Формы и виды организационной деятельности учителя при изучении курса ОРКЭСЭ
статья (4 класс) по теме

Андреева Марина Анатольевна

Духовно-нравственное  воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno_etika_doklod.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля «Основы светской этики»

                                                                         Человеком быть трудно,

                                                                          стать человеком – большая работа.

                                                                                                               Э. Межелайтес

Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. (А. Пьерон)

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.  

 В школах введён предмет «Основы религиозных культур и  светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед учителем стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально,  так как если человек делит с кем-то кров, живёт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определённым правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Уже первые люди поняли, что если помогать друг другу, то жизнь становится легче, а если лениться, враждовать, обманывать - то жить будет хуже. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие.

Жить   в мире и согласии, мы учили  всегда.

        Если мы сравним  воспитательную работу и  новый  курс, то увидим следующее:

Темы классных часов

Темы по курсу основы светской этики

Я – гражданин

С чего начинается Родина

Государственная символика

Уроки мужества

Школьный этикет

Правила этикета

Азы дружбы познаём, замечательно живём!

Научились мы дружить, веселее стало жить!

Спеши творить добро!

У воспитанных ребят все дела идут на лад!

Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить!

Цикл классных часов

Семь «Я» в одном доме

Россия – наша Родина

Любовь и уважение к Отечеству

Защитники Отечества

Что такое светская этика,

Этика и этикет,

Культура и мораль,

Вежливость,

 Добро и зло,

Дружба,

Нравственный поступок и т.д.

Род и семья – исток нравственных отношений,

 Семейные праздники,

 Семейные традиции,

Сердце матери

Темы перекликаются.     Цели и задачи так же едины:

Воспитание патриотизма. Воспитания уважительного отношения к родному краю

Формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии. Понятие «добро» и «зло». Понятие  и проявление дружбы. Понятие семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Теперь мы  осуществляем развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.

             Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.

        На уроках этики я знакомлю детей с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать, не объясняю материал доступный для понимания. Применяю такие игровые ситуации как: «Кто врунишка?», «Что могло произойти?», «Собираем добрые слова». Ребёнку   приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.

 Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы  о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Веду планомерную работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться. Темы, поднятые в курсе «Светская этика», проходят и через другие предметы. Так, на уроках по изобразительной деятельности дети рисовали Государственный флаг России, дома было предложено нарисовать герб семьи. А на уроках музыки разучили Гимн нашей Родины. На уроках по окружающему миру обращаю внимание на то, что Отчизна наша богата лесами, полезными ископаемыми, мы используем их в своей повседневной жизни, и должны бережно относиться к окружающей нас природе. Стараюсь донести до ребят, что  каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И, конечно, темы, поднятые на уроках нового курса, подкрепляются на уроках литературного чтения. Ребята дают характеристику героям произведений, высказывают своё отношение к их поступкам, анализируют, делают выводы. По литературному чтению знакомясь с русской народной сказкой «Василиса Прекрасная», мы задаёмся вопросом: «Что считают добром, а что злом  в сказке?» Вспоминаем народные сказки, в которых зависть заставляла героев совершать жестокие поступки. А задания к теме: Добродетель и порок по светской этике таковы:

Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Какие качества главных героев вы назвали бы добродетельными, а какие порочными? Объясните почему?

Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».

Назовите порочные поступки мачех и их родных дочерей из этих же сказок. Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Получается, что мы об одном и том же говорим не раз и не два, а на всех предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения,  формируют и развивают ребёнка как личность, обладающей теми полезными качествами, которые ей (личности)  необходимы для жизни в обществе.  Сухомлинский В.А. писал:  «Воспитать человека, научить его жить – значить научить долженствовать». Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.

Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» помогают в этом. При этом крайне необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность морали и нравственности.  Тем самым подкрепляет основные цели и задачи курса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о многообразии форм и видов образовательной деятельности.

Исследовательскую работу выполнила слушатель дистанционных курсов Хисматуллина Раиса Гараевна, г Набережные Челны, 2013г.Мы живём в мире, «напичканном» информацией.И эта информация настолько мно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ОРКСЭ"

В презентации дается классификация интерактивных технологий обучения, их использование на уроках ОРКСЭ в 4 классе...

Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ

Делимся своими разработками по теме "Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ"...

Групповая форма работы во внеурочной деятельности учителя

Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их инд...

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОРКСЭ»

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся при изучении курса ОРКСЭ позволяет в полном объеме решать задачи обучения, сформулированные в новом пок...

Формы и виды внеурочной деятельности в условиях ФГОС

        Формы и виды внеурочной деятельности в условиях ФГОС...