Использование вокальных упражнений в работе с младшими школьниками
учебно-методический материал по музыке (3 класс)

Миронова Ольга Леонидовна

Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вокал. Семинар16.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар

Тема выступления: «Использование вокальных упражнений в работе с младшими школьниками»

Учитель – Миронова Ольга Леонидовна

(МБОУ «Средняя школа № 3»)

Еще в древности люди поняли, что, благодаря пению, можно зарядиться энергией позитива, привнести в будни радость и свет, успокоиться и выразить свои чувства. В разные моменты жизни человека всегда и везде сопровождала песня.

В жизни современного человека песня также играет немаловажную роль. Люди с удовольствием поют, когда у них радость на душе, когда приходит весна и расцветают цветы. Хорошая песня улучшает настроение. Когда человек несчастен, песня помогает облегчить душевную боль и страдание. Каждый может найти в музыке что-то для себя.

Пожалуй, все люди любят петь, пусть даже не умея это делать. Часто люди напевают тихонько то, что подсказывает сердце, ведь всем хочется излить то, что на душе. Но, к сожалению, не все люди обладают благозвучным голосом и способностями к пению.

Многие дети, став взрослыми, так и не научились петь, сохраняя неприязнь к музыке. Музыка не дала им радости, на занятиях они чувствовали себя неполноценными, «белыми воронами», и для многих это ощущение отразилось на их характере. Отсюда идет отрицание музыки вообще и непонимание ее значения. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих.

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, всё это в огромной мере способствует общему развития, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, мелодию, музыкальную фразу создают различные комплексы у детей.

Просто каждый ребенок требует к себе различный подход: кто-то усваивает всё налету, и работать с такими детьми одно удовольствие; к другим же надо приложить немало усилий, это требует длительной, кропотливой работы.

Неслучайно, многие педагоги большое внимание уделяют распеванию, т.е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапозона голоса.

Упражнения для распевки помогают разогреть голосовые связки, разбудить необходимые резонаторы, укрепить и развить дыхание, расширить диапозон.

Примеры вокальных упражений:

  1. «Ма-ме-ми-мо-му»,

на - …

«Ла - …»

«Да - …»

«За - …»

«Бра - …»

  1. «Ми-и-я, ми-и-я, ми-и-я»

«Ли-и-я, ли-и-я, ли-и-я»

«Ди-ги-дон»

  1. «У-О-А»

«И-О-А»

  1. «А-а-а-а-а»

«О-о-о-о-о»

«У-у-у-у-у»

«Э-э-э-э-э»

«И-и-и-и-и»

  1. «Льо-о-о-о-о»  и т.д.

Также очень хорошо воспринимаются детьми ритмические упражнения. Проговаривая слова песен, мы можем прохлопать ритмический рисунок в ладоши или прошагать.

Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.

Благодаря этому, создается эмоциональная творческая атмосфера и голоса детей постепенно приобретают естественное звучание.

Примеры песен – попевок: «Лиса», «Динь-Дон», «Мороз», «Скок-скок» и т.д.

Хорошую помощь в вокальной работе с детьми может оказать оригинальная методика музыкальной грамотности, основы хорового сольфеджио. Это методика простых, доступных упражнений.

 

В хоровом сольфеджио есть упражнение «Ручные знаки». Состоит оно из музыкальных ступеней. Каждая ступень – это свой ручной знак. Сжатый кулачок – это нота «до» или ступень раз. Кисть вверх – нота «ре» или ступень два и т.д.

Сначала мы поем ступени, затем ноты с ручными знаками. Потом начинаем играть с нотами в угадайку. Вначале учитель показывает ступени, а дети должны отгадать, что за ноты. А потом начинают и дети придумывать свои ручные знаки. На основе этого упражнения можно строить цепочки вверх и вниз.

Пример: «До-ми, ре-фа, соль-ми» и т.д.

«До-ля, си-соль, ля-фа» и т.д.

Также выполняем упражнения с пропущенными ручными знаками: вначале пропускаем одну, затем две, три ноты. Это упражнение можно выполнять как восходящим, так и нисходящим движением.

Систематические упражнение с ручными знаками (пение по руке) интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, это помогает в формировании основы ладового слуха. Моя конечная цель от простых песен-попевок, игр-упражнений перейти к работе с песней. Это помогает не только выучить песню, но и развить навык пения по ручным знакам, способствует развитию общей музыкальной грамотности и подготовке детей к пению по нотам.

Занятия по предлагаемой методике могут быть как групповые, так и индивидуальные. Постепенно, освоив ручные знаки и звукоряд, ввожу пение нот без музыкального сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Это также помогает контролировать свой голос в сочетании с другими голосами, более точно выстраивается унисон. Детям очень нравятся эти упражнение и они выполняют их с большим удовольствием.

И в заключении, хотелось бы обратить внимание на влияние вокала на детский организм. Многие родители задумываются, куда отдать заниматься ребенка? Бесспорно, на уроки вокала. Причин этому несколько:

- пение улучшает настроение, в момент пения вырабатывается гормон счастья – эндорфин, что благоприятно сказывается на настроении и жизненном тонусе;

- в процессе пения в организм поступает больше кислорода, это помогает улучшить кровообращение, нормализует сердцебиение и артериальное давление;

- пение способствует повышению иммунитета, укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы.

Пойте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всесто...

Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.

Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза....

Статья "Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками".

Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, напр...

Использование метода проекта в работе с младшими школьниками

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого...

Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на  кинезиологи...

Статья "Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий в работе с младшими школьниками с ОВЗ"

Информация для педагогов о применении в работе компьютерных технологий с учащимися с ОВЗ...