семью ты хотел бы иметь, когда станешь взрослым?
- Какие семейные традиции и реликвии ты хотел бы передать свои детям или внукам?
В качестве домашнего задания было предложено написать « Письмо в будущее». Большинство ребят писали письма свои будущим детям или внукам. Передавали им свой опыт, полученный на часах по духовно- нравственному воспитанию.
Праздники в начальной школе любят не только дети, но и их родители. В тёплой дружеской обстановке отмечаем «Праздники осени», «День именинника», 23 февраля и 8 марта, « День матери». Часто утренники заканчиваются чаепитием.
В нашей школе традиционно проводится месячник содружества семьи и школы. Проводятся дни открытых дверей, когда родители могут прийти на урок. А также мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Крепка семья - крепка держава» и другие.
Родители помогают организовывать экскурсии, мероприятия, оказывают помощь при подготовке к конкурсам (сделали кормушку, семейные фотографии к «Разговору о правильном питании, костюмы к праздникам )
Работа с одарёнными детьми и слабоуспевающими во многом эффективна благодаря участию родителей. Задача учителя - привлечь и умело использовать потенциал семьи при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.
Литература:
1.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы.- М.: Вако, 2006.
2. Э.В.Витушкина . Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника. /ж. Начальная школа №1 2013/.
3. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я.,Яшина Н.Ю. Уроки гражданского образования в начальных классах: методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик», «Жар-птица»- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...
Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"
В работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные методы и приемы....
Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе
Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе...
ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»
ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...
Формы взаимодействия школы с семьёй, работа с родителями в начальной школе
В работе указаны формы и методы проведения родительских собраний, формы взаимодействия школы с семьёй. Отмечены правила при подготовке к родительским собраниям, и принципы общения с родителями. Предст...