ОРКСЭ тема "Семья"
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Тема: Семья.
Цели:
- познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
- воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
- способствовать сплочению семей учеников;
- развивать устную речь учащихся, способность анализировать.
Оборудование:
- учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы;
- мультимедийный проектор, доска, компьютер;
- презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся;
- вырезанные из бумаги части дома, таблички со словами «любовь», «прощение», «терпение», магниты
К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья».
Ход урока
1. Определение темы урока
- Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты- внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
-Что является опорой в жизни каждого человека?
Если в ответах учащихся не прозвучит слово «семья», учитель предлагает разгадать ребус: 7Я (семья).
Сегодня на уроке мы поговорим о семье. (слайд 1)
2. Понятие слова «семья»
- Как вы понимаете слово «семья»? (слайд2)
Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников ищет определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова.
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
3. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество
- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.
- Почему же возникла необходимость жить семьёй?
Дети предлагают варианты ответов.
Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
(слайд 3)
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
Работа с учебником.
Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.
– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
– Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: О́тчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей. (слайд 4)
Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.
4. Работа с пословицами
- О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?
Объясните смысл данных пословиц: (слайд 5)
- Не нужен клад, когда в семье лад.
- В семье и каша гуще.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.
5. Рассказ о своей семье
- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?
Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся.
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- А какие традиции есть в ваших семьях?
6. Игровое Задание «Строительство дома»
Предлагаю вам сейчас на уроке построить дом. Брёвнышки и крышу я вам дам, а вы договоритесь и сообща соберите их вместе.
Ученики собирают на доске дом, брёвна и крыша которого изготовлены из картона, используя магниты. Задание выполняется под песню «Родительский дом» Л. Лещенко.
- Дом построен. А что самое главное в доме?
Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение.
А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.
7. Притча о ладной семье
- Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?
Учащиеся предлагают свои варианты.
- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
(китайская притча)
- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? (Слайд 6)
Напечатанные на табличках слова «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ» прикрепляются на брёвнышки дома.
Предлагаю вам прочитать правила (слайд 7), которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:
- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
- Не причиняй боли родному человеку.
- Помогай родителям.
- Уважай старость.
- Дари радость членам своей семьи.
8. Обобщение материала (слайд 8)
- Что означает слово семья?
- Что такое генеалогическое дерево?
- Какие семейные традиции вы можете назвать?
9. Домашнее задание (слайд 9)
Выберите одно из предложенных заданий на выбор:
- составь генеалогическое древо своей семьи,
- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 24.07 КБ |
prezentatsiya.pptx | 878.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семья.
Цели:
- познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
- воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
- способствовать сплочению семей учеников;
- развивать устную речь учащихся, способность анализировать.
Оборудование:
- учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы;
- мультимедийный проектор, доска, компьютер;
- презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся;
- вырезанные из бумаги части дома, таблички со словами «любовь», «прощение», «терпение», магниты
К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья».
1. Определение темы урока
- Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты- внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
-Что является опорой в жизни каждого человека?
Если в ответах учащихся не прозвучит слово «семья», учитель предлагает разгадать ребус: 7Я (семья).
Сегодня на уроке мы поговорим о семье. (слайд 1)
2. Понятие слова «семья»
- Как вы понимаете слово «семья»? (слайд2)
Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников ищет определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова.
- Это группа живущих вместе близких родственников;
- Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
3. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество
- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семья” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.
- Почему же возникла необходимость жить семьёй?
Дети предлагают варианты ответов.
Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
(слайд 3)
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
Работа с учебником.
Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.
– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
– Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: О́тчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей. (слайд 4)
Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Кто встретил этот Новый год в кругу своей семьи, присядьте на корточки около своих стульчиков.
4. Работа с пословицами
- О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?
Объясните смысл данных пословиц: (слайд 5)
- Не нужен клад, когда в семье лад.
- В семье и каша гуще.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.
5. Рассказ о своей семье
- Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?
Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся.
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- А какие традиции есть в ваших семьях?
6. Игровое Задание «Строительство дома»
Предлагаю вам сейчас на уроке построить дом. Брёвнышки и крышу я вам дам, а вы договоритесь и сообща соберите их вместе.
Ученики собирают на доске дом, брёвна и крыша которого изготовлены из картона, используя магниты. Задание выполняется под песню «Родительский дом» Л. Лещенко.
- Дом построен. А что самое главное в доме?
Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение.
А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.
7. Притча о ладной семье
- Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?
Учащиеся предлагают свои варианты.
- Сейчас я расскажу вам притчу, а вы найдите в ней ответ на этот вопрос.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».
(китайская притча)
- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? (Слайд 6)
Напечатанные на табличках слова «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ» прикрепляются на брёвнышки дома.
Предлагаю вам прочитать правила (слайд 7), которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью:
- Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
- Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
- Не причиняй боли родному человеку.
- Помогай родителям.
- Уважай старость.
- Дари радость членам своей семьи.
8. Обобщение материала (слайд 8)
- Что означает слово семья?
- Что такое генеалогическое дерево?
- Какие семейные традиции вы можете назвать?
9. Домашнее задание (слайд 9)
Выберите одно из предложенных заданий на выбор:
- составь генеалогическое древо своей семьи,
- нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое семья? Это группа живущих вместе близких родственников; Объединение людей, сплочённых общими интересами. (Из словаря Ожегова С.И.)
ИМЯ даётся родителями при рождении ФАМИЛИЯ переходит от родителей ОТЧЕСТВО присваивается по имени отца
Генеалогическое древо Я брат сестра мама папа бабушка дедушка бабушка дедушка
Объясни смысл пословиц: Не нужен клад, когда в семье лад. В семье и каша гуще. Дерево держится корнями, а человек семьёй. Вся семья вместе, так и душа на месте. Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.
Что нужно, чтобы семья была дружной? ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ТЕРПЕНИЕ
Соблюдай правила: Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании. Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями. Не причиняй боли родному человеку. Помогай родителям. Уважай старость. Дари радость членам своей семьи.
Задание на дом на выбор: Составить генеалогическое древо своей семьи; Нарисовать герб семьи, объяснить, что он обозначает.
Используемые материалы: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры России. Основы светской этики. - М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе
Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...