календарно-тематическое планипрвание 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
календарно-тематическое планипрвание 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planiprvanie_4_klass.rar | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
города Бежецка Тверской области
_________________________________________________________________
171980 Российская Федерация, Тверская область,
город Бежецк, пер. Молодежный, д.9
Телефон: 8-(48231) 5-83-04; 8-(48231) 5-83-50
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол №_________ от «_____»_________20___г. Руководитель МО _С.Н.Гогушкина__________ (ФИО) | Согласовано на Методическом Совете школы Протокол №________ от «___»_________20___г. Руководитель МС _Е.Н.Малашина_________ (ФИО) | Утверждаю Директор МОУ СОШ№6 _А.Н.Некрасов_________ (ФИО) Приказ №______________ от «____»_________20____г. |
Рабочая учебная программа
по
Основам религиозной культуры и светской __модуль « Основы православной культуры»____________________
(наименование учебного предмета/курса)
______________________I ступень, 4 класс___________________________
(ступень образования/класс)
______________________2013 – 2014 учебный год_____________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе курса «Основы религиозной культуры и светской этики модуль «Основы Православной культуры» автор Андрей Кураев_____________
(наименование программы)
Программу составил__ учитель начальных классов____________________
С. Н. Гогушкина ( 1квалификационная категория)_______
(ФИО учителя, составившего рабочую учебную п г. Бежецк
2013г.
Программа курса « Основы православной культуры» является рабочей программой, предназначена для работы с учащимися 4 класса и рассчитана на 34 часа.
Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе учебной программы « Основы религиозных культур и светской этики». А.Я. Данилюк.-М.:«Просвещение», 2010.
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель программы:
- Разработка, совершенствование духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» и модуля «Основы православной культуры» в условиях МОУСОШ №6, формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей.
.Задачи программы:
1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества.
2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм – социальная солидарность – гражданственность – традиционные российские религии – семья – труд и творчество- природа и искусство – человечество) через урочную, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей, общественными, религиозными организациями.
3. Оценивание успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания, изучения культурологических основ традиционных российских религий.
4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению;
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
. На основании приказа Министерства образования №69 от 31 марта 2012года преподавание курса «Основы религиозной культуры и светской этики» осуществляется с первой четверти 4 класса. Курс ведётся 1 час в неделю. (34часа)
Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определило для изучения модуль ОРКСЭ «Основы православной культуры »
Описание модуля «Основы православной культуры »
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального нарда России.
Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь год. Оценивание работы идёт только положительными отметками.
Количество часов в год- 34.
Количество часов в неделю-1
Количество часов в 1 четверть- 8.
Количество часов во2 четверть- 7.
Количество часов в 3 четверть - 10
Количество часов в 1 четверть - 9.
Тематическое планирование по модулю
« Основы православной культуры»
( 35часов)
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Используемые ресурсы | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | Россия -наша Родина. | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры | Программа комплексного учебного курса «ОРКСЭ» | С. 4-5, ответить на вопросы | |
2 | Православие и культура | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры | Программа комплексного учебного курса «ОРКСЭ» | С6-7 ответить на вопросы. | |
3. | Человек и Бог в православии | Изучают основы духовной традиции православия | Программа комплексного учебного курса «ОРКСЭ» | С8-11 ответить на вопросы | |
4 | Православная молитва | Дают определения основных понятий православной культуры | Учебное пособие «ОПК» | С.12-15 ответить на вопросы | |
5 | Библия и Евангелие | Дают определения основных понятий православной культуры | Учебное пособие «ОПК» | С.16-19ответить на вопросы | |
6 | Проповедь Христа | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной( православной) культурой и поведением людей | «ОРКСЭ». Книга для учителя | С.20-23 ответить на вопросы | |
7 | Христос и его крест | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | «ОРКСЭ». Книга для учителя | С.24-27 ответить на вопросы | |
8. | Пасха | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей, | «ОРКСЭ». Книга для учителя | С28-31, ответить на вопросы, составить рассказ о праздновании Пасхи в семье | |
9. | Православное учение о человеке | Справочные материалы для образовательных учреждений | С.32-35 ответить на вопросы | ||
10 | Совесть и раскаяние | книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Справочные материалы для образовательных учреждений | С.36-39 ответить на вопросы | |
11 | Заповеди | С.40-41ответить на вопросы | |||
12 | Милосердие и сострадание | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных | «ОРКСЭ». Книга для родителей | С.42-45 ответить на вопросы | |
13 | Золотое правило этики | Книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | «ОРКСЭ». Книга для родителей | С.48-51ответить на вопросы, | |
14 | Храм | Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры | Электронное пособие «ОРКСЭ» | С.48-51 ответить на вопросы | |
15 | Икона | Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры | С.52-55 ответить на вопросы | ||
16-17 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Подготовка к презентации и защита | ||
18 | Как христианство пришло на Русь | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России | С.58-61 ответить на вопросы | ||
19 | Подвиг | Учатся анализировать | С.6263ответить на вопросы Сочинение « Что такое подвиг» | ||
20 | Заповеди блаженств. | жизненные ситуации, | С.64-67 ответить на вопросы | ||
21 | Зачем творить добро? | выбирать нравственные формы | С.68-69 ответить на вопросы | ||
22 | Чудо в жизни христианина | поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | С.70-71 ответить на вопросы | ||
23 | Православие о Божием суде. | С.72-75 ответить на вопросы | |||
24 | Таинство причастия. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений | С.76-79 ответить на вопросы | ||
25 | Монастырь | и культурных традиций | С.80-83 ответить на вопросы | ||
26 | Отношение христианина к природе | Учатся приводить примеры явлений | С.84-85 ответить на вопросы | ||
27 | Христианская семья | православной традиции и светской | С.86-87 ответить на вопросы | ||
28 | Защита Отечества | культуры и сравнивать их. | С.88-91 ответить на вопросы | ||
29 | Христианин в труде | Осуществляют поиск необходимой информации для | С.92-93 ответить на вопросы | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | выполнении я задания | С.94-95 ответить на вопросы | ||
31-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение | Подготовка к презентации и защита |
8.Учебно-методическое обеспечение курса
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
- Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
- Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: Учебное пособие: 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
- Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
- Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
- Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
Требования к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование , 2 класс
Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа"....
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование уроков с ИКТ поддержкой к учебному комплекту Б.П. Гейдмана....
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование интегрированных уроков "Окружающий мир, литературное чтение" для 1 класса (учебник: А. Плешаков)...
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование уроков по обучению грамоте (Горецкий) и литературному чтению (Климанова)+ИКТ...
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование уроков письма и русского языка для 1 класса + ИКТ...
календарно-тематическое планирование 3 класс Школа 2100
развёрнутое календарно- тематическое планирование Школа 2100 3 класс: русский язык, математика, окружающий мир, технология, информатика, литературное чтение...
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа 21 века" 3 класс...