Работа с семьёй в начальной школе
статья по теме

Тюлина Наталья Анатольевна

В статье представлен опыт работы классного руководителя 1-4 классов с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semyoy_v_nachalnoy_shkole.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ С.Новоликеево

Работа с семьёй в начальной школе

(Из опыта работы)

Тюлина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

                                                                                       2013 год


      Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от  взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка.

     Изучение семьи начинается с первого родительского собрания.  Провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы я узнаю информацию не только о своих будущих учениках, но и о семьях, с которыми мне предстоит сотрудничать: уровень образования,  условия жизни и материального обеспечения. Включаю вопрос:  какую помощь родители могут предложить по организации мероприятий с  классом.    Итоги анкетирования я активно использую при составлении плана воспитательной работы.

   Составляю социальный паспорт класса.  В моём 3-А классе обучается 18 человек. Все проживают в нашем селе. Малообеспеченных семей -3, многодетных -  4, неполных – 3.   Лишь 6 родителей имеют высшее образование. Две семьи находятся на контроле по линии администрации школы, так как не уделяют должного внимания своим детям.

    Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:

  1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
  2.  Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
  3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

      Одним из важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Без неё невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, оценить её эффективность или несостоятельность, наладить работу с коллективом родителей.

    Например,  рисунок семьи, нарисованный первоклассником, может о многом рассказать психологу школы, выявить проблемные ситуации в ней. Это даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями этих учеников.

     Диагностика проводится  на протяжении всего времени работы с классом.

Формы работы с родителями разнообразны:

- родительские собрания,

- посещение семей учащихся,

- совместные мероприятия,

- индивидуальные беседы,

- анкетирование,

- семейные праздники,

- походы, экскурсии.

       Большим помощником в работе с родителями является родительский комитет. Его выбираем на первом родительском собрании и стараемся сохранить на все годы обучения в начальной школе.

     Наша школа сельская.  У нас нет клуба, спортивных кружков. Школа и библиотека являются учреждениями, куда в свободное от учёбы время могут пойти дети. Все центры дополнительного образования находятся в Кстове. Не каждый родитель имеет возможность сопровождать ребёнка в эти учреждения.  Это накладывает ответственность на классного руководителя сельского класса при  построении воспитательной системы.

    При составлении  воспитательной системы с классом я использовала опыт Моисеевой Галины Юрьевны. Мне понравились тексты по духовно - нравственному воспитанию, которые она предлагает  для чтения. Эту литературу я использую при проведении классных часов, а также предлагаю родителям для семейного чтения и обсуждений  с детьми. Примеры текстов: Е.Пермяк « Как Миша хотел маму перехитрить», В.А. Сухомлинский  "Стыдно перед соловушкой"

М.Андрианов Плохой пример заразителен., В. Осеева  «Злая мама и добрая тетя» и др.

 Семейное чтение  духовно- нравственной литературы не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, послушании, добре и зле, но и сближает всех членов  семьи,  является средством общения между людьми разных поколений.

   Ещё я воспользовалась идеей Галины Юрьевны по организации проектной деятельности  во внеурочной работе. Помощь родителей при подготовке проекта просто необходима, так как младшие школьники не всегда самостоятельны и нуждаются в их мудром руководстве.

     Тема  проектов 2 класс: «Мы хотим жить в мире и согласии»

При работе над проектом ребята делились на группы. Изучали правила поведения и готовили презентацию для своих одноклассников по темам:

 1 группа - Правила поведения в школе.

 2 группа - Правила поведения в гостях.

 3 группа - Правила поведения в театре.

 4 группа – Правила отношений  между людьми.

 На защиту проектов мы пригласили родителей. Ребята очень старались поделиться приобретёнными знаниями.  Помимо презентаций, ребята приготовили сценки, стихи, загадки. В заключение праздника я предложила ученикам оценить себя при помощи смайликов.

Смайлики самооценки:  

 Весёлый: Я - культурный человек. Со мной приятно общаться.

  Смущённый – Я - иногда веду себя неправильно, но я постараюсь исправиться.  

  Грустный:-    Я - часто веду себя неправильно, поэтому у меня нет друзей. Мне нужно многое в себе поменять.

У младших школьников часто преобладает завышенная самооценка, поэтому я попросила выйти ребят с весёлыми смайликами. Одноклассникам предложила оценить уровень культуры этих ребят. После оценки товарищей остались те, кто достоин  похвалы, а также дети включили в группу  мальчика, который наоборот, занизил свои результаты. Это позволило не только детям взглянуть на себя глазами сверстников, но и родителям сделать вывод, а что с их ребёнком не так.  

     Тема проектов 3 класс: «Я откопаю свой талант»

     Я работаю второй год во вторую смену. По этой причине мои ученики лишены возможности посещать кружки в школе. Сделав с родителями уроки вечером, всё утро они предоставлены сами себе. Отсутствие занятости часто толкает их на правонарушения: курение, пропуск уроков без уважительной причины.

Работа над проектами помогла некоторым из ребят увлечься делом, показать свои способности  в областях, не связанных с учебной деятельностью: выжигание, рисование, линогравюра, бисероплетение,  вышивка, сочинение стихов, танцы и спорт.

   

     Большую помощь в изучении семьи и самого ребёнка оказывает курс -  гражданское  образование. Во 2 классе - это «Кораблик», в 3 классе - «Жар- птица».

В 4 четверти  второго класса изучается раздел «Я и моя семья».

                                                    Темы:

  1. Мир семьи.
  2. Я и моё имя.
  3. Свет мой зеркальце, скажи.

В первой четверти  3 класса - это раздел «Тепло родного очага».

                                             Темы:

  1. В поисках счастья.
  2. Сохраняя прошлое.
  3. Моя родословная.
  4. Я - надежда Отечества.
  5. Слышу голос из прекрасного далёка.
  6.  В кругу родном и тесном.
  7. Что в сердце бережно храним.

   Изучение истории своей семьи эффективно лишь при условии, что родители, бабушки и дедушки являются помощниками детям  и учителю.  Например, составить родословную семьи. Даже третьеклассники порой затрудняются  назвать полное имя своих бабушек и  дедушек, не говоря уже об  именах более старших родственников.  

С каким интересом ребята  рассказывали  о членах своей семьи, о которых удалось узнать  при работе над заданием.

  Изучая тему «Сохраняя прошлое» дети познакомились с понятием «реликвия». В классе была организована выставка семейных реликвий. Изучение истории вещей, хранящихся в семье в память о предыдущих поколениях, способствует бережному отношению к ним, помогает укреплению связей между поколениями.  

     С огромным интересом учащиеся выполняли задания по сбору воспоминаний своих бабушек об истории села Новоликеево, несколько фотографий из семейных альбомов вошли в проекты «История села», «Культура села в 20 веке».

    На классных часах мы часто обсуждаем вопросы, связанные с семьёй.

- Какие качества ты особенно ценишь в своих родителях?

- Какую семью ты хотел бы иметь, когда станешь взрослым?

- Какие семейные традиции и реликвии ты хотел бы  передать свои детям или внукам?

      В качестве домашнего задания было предложено написать « Письмо в будущее».   Большинство ребят писали письма свои будущим детям или внукам.  Передавали им  свой опыт, полученный на часах  по духовно- нравственному воспитанию.

    Праздники в начальной школе любят не только дети, но и их родители. В тёплой дружеской обстановке отмечаем «Праздники осени», «День именинника», 23 февраля и 8 марта, « День матери».  Часто утренники заканчиваются чаепитием.

     В нашей школе традиционно проводится месячник содружества семьи и школы. Проводятся дни открытых дверей, когда родители могут прийти  на урок.   А также мероприятия:   «Мама, папа, я – спортивная семья»,  «Крепка семья - крепка держава» и другие.

    Родители помогают организовывать экскурсии, мероприятия, оказывают помощь при подготовке к конкурсам (сделали кормушку, семейные  фотографии  к «Разговору о правильном питании, костюмы к праздникам )

     Работа с одарёнными детьми и слабоуспевающими во многом эффективна благодаря участию родителей. Задача учителя - привлечь и умело использовать потенциал семьи при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

        Литература:

1.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы.- М.: Вако, 2006.

2. Э.В.Витушкина . Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника. /ж. Начальная школа №1 2013/.

3. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я.,Яшина Н.Ю. Уроки гражданского образования в начальных классах: методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик», «Жар-птица»- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....

Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе

Методические рекомендации для классного руководителя по работе с семьёй в начальной школе...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Формы взаимодействия школы с семьёй, работа с родителями в начальной школе

В работе указаны формы и методы проведения родительских собраний, формы взаимодействия школы с семьёй. Отмечены правила при подготовке к родительским собраниям, и принципы общения с родителями. Предст...