Рабочие программы по Виноградовой. 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Карнаухова Екатерина Дмитриевна

Рабочие программы по всем основным  предметам (русский,математика, литературное чтение, окружающий мир, доноведение, технолдогия) 3 класс.

Школа 21 века Виноградова, Технология Лутцева. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения, включая УУД. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рабочая программа

По Доноведению 3 класс

2013-2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -  «Доноведение». Рабочая программа  по «Доноведению» для 3 класса разработана на основ авторской программы по предмету «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской  для 3 класса, утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования. На основе образовательной программы начального общего образования МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ на 2013-2014 учебный год.

Программа рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.

  1. Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013 г..
  2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

В авторскую программу изменения не внесены.

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  1. Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

          Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

 Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидности.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Структура курса «Доноведение»    Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

  • Я и окружающий мир,
  • Природа Донского края,
  • Человек и природа,
  • Жизнь на Дону,
  • Яркие страницы истории земли Донской.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок  «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает  представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки  «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.  Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.  Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

Методические основы изучения курса

«Доноведение».

  • Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим  материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

  • Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются  простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный

анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными  на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства  - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.  

  • Для детей целесообразно рекомендовать такие  задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых  дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
  • При  подготовке  к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание  младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
  • парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
  • групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
  • командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в

целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.

           Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся  не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.

 На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя  могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

  • При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
  • В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
  • Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание  обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.

Учебно-методический комплект курса «Доноведение»

для учащихся

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
  2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г.  Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
  4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

для учителя

  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.  2 класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
  3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс  (35ч)

Я и окружающий мир (6ч)

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.

Природа Донского края (12ч)

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы,  ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

Человек и природа (4ч)

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

Жизнь на Дону (13ч)

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии[3]

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица, поселок)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края», -

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок),  и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны: 

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиямвключающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

 Дата    П/Ф

Тема урока

Кол-во

часов

Задачи

Основные виды учебной   деятельности

Я и окружающий мир ( 4 +2 =6 ч   )

1

07.09

Край, в котором я живу

1

Дать представления  о  Ростовской  области  как  административной  единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами  поведения  при  прослушивании  гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить  территорию Ростовской области  на  карте  страны

Работа с картой

Ростовской  области

Практическая

работа по контурной карте: выделение

границы Ростовской области.

2

14.09

О городах и станицах родного края

1

Познакомить с наиболее  крупными городами Ростовской области, с их

архитектурой, достопримечательностями и значением.

Обратить  внимание  на  необходимость  бережного  отношения  к историческим  памятникам, сохранению  исторических  традиций.

Экскурсии  по  городам Ростовской области.

Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

3-4

21.09

28.09

С днём рождения, родной город (село)

2

Дать  представление о своем  населенном  пункте  как о  малой Родине; познакомить с историей  возникновения, происхождением  названия, достопримечательностями, знаменательными  датами, известными  людьми.

Экскурсия.  

Составление

коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей)

Природа Донского края (6 +6 =12ч)

5-7

05.10

12.10

19.10

У природы нет плохой погоды

3

Продолжать  формирование  умений анализировать, сравнивать и выделять  существенные  отличительные  признаки  сезонных  изменений, продолжать систематические  наблюдения  за  погодой. Познакомить  с  особенностями  времен  года  в Ростовской области. Познакомить  с природными  условиями, процессами  и явлениями  характерными  для края (гололед, засуха,  ливневые дожди, грозы, туманы)

Познакомить с профессией - метеоролог.

Экскурсия       «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

8

26.10

Живая  вода.

1

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

Работа  с картой Ростовской области .

Исследовательские  работы.

9

09.11

Разнообразие  водоемов  родного  края. Главная река нашего края

1

Познакомить  с  водоемами  родного  края. Изучение  живой  природы  водоема, находящегося  вблизи  населенного  пункта; его  экологических  проблем.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.

10

16.11

Растения и животные водоёмов.

1

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

Исследовательские работы учащихся

Жизнь на Дону (10 +3 =13ч )

11

23.11

Тайны Донской земли

1

Дать  представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.

Экскурсия  в архитектурный исторический памятник «Танаис»

12

30.11

Танаис – древний город

1

Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.

13

07.12

Дикое поле

1

Дать  представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).

Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

Рисование картин прошлого Дона.

14

14.12

Донской  край – казачий  край

1

Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями  и хозяйством казаков.

Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История казачьей семьи».

15

21.12

Первые казачьи городки

1

16

28.12

Казачья семья

1

Познакомить с особенностями  казачьей семьи и  воспитанием  детей.

17

11.01

Жилище казака

1

Актуализировать знания об  особенностях  быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных   ремеслах

Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

18

18.01

История вещей. Одежда.

1

19

25.01

История вещей. Посуда.

1

20

01.02

Славен Дон!

1

Воспитывать гордость и чувство ответственности перед  настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

Праздничное мероприятие

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону

21

08.02

Сретение. Сороки.

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

22

15.02

Встреча птиц

1

Дать общее представление о международном дне птиц.

Изготовление скворечника

23

22.02

Пасха, Вербное воскресенье

1

Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия.

Природа Донского края

24

01.03

Природная поверхность нашего края

1

Познакомить  с  особенностями  поверхности  Ростовской области:  холмистой  равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы  реки  Дон.

Экскурсия. Практическая  работа «Рисунок, карта  поверхности  родного  края»

25

15.03

Из  недр  Донской  земли

1

Познакомить с полезными  ископаемыми Ростовской области:  известняк, песок, глина; их  месторождения; воспитывать понимание необходимости  бережного  использования  подземных  богатств  края.

 Работа

 с картой Ростовской области  и  практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

26

05.04

Почвы  родного  края

1

Почвы  Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить  значение  почвы  для  Ростовской области.

Практическая  работа

«Почвы родного края»

27

12.04

Цвети, мой  край  родной! Природная экосистема степи.

1

Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.

Экскурсия.

Исследовательские  работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды

28

19.04

Природные экосистемы луга

1

Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

29

26.04

Природные экосистемы леса

1

Познакомить с  одним из природных сообществ  Ростовской области:  лесом. Показать взаимосвязи  растений и животных в данном  сообществе. Влияние  человека на сообщество.

Человек и природа (4 ч)

30

03.05

Донская  земля – житница  России

1

Познакомить с природным сообществом  поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие  на  примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.

Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле»

31

10.05

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями.  Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.

32

17.05

Казачьи посиделки

1

Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

Праздничное мероприятие.

33

20.05

Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1

Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле»

Я и окружающий мир

34-35

24.05

31.05

Славься наш край!

2

Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае.

Викторина. Экскурсия по  мини музею (выставка  поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                           

                             1. Столы – …12… шт.  

                             2. Стулья –      …12…….шт. 

                             3. Доска магнитная – 1шт.

                             4. Компьютер с проектором – 1 шт.

                             5. Экран - 1шт.

                             6. Фотоаппарат – 1шт.,.

                             7. Рабочая тетрадь «Доноведение» 3 класс  Е.Ю. Сухаревская – 12 шт.

                                   ( у каждого ребёнка)

                             8. Диск «Доноведение» -1 шт.

                            9. Альбомы для рисования – 12 шт. ( у каждого ребёнка)

Методическое  обеспечение  программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы 

подведения итогов

1

Я и окружающий мир

коллективная

объяснительно-иллюстративный;

экскурсия

Презентации,

рабочая тетрадь»Доноведение»

3 класс,

Е.Ю. Сухаревская

Компьютер,   мультимедийный проектор, экран

1.Составление коллажа «Прежде и теперь».

2

Природа Донского края

работа в малых группах;

парная работа

экскурсия;

проект

Детские журналы:

«Юный натуралист»,

«Костёр», «Мурзилка»

газета «Домовёнок»

Презентации,

рабочая тетрадь  «Доноведение»

3 класс,

Е.Ю. Сухаревская

Компьютер,   мультимедийный проектор, экран

1.Тематическая выставка рисунков;

2. Мини- сочинение.

3

Человек и природа

коллективная;

групповая

исследовательская деятельность;

экскурсия

Таблицы, справочники,

Учебная литература «Естествознание»

1-3 кл. !995г.

Н.Я.Дмитриева

Компьютер,   мультимедийный проектор, экран

1.Ролевое театрализованное представление

4

Жизнь на Дону

групповая

командные игры;

театрализованные представления

Презентации,

фотографии, статьи из газет

Компьютер,   мультимедийный проектор, экран

1.Конкурс рисунков «Прошлое Донского края»

2.Проект «Жизнь и быт казаков»

(изготовление поделок)

Методическая  литература для педагога.

 Учебно – методический комплект курса «Доноведение» для  3 класса:

1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа  и история родного края».

  Книга для чтения в начальной школе. Изд. Второе, дополненное. –Ростов-на- Дону:

  «БАРО-ПРЕСС», 2011 г.

2.Сухаревская Е.Ю., Виннюкова М.М., Дробеля  Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.

   «Доноведение». Рабочая тетрадь   для 3 класса. Ростов –на- Дону.

   Изд. «БАРО-ПРЕСС», 2013 г.

3.Сухаревская Е.Ю., Виннюкова М.М., Дробеля  Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.

    «Доноведение»

   Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных  классов.

    3 класс. Изд. –Ростов-на- Дону, «БАРО – ПРЕСС», 2009 г.

4.Сухаревская Е.Ю., Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В.

   Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности

   в  курсе «Доноведение»  для учителей  начальных классов. Изд. Ростов –на Дону. БАРО- ПРЕСС,

   2009 г.

Методическая литература для детей.

1.Рабочая тетрадь «Доноведение».  3 класс, Сухаревская Е.Ю.

   Издательство «БАРО –ПРЕСС», Ростов-на Дону, 2013г.

2. Атлас Ростовской области.изд. 2010 г

3.Карта Ростовской области

Методические рекомендации к реализации содержания компонента в окружающем мире  на интегративной основе (10-15% от общего количества часов)

Тема

Задачи

Предполагаемые виды

деятельности для учащихся

1

С чего начинается Родина?

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2

Донской край - мой край

3

Поговорим о безопасности. Дорога от дома до школы.

Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

  1. правила перехода через проезжую часть;
  2. сигналы светофора;
  3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;
  4. дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

4

Семь Я – семья.

Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная традиция», «семейный праздник». Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону.

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

5

Я не знаю земли лучше той, что меня растила!

Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. Познакомить  с природными  условиями, процессами  и явлениями  характерными  для РО (гололед, засуха,  ливневые дожди, грозы, туманы).

Продолжать  формирование  умений анализировать, сравнивать и выделять  существенные  отличительные  признаки  сезонных  изменений, продолжать систематические  наблюдения  за  погодой. Познакомить  с  особенностями  времен  года  в Ростовской области.

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

Работа с картой РО.

6

Чистый город (село)

Уточнить и расширить знания  о значении  воздуха и воды для живых существ.

Раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также меры по охране их чистоты.

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

Познакомить с проблемой   переработки мусора и отходов в родном крае.

Исследовательские работы уч-ся «Что такое вода и ее значение для жизни человека».

Коллективное создание опорных  знаков «Береги воздух», «Береги воду».

Работа с дополнительной литературой. Защита проекта «Что я могу сделать с мусором».

7

Синих рек рукава…

Познакомить  с  водоемами  родного  края (3-4). Изучение  живой  природы  водоема, находящегося  вблизи  населенного  пункта; его  экологические  проблемы.

Работа   по физической и контурным  картам РО.

Исследовательские  работы.

8

Взгляни на родные просторы!

Познакомить с особенностями поверхности родного края: естественными -  холмистой  равниной, оврагами, искусственными - курганами, терриконами.

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

Практическая  работа

«Рисунок, карта  поверхности  родного  края»

9-10

Чем богаты наши недра

Познакомить с полезными  ископаемыми РО: уголь, известняк, песок, глина; их  месторождениями. Формировать понятия о необходимости  бережного  использования  подземных  богатств  края.

Рассмотреть свойства  полезных ископаемых, их  значение для  человека, проживающего в Ростовской области.

Работа с картой РО  и  практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых.

Практическая  работа

«Свойства полезных ископаемых».

11

Донская земля – житница России!

Познакомить с видами почв Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Определить значение  почвы  для  края.

Рассмотреть сельскохозяйственную деятельность человека в крае. Дать общее представление о 3-4 профессиях, связанных с сельским хозяйством.  

Практическая  работа «Почвы родного края».

Исследовательская  работа

«Кто работает на родной земле»

12

Цвети мой край родной!

Познакомить с видами деревьев, кустарников  и трав родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация; шиповник, барбарис, боярышник, садовый жасмин; полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.)

Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

Исследовательские  работы уч-ся «Мир  растений родного края»

13

Как нас бабушки лечили.

Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли (подорожник, мята, чабрец, шиповник)

Изготовление справочника  лекарственных трав

14-15

В мире животных

ОБЖ - безопасное поведение с домашними и дикими животными.

Рассмотреть профессии  людей в животноводстве.

Познакомить с диким животным  миром Ростовской области.

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены.  

Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки, питомники редких животных РО.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».

Исследовательские  работы уч-ся «Мир животных  родного края»

Составление модели «Красной книги» РО.

16-17

Рядом с домом лес и  луг, озеро и речка.

Дать общие представления о природных сообществах РО:  водоемом, лугом, полем. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в  сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное)  человека на сообщество.

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

Исследовательские работы  «Мир природного сообщества родного края».

18

Степь да степь кругом

Познакомить с географическим положением природных зон степи и полупустыни зон на картах России и Ростовской области.

Конкурс рисунков «Мир  степи».

Исследовательские  работы «Мир природной зоны Ростовской области»

19-20

«Спасём и сохраним!»

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

Познакомить с заповедниками и заказниками РО, их ролью в охране окружающей среды, Красная книга РО

Исследовательские  работы уч-ся «По  страницам  Красной книги»

Конкурс  плакатов «Охраняй  родной  край»

21

Ростовская область на карте

Дать представления  о  Ростовской  области  как  административной  единице; познакомить с гербом, флагом, гимном РО и правилами  поведения  при  прослушивании  гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить  территорию РО  на  карте  страны.

Работа с картой

Ростовской  области

Практическая

работа по контурной карте: выделение

границы РО.

       Праздники Ростовской области:

22

Знакомство с историей рождения родного города (села), его достопримечательностями

Подготовка и проведение праздника, посвящённого этому событию

Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.

Праздничное представление.

23

Познакомить с историей освобождения

родного города (села) от фашистов.

Принятие участия в подготовке и проведении праздника, посвящённого этому событию.

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

Участие в празднике

24

Дать общее представление об обрядах на Дону (на примере праздника Масленицы)

Изготовление куклы - масленички. Общий праздник.

25

26

Познакомить с яркими страницами истории земли Донской (по выбору учителя).

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков; боевое мастерство степняков.

По возможности посещение краеведческого музея.

27

Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.

Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области.

Фестиваль дружбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...