Формы и виды организационной деятельности учителя при изучении курса ОРКЭСЭ
статья (4 класс) по теме
Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля "Основы светской этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno_etika_doklod.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля «Основы светской этики»
Человеком быть трудно,
стать человеком – большая работа.
Э. Межелайтес
Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. (А. Пьерон)
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.
В школах введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед учителем стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально, так как если человек делит с кем-то кров, живёт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определённым правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Уже первые люди поняли, что если помогать друг другу, то жизнь становится легче, а если лениться, враждовать, обманывать - то жить будет хуже. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие.
Жить в мире и согласии, мы учили всегда.
Если мы сравним воспитательную работу и новый курс, то увидим следующее:
Темы по курсу основы светской этики | |
Я – гражданин С чего начинается Родина Государственная символика Уроки мужества Школьный этикет Правила этикета Азы дружбы познаём, замечательно живём! Научились мы дружить, веселее стало жить! Спеши творить добро! У воспитанных ребят все дела идут на лад! Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить! Цикл классных часов Семь «Я» в одном доме | Россия – наша Родина Любовь и уважение к Отечеству Защитники Отечества Что такое светская этика, Этика и этикет, Культура и мораль, Вежливость, Добро и зло, Дружба, Нравственный поступок и т.д. Род и семья – исток нравственных отношений, Семейные праздники, Семейные традиции, Сердце матери |
Темы перекликаются. Цели и задачи так же едины:
Воспитание патриотизма. Воспитания уважительного отношения к родному краю
Формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии. Понятие «добро» и «зло». Понятие и проявление дружбы. Понятие семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Теперь мы осуществляем развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.
Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.
На уроках этики я знакомлю детей с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать, не объясняю материал доступный для понимания. Применяю такие игровые ситуации как: «Кто врунишка?», «Что могло произойти?», «Собираем добрые слова». Ребёнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Веду планомерную работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться. Темы, поднятые в курсе «Светская этика», проходят и через другие предметы. Так, на уроках по изобразительной деятельности дети рисовали Государственный флаг России, дома было предложено нарисовать герб семьи. А на уроках музыки разучили Гимн нашей Родины. На уроках по окружающему миру обращаю внимание на то, что Отчизна наша богата лесами, полезными ископаемыми, мы используем их в своей повседневной жизни, и должны бережно относиться к окружающей нас природе. Стараюсь донести до ребят, что каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И, конечно, темы, поднятые на уроках нового курса, подкрепляются на уроках литературного чтения. Ребята дают характеристику героям произведений, высказывают своё отношение к их поступкам, анализируют, делают выводы. По литературному чтению знакомясь с русской народной сказкой «Василиса Прекрасная», мы задаёмся вопросом: «Что считают добром, а что злом в сказке?» Вспоминаем народные сказки, в которых зависть заставляла героев совершать жестокие поступки. А задания к теме: Добродетель и порок по светской этике таковы:
Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Какие качества главных героев вы назвали бы добродетельными, а какие порочными? Объясните почему?
Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».
Назовите порочные поступки мачех и их родных дочерей из этих же сказок. Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
Получается, что мы об одном и том же говорим не раз и не два, а на всех предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения, формируют и развивают ребёнка как личность, обладающей теми полезными качествами, которые ей (личности) необходимы для жизни в обществе. Сухомлинский В.А. писал: «Воспитать человека, научить его жить – значить научить долженствовать». Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.
Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» помогают в этом. При этом крайне необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность морали и нравственности. Тем самым подкрепляет основные цели и задачи курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о многообразии форм и видов образовательной деятельности.
Исследовательскую работу выполнила слушатель дистанционных курсов Хисматуллина Раиса Гараевна, г Набережные Челны, 2013г.Мы живём в мире, «напичканном» информацией.И эта информация настолько мно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ОРКСЭ"
В презентации дается классификация интерактивных технологий обучения, их использование на уроках ОРКСЭ в 4 классе...
Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ
Делимся своими разработками по теме "Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ"...
Групповая форма работы во внеурочной деятельности учителя
Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их инд...
Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».
Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы работы ни применялись на уроке – главное,...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОРКСЭ»
Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся при изучении курса ОРКСЭ позволяет в полном объеме решать задачи обучения, сформулированные в новом пок...
Формы и виды внеурочной деятельности в условиях ФГОС
Формы и виды внеурочной деятельности в условиях ФГОС...