Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией младших школьников.
статья (1 класс) по теме
Известно, что игровое начало присуще всем детям, через игру ребёнок адаптируется в социальном мире, игровое творчество применяемое педагогами на уроках помогает маленьким ученикам c наибольшим комфортом войти в сложный для них период перехода от детского сада к школе. Ученики чуть старше через игру снимают эмоциональное напряжение, связанное с некоторой монотонностью заучивания обязательных комбинаций в процессе отработки техники исполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_na_urokakh_khoreografii.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией младших школьников.
Известно, что игровое начало присуще всем детям, через игру ребёнок адаптируется в социальном мире, игровое творчество применяемое педагогами на уроках помогает маленьким ученикам c наибольшим комфортом войти в сложный для них период перехода от детского сада к школе. Ученики чуть старше через игру снимают эмоциональное напряжение, связанное с некоторой монотонностью заучивания обязательных комбинаций в процессе отработки техники исполнения.
Театрализация начинается уже с первых уроков партерного экзерсиса. Ребёнок в этом возрасте ещё не может сознательно работать на перспективу своего физического развития. Но на подсознательном уровне через игру и веру в предлагаемые обстоятельства он будет стараться выполнить качественно определённые упражнения.
Укажу здесь только названия упражнений (не по порядку выполнения), потому что все мы их знаем: «кобра» (исполняя данное упражнение, дети непроизвольно начинают шипеть и высовывать языки). Такие «эмоциональные выбросы» допускаются на первом этапе разучивания); «зайкины ушки» (работа стоп); «колобок» (растягивание мышц спины и пассивный массаж позвоночника); упражнения на мышцы спины и гибкость позвоночника: «рыбка», «кошечка», «собачка», «лисичка через забор», где с каждым разом заборчик ниже, а лисичка всё изворотливее; «корзиночка» (детям нравится, когда «корзиночку» поднимают); упражнения на гибкость тазобедренных суставов: «лягушка», «бабочка», «цапля»; упражнение для профилактики плоскостопия: «гусеница». Некоторым упражнениям дети сами дают названия ( «а на что это похоже?») по своим внутренним ощущениям, так они их проще и надольше запоминают. Ведь моя главная задача - привить любовь к движению, чтобы в дальнейшем ученик мог самостоятельно развивать и совершенствовать свои умения и навыки.
Перейдём непосредственно к театральным играм и упражнениям, которые можно использовать на занятиях хореографии.
Игра «Зоопарк» (на внимание).
Группа участников (15 чел.) на расстоянии вытянутых рук становится в круг с закрытыми глазами. Руководитель каждому на ухо шепчет по одному из пяти видов животных (вразброс). По команде играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали, осторожно двигаясь с закрытыми глазами, и примкнуть к своей «стае».
После этой игры логично можно перейти к танцу-импровизации «Летом в деревне». Здесь в припеве имитируются движения упоминаемых в песне животных, где можно не только станцевать движения, но и поизносить звуки данных персонажей.
«Остров спасения». Для 1-2 классов.
Это увлекательная игра, после выполненных упражнений партерного экзерсиса. Дети двигаются между гимнастическими ковриками с определённой скоростью. ( на 15 человек 5 ковриков). С окончанием музыкальной фразы каждый участник должен заскочить на ближайший «островок». С каждым разом один «островок» исчезает. В итоге остаётся один, на котором должны разместиться все участники. В этой игре педагог может ставить для себя несколько задач. Например:
- выявить лидерские и аутсайдерские задатки в характере отдельных участников путём наблюдения за игрой;
- в случае, если игра идёт между руководителем и группой, то здесь педагог оказывает помощь в сплочении группы, объясняет о важности взаимовыручки, т.к. успех группы засчитывается тогда, когда никто из участников «не пропал» и все продержались (в буквальном смысле) на «островке» какое-то время до прибытия спасателей.
Нижеприведённые упражнения можно вводить в урок в начале учебного года, чтобы привлечь к себе интерес, выработать совместно с детьми условные знаки внимания, которые не нарушаются ни при каких обстоятельствах, так как ученики с большей лёгкостью верят в игру, чем в простое «Тихо! Тихо!». Можно также включать подобные упражнения в начале четверти, после каникулярного перерыва, в конце учебного года, когда основная программа закончена, здесь театральный тренинг помогает сохранить интерес к уроку, среди всего многообразия других учебных предметов.
Все без исключения игры проводятся в строжайшей тишине, дети максимально бесшумно передвигаются в пространстве.
Первое упражнение, которое должны освоить ученики – это тренинг на скорость передвижения в пространстве.
Игра «скорость» 1-2 кл.
На развитие внутреннего темпоритма, ощущения пространства и взаимодействия с партнёром, на развитие реакции.
Сначала мы вспоминаем с детьми, как мы двигаемся в пространстве в некоторых знакомых нам ситуациях:
- гуляем, идём спокойно – спокойный шаг – 2-я скорость;
- торопимся в школу, опаздываем - быстрый шаг -3-я скорость;
- осторожная ходьба, как по льду или крадучись, чтобы не разбудить – 1 скорость – очень медленный шаг;
- лёгкий бег – 4-я скорость;
- быстрый бег, когда пытаемся кого-то догнать – 5-я ск. (но в помещении не используется)
По хлопку, соответствующему определённой скорости, учащиеся должны двигаться с заданной скоростью, не по кругу и не по линиям, меняя направление, ни с кем не сталкиваясь. Знак «свисток» - означает остановку (стоп-кадр). Причём руководитель, дотронувшись до плеча любого участника, может спросить о его внутреннем состоянии в жизненной возможной ситуации. Например, бежал, бежал и резко остановился (когда окликнули или возникло неожиданное препятствие).
В 3-4 кл. в это упражнение можно добавить мяч. Руководитель во время движения участников, между звуковыми командами бросает ещё и мяч (без определённого направления). Задача участников не дать мячу коснуться пола.
«Молекула» - 1-4 классы. В этом упражнении развиваются ещё и коммуникативные качества, быстрота реакции, внимание. Каждый участник двигается в своём направлении, в заданной руководителем скорости. По команде, например, «молекула 4» участники должны объединиться с ближайшими соседями в компанию из 4-х человек. Также происходит и с «молекулой 2», «молекулой 3» и т.д. (Музыка приветствуется, соответствующая заданной руководителем скорости, темпоритму . Используется либо фонограмма, либо игра на инструменте).
Театральные игры на внимание:
1-2 классы. Можно проводить на заключительном этапе разучивания различных перестроений в пространстве. Участники по сигналу руководителя за определённое число счёта должны перестроиться соответствующим образом.
- 1 хлопок __построение в шеренгу (если подняты две руки – две шеренги);
- 2 хлопка __ колонны;
- 3 хлопка __ круг;
- свисток__ «шахматный порядок».
3-4 классы. Задания усложняются .
-1 хлопок__ квадрат;
-2 хлопка__ диагональ;
-3 хлопка __ круг, лицом из круга;
-свисток __ ромб.
Фигуры могут быть разнообразные (звёздочка, треугольник, повернувшись лицом в точку №3, повернувшись через одного спиной-лицом и т.д.)
Также руководитель просит одного из участников заранее придумать фигуры и провести игру самому.
Комплексный тренинг (3-4 классы.) включает в себя сразу несколько задач, так как объединяет несколько упражнений подряд. Задачи ставятся на сплочение группы, чувства команды, видение пространства, внимание, оценку ситуаций, скорости реакции, умение осмысленно владеть своим корпусом и т.п. а также закладывается как основа сценического искусства такой важный театральный приём - вера в предлагаемые обстоятельства.
В этом упражнении участникам уже должны быть знакомы следующие задания : дальний угол, ближний угол, «стайка», «стенка», движение в пространстве по скоростям, «единое целое», «стоп-кадр», «поезд», «бревно», «вспышка справа» и другие.
Например, по команде «поезд»: участники ложатся на пол в одном направлении (которое оговаривается заранее), вытянувшись во весь рост, прижав лицо к рукам.
По команде «бревно» участники должны максимально высоко оторваться от пола, как бы сделав прыжок через бревно.
По команде «единое целое» ( например, на 3 счёта) все участники объединяются в одно целое, максимально спрятав острые углы своих частей тела. Руководитель пытается вытащить кого-нибудь из целого, задача участников: не дать ему это сделать.
По команде «стенка» участники должны примкнуть к стене, столь сильно прижавшись к ней, чтобы руководитель не смог отделить участника от стены.
Ну и так далее.
Все эти упражнения выполняются в определённо заданной скорости, руководитель в произвольной последовательности даёт команды, участники чётко их выполняют. Здесь группа играет против руководителя, который внимательно следит за правильностью исполнения, так как игра идёт не на скорость, а на правильность исполнения упражнений.
Хочу отметить следующее, что театральный тренинг для детей не допускает соревновательности между участниками, только если межу участниками группы и руководителем.
Музыкальная игра-импровизация « угадай кто».
Эту игру интересно проводить в начале учебного года и в конце. Причём с каждым учебным годом по игре можно отслеживать усваемость танцевальных движений и ,самое главное, умение их применять на практике. Также можно проследить за творческим началом в ребёнке: насколько максимально он использует своё воображение и фантазию, так как движения в кругу могут быть не только танцевальными, но и изображающими животных, птиц, людей определённой профессии и т.п.
Все участники становятся в круг, выбирают водящего, который выходит за дверь и ведущего, который показывает движения остальной группе под заданную музыку и меняет их незаметно для водящего, когда тот не смотрит. Задача водящего угадать, кто же меняет движения.
На начальном этапе дети не блещут фантазией, сбиваются с ритма, движения скудные, однообразные, в основном повторяют движения друг у друга. Но в процессе обучения движения становятся более осмысленными, дети импровизируют не только в кругу на одном месте, но и двигаются танцевальными движениями по кругу, чётко меняя движения за ведущим, стараются попасть в такт и исполнить более выразительно.
Развитие актёрского мастерства (чего часто не хватает у детей, казалось бы в таком ярко эмоциональном жанре как танец) предусматривает занятие хореографией минимум 2 раза в неделю. Иначе элементарно педагогу не хватит времени помимо отработки техники исполнения работать над артистизмом, ставить этюды на заданную тему, а также вводить в уроки элементы театрального тренинга.
По своему опыту могу сказать, что театральный тренинг и даже его некоторые элементы - это очень увлекательнейшее занятие, дети испытывают эмоциональный подъём, радость, так как с ними уже редко кто играет.
Замятина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования по предмету «хореография».©
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников
Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с младшими школьниками для развития коммуникативных способностей....
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника
Естественным стремлением каждого человека является самовыражение в продуктивной деятельности. Образовательная среда школы предоставляет школьнику множество личностно-ориентированных ...
Использование игр и упражнений для развития внимания младших школьников в урочное и внеурочное время с применением форм индивидуальной и групповой работы.
Внимание как один из познавательных процессов. Виды внимания.Возрастные особенности внимания у младших школьников.Групповые игры на развитие внимания. Подвижные игры и упраж...
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника
Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...
Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "
Тестотерапия – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких диффренцированных движений, координации, тактильных ощущений , а так же ...
Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.
В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологи...
Использование вокальных упражнений в работе с младшими школьниками
Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой м...