Рабочие программы по Виноградовой. 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочие программы по всем основным предметам (русский,математика, литературное чтение, окружающий мир, доноведение, технолдогия) 3 класс.
Школа 21 века Виноградова, Технология Лутцева. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения, включая УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы по всем основным предметам ФГОС 2 поколения УУД Школа 21 века | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА |
Рабочая программа |
По Доноведению 3 класс |
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». Рабочая программа по «Доноведению» для 3 класса разработана на основ авторской программы по предмету «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской для 3 класса, утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. На основе образовательной программы начального общего образования МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ на 2013-2014 учебный год.
Программа рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.
- Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013 г..
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.
В авторскую программу изменения не внесены.
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса «Доноведение» Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
- Я и окружающий мир,
- Природа Донского края,
- Человек и природа,
- Жизнь на Дону,
- Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Методические основы изучения курса
«Доноведение».
- Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
- Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный
анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.
- Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
- При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в
целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
- При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
- В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
- Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»
для учащихся
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
- Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
для учителя
- Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (35ч)
Я и окружающий мир (6ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии[3]
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица, поселок)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Столы – …12… шт.
2. Стулья – …12…….шт.
3. Доска магнитная – 1шт.
4. Компьютер с проектором – 1 шт.
5. Экран - 1шт.
6. Фотоаппарат – 1шт.,.
7. Рабочая тетрадь «Доноведение» 3 класс Е.Ю. Сухаревская – 12 шт.
( у каждого ребёнка)
8. Диск «Доноведение» -1 шт.
9. Альбомы для рисования – 12 шт. ( у каждого ребёнка)
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Я и окружающий мир | коллективная | объяснительно-иллюстративный; экскурсия | Презентации, рабочая тетрадь»Доноведение» 3 класс, Е.Ю. Сухаревская | Компьютер, мультимедийный проектор, экран | 1.Составление коллажа «Прежде и теперь». |
2 | Природа Донского края | работа в малых группах; парная работа | экскурсия; проект | Детские журналы: «Юный натуралист», «Костёр», «Мурзилка» газета «Домовёнок» Презентации, рабочая тетрадь «Доноведение» 3 класс, Е.Ю. Сухаревская | Компьютер, мультимедийный проектор, экран | 1.Тематическая выставка рисунков; 2. Мини- сочинение. |
3 | Человек и природа | коллективная; групповая | исследовательская деятельность; экскурсия | Таблицы, справочники, Учебная литература «Естествознание» 1-3 кл. !995г. Н.Я.Дмитриева | Компьютер, мультимедийный проектор, экран | 1.Ролевое театрализованное представление |
4 | Жизнь на Дону | групповая | командные игры; театрализованные представления | Презентации, фотографии, статьи из газет | Компьютер, мультимедийный проектор, экран | 1.Конкурс рисунков «Прошлое Донского края» 2.Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок) |
Методическая литература для педагога.
Учебно – методический комплект курса «Доноведение» для 3 класса:
1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края».
Книга для чтения в начальной школе. Изд. Второе, дополненное. –Ростов-на- Дону:
«БАРО-ПРЕСС», 2011 г.
2.Сухаревская Е.Ю., Виннюкова М.М., Дробеля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.
«Доноведение». Рабочая тетрадь для 3 класса. Ростов –на- Дону.
Изд. «БАРО-ПРЕСС», 2013 г.
3.Сухаревская Е.Ю., Виннюкова М.М., Дробеля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.
«Доноведение»
Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.
3 класс. Изд. –Ростов-на- Дону, «БАРО – ПРЕСС», 2009 г.
4.Сухаревская Е.Ю., Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В.
Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности
в курсе «Доноведение» для учителей начальных классов. Изд. Ростов –на Дону. БАРО- ПРЕСС,
2009 г.
Методическая литература для детей.
1.Рабочая тетрадь «Доноведение». 3 класс, Сухаревская Е.Ю.
Издательство «БАРО –ПРЕСС», Ростов-на Дону, 2013г.
2. Атлас Ростовской области.изд. 2010 г
3.Карта Ростовской области
Методические рекомендации к реализации содержания компонента в окружающем мире на интегративной основе (10-15% от общего количества часов)
№ | Тема | Задачи | Предполагаемые виды деятельности для учащихся |
1 | С чего начинается Родина? | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
2 | Донской край - мой край | ||
3 | Поговорим о безопасности. Дорога от дома до школы. | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
| Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
4 | Семь Я – семья. | Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная традиция», «семейный праздник». Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. | Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» |
5 | Я не знаю земли лучше той, что меня растила! | Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для РО (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы). Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. | Наблюдение предметов живой и неживой природы. Работа с картой РО. |
6 | Чистый город (село) | Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ. Раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также меры по охране их чистоты. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. | Исследовательские работы уч-ся «Что такое вода и ее значение для жизни человека». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». Работа с дополнительной литературой. Защита проекта «Что я могу сделать с мусором». |
7 | Синих рек рукава… | Познакомить с водоемами родного края (3-4). Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологические проблемы. | Работа по физической и контурным картам РО. Исследовательские работы. |
8 | Взгляни на родные просторы! | Познакомить с особенностями поверхности родного края: естественными - холмистой равниной, оврагами, искусственными - курганами, терриконами. | Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» |
9-10 | Чем богаты наши недра | Познакомить с полезными ископаемыми РО: уголь, известняк, песок, глина; их месторождениями. Формировать понятия о необходимости бережного использования подземных богатств края. Рассмотреть свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области. | Работа с картой РО и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых. Практическая работа «Свойства полезных ископаемых». |
11 | Донская земля – житница России! | Познакомить с видами почв Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Определить значение почвы для края. Рассмотреть сельскохозяйственную деятельность человека в крае. Дать общее представление о 3-4 профессиях, связанных с сельским хозяйством. | Практическая работа «Почвы родного края». Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
12 | Цвети мой край родной! | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация; шиповник, барбарис, боярышник, садовый жасмин; полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. Исследовательские работы уч-ся «Мир растений родного края» |
13 | Как нас бабушки лечили. | Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли (подорожник, мята, чабрец, шиповник) | Изготовление справочника лекарственных трав |
14-15 | В мире животных | ОБЖ - безопасное поведение с домашними и дикими животными. Рассмотреть профессии людей в животноводстве. Познакомить с диким животным миром Ростовской области. Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены. Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки, питомники редких животных РО. | Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательские работы уч-ся «Мир животных родного края» Составление модели «Красной книги» РО. |
16-17 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. | Дать общие представления о природных сообществах РО: водоемом, лугом, полем. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. | Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. Исследовательские работы «Мир природного сообщества родного края». |
18 | Степь да степь кругом | Познакомить с географическим положением природных зон степи и полупустыни зон на картах России и Ростовской области. | Конкурс рисунков «Мир степи». Исследовательские работы «Мир природной зоны Ростовской области» |
19-20 | «Спасём и сохраним!» | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. Познакомить с заповедниками и заказниками РО, их ролью в охране окружающей среды, Красная книга РО | Исследовательские работы уч-ся «По страницам Красной книги» Конкурс плакатов «Охраняй родной край» |
21 | Ростовская область на карте | Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном РО и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию РО на карте страны. | Работа с картой Ростовской области Практическая работа по контурной карте: выделение границы РО. |
Праздники Ростовской области: | |||
22 | Знакомство с историей рождения родного города (села), его достопримечательностями Подготовка и проведение праздника, посвящённого этому событию | Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий. Праздничное представление. | |
23 | Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов. Принятие участия в подготовке и проведении праздника, посвящённого этому событию. Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. | Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. Участие в празднике | |
24 | Дать общее представление об обрядах на Дону (на примере праздника Масленицы) | Изготовление куклы - масленички. Общий праздник. | |
25 26 | Познакомить с яркими страницами истории земли Донской (по выбору учителя). Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков; боевое мастерство степняков. | По возможности посещение краеведческого музея. | |
27 | Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей. Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области. | Фестиваль дружбы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...