Развитие пространственной ориентации у детей.
материал по теме

Соловьева Ирина Евгеньевна

Игры и упражнения на развитие пространственной ориентации у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственной ориентации у детей.

 Современное формирование у ребёнка пространственных функций, их тесная взаимосвязь с познавательной деятельностью и развитием специфических школьных навыков и умений неоднократно обсуждались в научно – теоретических исследованиях.

Установлено, что недостаточность пространственных функций, вызывает 47% трудностей, при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма, 16% трудностей при обучении чтению.

    Типичные ошибки пространственного различения у учеников начальной школы:

    в математике – ошибочное написание цифр, неумение симметрично расположить запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении;

    в письме – неумение соотнести буквы и линии в тетради, смешение низа и верха сходных букв, зеркальные ошибки;

    в чтении – суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, различение сходных по форме букв;

    в рисовании – глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;

    в физкультуре – неправильное направление движения, трудности в переключении с одного направления движения на другое.

    В числе основных причин этих трудностей выделяются две:

    первая – незавершённость процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга;

    вторая – обилие вводимых учителем пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими действиями.

    Предлагаю три этапа по развитию пространственной ориентации у детей.

    Первый этап: Уточнение и обогащение представлениё о пространственных признаках окружающих объектов.

    Игры которые можно предложить на данном этапе:

1. Четвёртый лишний.

2. Назови самые непохожие фигуры,

3. Покажи предмет кругло, овальной, прямоугольной формы. Покажи предметы одинаковой формы, назови её,

4. Рассмотри чертёж. Посчитай сколько в квадрате треугольников.

5. Какие геометрические фигуры составляют рисунок, сколько их?

6. Работа с танграмом (составление фигурок человека).

7. С помощью палочек из одной фигуры сделать другую, перекладывая или добавляя палочки.

8. Найди, чем отличаются рисунки. Таких заданий много в детских журналах.

    Второй этап: Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе.

     Второй этап предполагает использование таких заданий:

1. Покажи правую руку, левую руку, правую ногу и т. д. Наклони голову к левому плечу, повернись направо и т. д. У друга покажи левый глаз и т. д. Репка: кто первый, кто последний.

2. Назвать предметы, находящиеся справа от ребёнка, затем слева.

3. Учитель называет предмет, а ребёнок определяет где он расположен (впереди, сзади, сверху, снизу).

4. По памяти с закрытыми глазами определить расположение предмета.

5. Назови предмет, который находится справа от книги, слева от неё. Где лежит тетрадь? (справа от книги), ручка?

6. Какие цветы расположены впереди девочки, а какие сзади?

7. Далеко – близко, дальше – ближе.

8. Графический диктант по математике.

9. Пространственный диктант: в центр положи красный квадрат, справа, синий, сверху от синего, зелёный треугольник.

    Третий этап : Уточнение и формирование представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.

1. Кого или чего не стало? Постепенно увеличивать объём.

2. Что появилось?

3. Что изменилось?

4. Сделай по образцу. Выложи геометрические фигурки в определённом порядке.

5. Рисование по словесному описанию.

6. Какая из птиц сидит высоко, а какая внизу?

    Изложенные этапы и упражнения развивающего воздействия помогут сформировать у детей навыки пространственной ориентации, они в конечном итоге будут способствовать дальнейшему росту познавательных способностей детей, а также навыков чтения, письма, счёта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет

Комплекс упражнений для развития пространственной ориентации детей 6-7 лет...

Развитие пространственной ориентации младших школьников.

Игры и упражнения для развития пространсвенной ориентации в первом классе....

Развитие пространственного восприятия у детей

карточки для развития пространственного восприятия детей...

Развитие пространственной ориентации на листе

Пример занятия на развитие пространственной ориентации на листе для детей младшего школьного возраста  с интеллектуальной недостаточностью...

статья Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений у детей

ОглавлениеВведение.. 3Глава I. Теоретические  основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактической игры... 71.1.  Понятие пространственных представ...

Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на...

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

В стьтье рассматриваются приёмы развития пространственных представлений у детей на логопедических занятиях....