Проектная деятельность младших школьников.
статья (2 класс) по теме

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istomina_n_konferentsiya_po_ekologii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Истомина Н.П. учитель начальных классов школа №33

Проектная деятельность младших школьников.

 

В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

К сожалению, уроки окружающего мира ограничиваются стенами классной комнаты. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

    Ученики открывают личностные «Я–знания», оказываясь в проблемной ситуации, личностно значимой для него и вызывающей потребность в освоении того или иного понятия и ответа на вопросы: «Почему? Не знаю, что происходит? А как это случилось? А что если?» Ребенок научается смотреть на изучаемый объект с разных сторон. Перед учителем стоит сложная задача: научить младшего школьника задавать себе вопросы, удивляться, развивая тем самым познавательную активность.

Учитель становится консультантом, наставником, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности.

Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.

Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.

Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

Опыт показывает, что учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном для них уровне.

В феврале в МБОУ « Средняя общеобразовательная  школа №33№»прошла научно-практическая конференция среди учащихся начальных классов. Школьники 2-3 классов представили свои работы.

 Лучшей была признана работа Лисичниковой Алины и Емельяновой Снежанны . Школьницы  приняли  участие в научно-практической конференции «Личность. Индивидуальность. Развитие» и заняли 1 место.

 Работа, которую девочки представили, называется «Бездомные животные». Ученицы обратили внимание на проблему,  которая остро стоит не только в нашем городе, но и в стране; увеличивается количество бездомных животных. Исследование направлено на поиск причин этой проблемы, и существующих путей её решения. 

В ходе исследования проблемы они определили цель работы:  изучить проблемы существования бездомных собак в нашем городе и привлечь внимания жителей к данной проблеме.

Для достижения  поставленной цели были определены следующие задачи:

  • изучение литературы и других информационных источников по проблеме бездомных животных;
  • анализ существующего  опыта  в решении проблемы бездомных животных в разных странах и определение возможных путей  снижения их численности;
  • определение численности и  особенностей поведения бездомных собак в посёлке Энергетиков путем наблюдения;
  • установление с помощью анкетирования отношение граждан к проблеме существования бездомности;

Девочки выдвинули гипотезу: Если каждый житель нашего города осознает свою ответственность за тех, кого приручил, то бездомных животных на улицах станет меньше.

Объектом исследования стала проблема бездомных животных.

 Изучая эту проблему,  Снежанна и Алина выясняли, по каким причинам  животные оказываются на улице, как они питаются, почему их количество год от года растёт и попытались выяснить, что предпринимается в нашем городе для решения этой проблемы.

 Проблема, которую ставят девочки, актуальна.  В своём исследовании школьницы использовали методы наблюдения, беседовали с главой администрации Черновского района, с работниками ветеринарной клиники , обращались в средства интернет, провели анкетирование и социальный опрос жителей города, были проведены конкурсы рисунков и сочинений по данной теме. В ходе работы были выявлены пути решения этой проблемы. Данная работа заставила многих детей и взрослых задуматься, а стоит ли заводить питомца, если нет возможности его содержать, а значит цель, которую ставили ребята достигнута.

В заключении своей работы девочки сделали вывод,что Силами школьников, к сожалению, мало, что можно сделать. Такую проблему невозможно решить без государственного вмешательства, но смотреть и ничего не делать тоже невозможно.

Проведенная исследовательская работа помогла нам учащимся начальной школы и их родителям стать добрее, заботливее, ответственнее, научила задумываться над нашими поступками. Мы научились работать с различными источниками информации, встретились с интересными людьми. Данная работа должна иметь продолжение. Предстоит ещё многое сделать. Животные ждут от нас помощи.

Рекомендации, составленные детьми, работавшими по проекту, показали, что главная цель – воспитание бережного отношения к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях – была достигнута.

Очевидно, что экологический проект играет большую роль в воспитании, образовании младшего школьника, развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной задачи, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...