Развитие пространственной ориентации у детей.
материал по теме
Игры и упражнения на развитие пространственной ориентации у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие пространственной ориентации | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственной ориентации у детей.
Современное формирование у ребёнка пространственных функций, их тесная взаимосвязь с познавательной деятельностью и развитием специфических школьных навыков и умений неоднократно обсуждались в научно – теоретических исследованиях.
Установлено, что недостаточность пространственных функций, вызывает 47% трудностей, при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма, 16% трудностей при обучении чтению.
Типичные ошибки пространственного различения у учеников начальной школы:
в математике – ошибочное написание цифр, неумение симметрично расположить запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении;
в письме – неумение соотнести буквы и линии в тетради, смешение низа и верха сходных букв, зеркальные ошибки;
в чтении – суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, различение сходных по форме букв;
в рисовании – глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;
в физкультуре – неправильное направление движения, трудности в переключении с одного направления движения на другое.
В числе основных причин этих трудностей выделяются две:
первая – незавершённость процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга;
вторая – обилие вводимых учителем пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими действиями.
Предлагаю три этапа по развитию пространственной ориентации у детей.
Первый этап: Уточнение и обогащение представлениё о пространственных признаках окружающих объектов.
Игры которые можно предложить на данном этапе:
1. Четвёртый лишний.
2. Назови самые непохожие фигуры,
3. Покажи предмет кругло, овальной, прямоугольной формы. Покажи предметы одинаковой формы, назови её,
4. Рассмотри чертёж. Посчитай сколько в квадрате треугольников.
5. Какие геометрические фигуры составляют рисунок, сколько их?
6. Работа с танграмом (составление фигурок человека).
7. С помощью палочек из одной фигуры сделать другую, перекладывая или добавляя палочки.
8. Найди, чем отличаются рисунки. Таких заданий много в детских журналах.
Второй этап: Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе.
Второй этап предполагает использование таких заданий:
1. Покажи правую руку, левую руку, правую ногу и т. д. Наклони голову к левому плечу, повернись направо и т. д. У друга покажи левый глаз и т. д. Репка: кто первый, кто последний.
2. Назвать предметы, находящиеся справа от ребёнка, затем слева.
3. Учитель называет предмет, а ребёнок определяет где он расположен (впереди, сзади, сверху, снизу).
4. По памяти с закрытыми глазами определить расположение предмета.
5. Назови предмет, который находится справа от книги, слева от неё. Где лежит тетрадь? (справа от книги), ручка?
6. Какие цветы расположены впереди девочки, а какие сзади?
7. Далеко – близко, дальше – ближе.
8. Графический диктант по математике.
9. Пространственный диктант: в центр положи красный квадрат, справа, синий, сверху от синего, зелёный треугольник.
Третий этап : Уточнение и формирование представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.
1. Кого или чего не стало? Постепенно увеличивать объём.
2. Что появилось?
3. Что изменилось?
4. Сделай по образцу. Выложи геометрические фигурки в определённом порядке.
5. Рисование по словесному описанию.
6. Какая из птиц сидит высоко, а какая внизу?
Изложенные этапы и упражнения развивающего воздействия помогут сформировать у детей навыки пространственной ориентации, они в конечном итоге будут способствовать дальнейшему росту познавательных способностей детей, а также навыков чтения, письма, счёта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет
Комплекс упражнений для развития пространственной ориентации детей 6-7 лет...
Развитие пространственной ориентации младших школьников.
Игры и упражнения для развития пространсвенной ориентации в первом классе....
Развитие пространственного восприятия у детей
карточки для развития пространственного восприятия детей...
Развитие пространственной ориентации на листе
Пример занятия на развитие пространственной ориентации на листе для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью...
статья Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений у детей
ОглавлениеВведение.. 3Глава I. Теоретические основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактической игры... 71.1. Понятие пространственных представ...
Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений непосредственно влияет на...
АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
В стьтье рассматриваются приёмы развития пространственных представлений у детей на логопедических занятиях....