Тест для 4 класса
материал по теме
Итоговый тест по русскому языку для выпускников начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тест 4 класс | 41 КБ |
работа над ошибками | 36 КБ |
упражнения для развития техники чтения | 70 КБ |
родительское собрание на тему: Снова вместе" | 41 КБ |
Родительское собрание "Трудности адаптации в 1 классе" | 217.5 КБ |
Советы родителям "Как выполнять домашнее задание" | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ за курс начальной школы.
- Обведи слово, в котором количество звуков и букв не совпадает.
А) холод Б) вылью В) съёмка Г) польза
Запиши выделенное тобой слово звуками ________________________________
Укажи количество звуков и букв в этом слове:________звуков, ___________букв
- Обведи слово, в котором все согласные буквы обозначают только звонкие согласные звуки:
А) столица Б) здоровье В) поход Г) свобода
- Обведи слово, в котором есть согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:
А) шило Б) ширина В) лыжи Г) сады
- Обведи верный вариант деления слова на слоги:
А) пос-ле-до-вать Б) по-сле-до-ва-ть В) по-сле-до-вать
- Обведи верный вариант переноса слова:
А) ра-сказывать Б) рас-сказывать В) рассказыва-ть
- Поставь ударение в словах:
А) начали Б) звонит В) поняла
- а) Обведи все слова, которые не являются однокоренными слову гора:
Гора, пригорок, гордый, горный, горелый, горка.
б) Обведи все формы слова гора:
горный, к горе, горка, у горы, горой.
- Обведи верное определение:
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
- Окончание – это неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов
- Разбери по составу слова:
Ключик высокая выходил беззвучный
- Какой части речи нет в предложении:
Солнце освещало землю, но не согревало её.
Обведи верный ответ:
А) частицы Б) глагола В) прилагательного Г) союза
- Обведи существительное 3-его склонения:
А) у дверки Б) у двери В) у земли Г) у моря
- Обведи глагол 2-го спряжения:
А) смотреть Б) брить В) считать Г) беречь
- Разбери слова как часть речи:
На коня__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Помогал_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У нас_______________________________________________________________________
Последенего___________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вставь пропущенные буквы в окончания имен существительных:
К берез_, у Кол__, на озере____, в посёлк___, о печал___, о колдунь___, к дочер___
- Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов:
Он понима__т, стел__т, ненавид__т, помн___т, бор___тся
- Вставь пропущенные буквы Ъ или Ь, где это нужно:
В___ётся, в___ехал, с___ыграл, пол__за, плащ___, помощ___, стережёш___, вымоеш____
- Вставь пропущенные буквы, где это нужно:
Подска___ка, напрас___ный, грус____ный, прика___, сколь___кий, телегра_____а
- Вставь пропущенные буквы:
Пос__деть на лавочке, пос___деть от старости, сл___зал сметану, сл____зал с крыши, г___р_____ской пейзаж, л__б___диный крик, г___ревать о д__р___гом ч__л___веке.
- Запиши антонимы к словам:
Легкий (портфель) - _________________________________________________
Легкая (задача) - ____________________________________________________
Мягкий (хлеб) - ____________________________________________________
Мягкое (кресло) - __________________________________________________
- Подчеркни слова, которые являются синонимами к слову «смеяться»:
Смеяться – хохотать, веселиться, заливаться (смехом), радоваться, посмеиваться, хихикать.
- Найди в приведенном предложении грамматическую основу. Обведи правильный ответ:
Маленькая неправда в большую ложь вырастает.
А) неправда вырастает Б) ложь вырастает
В) маленькая неправда Г) в большую вырастает
- Подчеркни в предложении однородные члены, если они есть:
И ручьи пели, и звенела весенняя капель.
- Расставь знаки препинания в предложениях. Обведи сложное предложение:
1) Первые капли дождя зазвенели застучали по крышам забарабанили по стеклам окон.
2) Ливень бушевал все сильнее и сильнее деревья качались и шум листьев заглушал все другие звуки.
3) И темные сосны и светлые березы и дрожащие осины стряхивали с себя прозрачные дождевые капли.
- Обведи предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно:
А) А: «П?» Б) «П», - а. В) «П!» а. Г) А: «П»,
- Работа с текстом: Внимательно прочитай текст. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста, связанные с этим текстом:
В.И. Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Толковый словарь – дело всей его жизни. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что эту гигантскую работу проделал один человек.
(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)
- Обведи заглавие, которое наиболее точно отражает тему текста:
А) Толковый словарь В.И. Даля.
Б) Талантливый человек.
В) Языковед по призванию.
2) Обведи формулировку, в которой наиболее точно выражена главная мысль текста:
А) В.И. Даль очень любил свой родной русский язык.
Б) В.И. Даль стал языковедом по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться и вдумываться в слово.
В) Всю свою жизнь, где бы он ни был, В.И. Даль собирал и записывал слова живого русского языка.
3) Определи тип текста о В.И. Дале. Обведи верный ответ:
1) описание 2) повествование
3) рассуждение 4) повествование с элементами описания.
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками 7.Безударная гласная в корне, 13.Разделительный твёрдый знак (ъ)
проверяемая ударением (а, о, е, и, я) Выпиши слово правильно.
1.Пропуск буквы. Выпиши слово. Поставь ударение. Запиши ещё два слова с этой орфограммой
Запиши слово три раза. Выдели корень. Подчеркни Выдели приставку. Подчеркни Ъ и гласную
Подчеркни пропущенную букву. безударную гласную. Запиши после него.
проверочное слово. Например: съезд, объявление, объём.
2.Перенос слова. Делай так: червивый-червь. Запомни: Разделительный твёрдый знак
Раздели слово на слоги для переноса. пишется только после приставок, которые
Делай так: оси-на 8.Парные звонкие и глухие согласные оканчиваются на согласную, перед гласными
Запомни: При переносе одну букву Запиши слово, подбери Е, Ё, Ю, Я
нельзя оставлять на строке и проверочное слово.
нельзя переносить на новую строку. Делай так: ягодка-ягода. 14.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово. Выдели приставку.
3.Мягкий знак (ь), обозначающий 9.Большая буква в имени собственном Запиши ещё два слова с этой же приставкой
мягкость согласных. Запиши слово правильно. Делай так: поехал, побежал, полетел.
Подчеркни Ь и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту
Запиши ещё два слова на эту орфограмму. орфограмму. 15.Правописание приставки со словом.
Делай так: ель, пень, коньки, мальчик. Например: Илья, Волга, Петров. Выпиши слово. Выдели приставку.
Запиши однокоренные слова с другими
4.Гласные после шипящих. 10.Разделительный мягкий знак (ь) приставками.
Напиши слово правильно. Запиши ещё Выпиши слово правильно. Например: заехал, уехал, приехал.
два слова на эту орфограмму. Запиши ещё два слова
Делай так: ежи, роща, туча, тащу. на эту орфограмму. Подчеркни Ь 16.Правописание предлога со словом (пробел)
вместе с гласной. Выпиши слово с предлогом. Докажи, что
5.Сочетания ЧК, ЧН, ЩН. Например: вьюга, листья, соловьи. это предлог.
Выпиши слово правильно. Запомни: разделительный Ь пишется Делай так: к берегу, к (крутому) берегу.
Подчеркни сочетание. в корне после согласных перед Из большой, из (какой?) большой.
Запиши ещё два слова. гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Например: дочка, ночной, мощный. 17.Непризносимые согласные.
11.Двойные согласные. Выпиши слово. Подбери проверочное. Выдели корни.
6.Безударная гласная, непроверяемая. Выпиши слово правильно. Например: честный-честь, вкусный-вкус.
Запиши слово три раза. Запиши однокоренные слова
Подчеркни гласную. Подчеркни двойную согласную. 18.Мягкий знак (ь) после шипящих в конце сущ-ых.
Запиши два однокоренных слова. Делай так: класс, классный. Выпиши слово. Укажи род. Запиши два слова этого рода.
Например: Ягода, ягода, ягода, Делай так: луч-м.р., чиж, плащ.
ягодка, ягодный. 12.Частица НЕ с глаголами. печь-ж.р., дочь, мышь.
Выпиши глагол с частицей НЕ. Запомни: Ь пишется после шипящих у существительных
Напиши ещё два глагола с НЕ. женского рода.
Например: не думай, не ищи, не бегает.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время, когда учитель имеет право выбора учебника, методики преподавания, в школах вводятся новые предметы, в трудной ситуации оказывается ученик. Увлекаясь новшествами, не все учителя уделяют достаточное внимание решению проблемы формирования учебных компетентностей, то есть общеучебных умений и навыков (техника счета, письма, чтения, умения работать с текстом, со справочной литературой и т.д.)
Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться - способам действия с учебным материалом.
Известный ученый и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что основной причиной неуспеха в обучении является низкая техника чтения. Негативная сторона состоит еще и в том, что слабочитающие дети чувствуют неуверенность в себе. Они не успевают прочитать задания в учебнике, когда другие уже в это время приступают к его выполнению. Поэтому, пока учащимися не достигнуты нормативы по технике чтения, необходимые для обучения, они будут иметь неуспех в учебной деятельности, терять к ней интерес.
Упражнения для развития техники чтения.
За годы обучения в начальной школе ученики осваивают чтение в двух формах: чтение вслух и чтение про себя. Если темп чтения про себя превышает темп чтения вслух, то чтение сложилось. Эти две формы чтения взаимно обогащают и дополняют друг друга, поэтому нужно обучать и чтению вслух, и чтению про себя. Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или следующее слово). И по мнению учёных, чтобы увеличился темп чтения, необходимо уделять внимание всем этим факторам.
Виды упражнений, применяемых мною на уроках чтения:
1.Чтение слогов. Смотри на точку и читай слоги, не отрывая взгляда от точки.
М А
М А
М * А
М А
М А
2. Работа с таблицей букв. Как можно быстрее назови буквы в алфавитном порядке.
Ё | М | З | Д | Б |
Г | О | А | К | Е |
Н | Й | Т | Р | И |
В | С | П | Ж | Л |
3.Чтение скороговорок (Сначала беззвучное проговаривание, потом шёпотом, затем вслух медленно и вслух быстро).
4.Упражнение «Разведчик»
-Найти в тексте нужное слово как можно быстрее (это тренирует вертикальное движение глаз по странице)
-Найти за 1 минуту слово на данную букву.
-Взрослый начинает читать предложение, например в середине текста, а ребёнок должен быстро найти и дочитать вместе со взрослым.
5.Упр-ие «Буксир»
-Чтение текста за взрослым вслух, который изменяет скорость чтения.
-Взрослый читает текст вслух, а ребёнок про себя. Взрослый останавливается, ребёнок должен показать, где остановились.
6.Упр-ие «Ловушка». Взрослый читает текст вслух, при этом пропускает слово или заменяет его другим. Ребёнок должен обнаружить ошибку.
7.Упр-ие «Прыжки». Чтение через слово.
8.Упр-ие «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов и назвать по памяти.
9.Троекратное чтение одного отрывка.
-первый раз ребёнок читает в течении одной минуты не спеша
-второй раз этот же отрывок в течении одной минуты, добавляя темп
-третий раз в темпе скороговорки.
10.Таблицы Шульте. (для развития поля зрения)
17 | 1 | 11 | 4 | 16 | 24 |
18 | 8 | 20 | 13 | 5 | 2 |
21 | 7 | 15 | 19 | 9 | 10 |
12 | 22 | 3 | 14 | 6 | 23 |
11.Чтение с закладкой. Когда закладка движется по строке, закрывая уже прочитанный слог.
12.Жужжащее чтение.
13.Ежеурочные пятиминутки.
14.Чтение в парах, в группах.
15. Работа со словарным массивом.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мял Вял Вяз Ряд Зябь пять | Воронка Колонка Коробка Коровка Походка погодка | Метель Житель Зритель Водитель Любитель китель | Дочка Почка Бочка Кочка Мочка точка | Сечка Речка Печка Пачка Дачка мачта | |
Здоровье Здравствуй Спасибо Пожалуйста Привет салют | Очки Ночка Кошка Мошка Мышка ложка | Выть Рыть Ныть Мыть Быть вить | Соломка Солонка Вафля Душа Шары дары | Пашня Башня Капля Цапля Сабля марля | |
Белка Булка Балка Палка Полка полька | Кондрат Панкрат Терентий Ярослав Владислав Станислав | Мять Сядь Ляг Мясо Мясной мясник | День Пень Лень Олень Осень зелень | Известие Приветствие Присутствие Всплеск Страсть возврат | |
Овальный Бальный Сильный Ловкий Зеркальный правильный | Сады Рады Рамы Лапы Вазы фары | Носы Косы Росы Розы Возы ноты | Ресничка Москвичка Страничка Сестричка Синичка птичка | Луна Лупа Рука Мука Губа дуга |
Детям предлагается прочитать столбики слов слева направо или сверху вниз, а также найти заданное слово.
16.Чтение со счётом слов. (чтение про себя и одновременно считать слова)
17.Чтение «Разведка». Дети на максимальной скорости находят нужное слово или предложение.
18.Упр-ие «Финиш». Чтение до указанного слова. Кто быстрей?
19.Чтение «Цепочкой»
20.Читательский дневник (дата, название произведения, количество прочитанных страниц, количество слов в минуту, роспись родителей, роспись учителя).
21. Чтение предложений без гласных. Прочитай предложение, вставляя гласные буквы
.д.н р.з р.б.т. .гр.л. н. .л.ц. н. б.льш.й к.ч. п.ск.
М.м. пр.т.н.л. р.к. п.йм.л. сн.ж.нк.
22. Чтение букв на вдохе. Сделай вдох и как можно быстрее прочитай буквы.
БКЗСТРМНВЗРШЛНХ
-А теперь прибавь к каждой букве гласную «А» и прочитай полученные слоги.
Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире. В связи с этим чтение выступает необходимым компонентом обучения школьников любого возраста.
3.Чтение скороговорок (Сначала беззвучное проговаривание, потом шёпотом, затем вслух медленно и вслух быстро).
4.Упражнение «Разведчик»
-Найти в тексте нужное слово как можно быстрее (это тренирует вертикальное движение глаз по странице)
-Найти за 1 минуту слово на данную букву.
-Взрослый начинает читать предложение, например в середине текста, а ребёнок должен быстро найти и дочитать вместе со взрослым.
5.Упр-ие «Буксир»
-Чтение текста за взрослым вслух, который изменяет скорость чтения.
-Взрослый читает текст вслух, а ребёнок про себя. Взрослый останавливается, ребёнок должен показать, где остановились.
6.Упр-ие «Ловушка». Взрослый читает текст вслух, при этом пропускает слово или заменяет его другим. Ребёнок должен обнаружить ошибку.
7.Упр-ие «Прыжки». Чтение через слово.
8.Упр-ие «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов и назвать по памяти.
9.Троекратное чтение одного отрывка.
-первый раз ребёнок читает в течении одной минуты не спеша
-второй раз этот же отрывок в течении одной минуты, добавляя темп
-третий раз в темпе скороговорки.
10.Таблицы Шульте. (для развития поля зрения)
11.Чтение с закладкой. Когда закладка движется по строке, закрывая уже прочитанный слог.
12.Жужжащее чтение.
13.Ежеурочные пятиминутки.
14.Чтение в парах, в группах.
15. Работа со словарным массивом.
16.Чтение со счётом слов. (чтение про себя и одновременно считать слова)
17.Чтение «Разведка». Дети на максимальной скорости находят нужное слово или предложение.
18.Упр-ие «Финиш». Чтение до указанного слова. Кто быстрей?
19.Чтение «Цепочкой»
20.Читательский дневник (дата, название произведения, количество прочитанных страниц, количество слов в минуту, роспись родителей, роспись учителя).
21. Чтение предложений без гласных. Прочитай предложение, вставляя гласные буквы
.д.н р.з р.б.т. .гр.л. н. .л.ц. н. б.льш.й к.ч. п.ск.
М.м. пр.т.н.л. р.к. п.йм.л. сн.ж.нк.
22. Чтение букв на вдохе. Сделай вдох и как можно быстрее прочитай буквы.
БКЗСТРМНВЗРШЛНХ
-А теперь прибавь к каждой букве гласную «А» и прочитай полученные слоги.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Снова вместе»
На экране: «Любовью и уступками достигается всё»
«Я + Я = счастливая и дружная, надёжная и верная семья»
- Учитель: Уважаемые родители! Рады вновь вас видеть в стенах нашего класса. Сегодня наше собрание посвящено новому учебному году. Ваши дети приготовили спектакль.
2. Выходит Фея в нарядном платье, подходит к экрану и читает надписи. В это время выбегают мальчик и девочка с Голубой планеты (одеты в костюмы голубого цвета), взявшись за руки.
Мальчик и девочка: Ой, здравствуйте!
Фея: Здравствуйте, дети. Вы тоже пришли на этот праздник?
Мальчик и девочка: А о каком празднике вы говорите, уважаемая Фея?
Фея: О празднике семьи.
Мальчик и девочка: Семья? А что это такое семья? Мы живём на Голубой планете и такое слово слышим впервые.
Фея: Мне вас жаль, дети Голубой планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может вам помогут дети планеты Земля? Но прежде посмотрите одну сказку.
Выходят 3 человека (автор, Луна, Звёздочка)
Автор: Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки
Луна: Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый?
Звёздочка: Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко.
Луна: А когда твой свет становится ярким?
Звёздочка: Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат?
Луна: Ты узнала тайну спешащих странников?
Звёздочка: Да. Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым, но глаза его светились в темноте от счастья и радости. Я спросила: «Чему ты радуешься странник?» А он ответил: «Замерзая в снегу, задыхаясь от жары, преодолевая все преграды, я шагал вперёд, потому что знал: дома меня ждёт тепло, уют, забота моей семьи».
Автор: Звёздочка замолчала, потом ответила:
Звёздочка: Вот с той самой поры я и стараюсь дарить путникам как можно больше света. Ведь они его несут в свою семью.
Автор: Луна посмотрела на Звёздочку и спросила:
Луна: А ты бы хотела иметь свою семью?
Звёздочка: А разве это возможно?
Автор: Луна не говоря больше ни слова, махнула рукавом и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд. Они как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая Звёздочка. Мы теперь одна семья»
Фея: Вам понравилась сказка, дети Голубой планеты?
Мальчик и девочка: Да, но мы хотим подробнее узнать, что такое семья
Фея: Ну тогда слушайте.
3.Стихи.
1.Праздника такого нет в календаре,
Но для вас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
2.Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу? Где я была тогда?
Отвечает папа: «Не было тебя» 6.Сегодня праздник у меня
Как же может быть такое, чтобы без меня Сегодня день рождения!
Родилась такая дружная счастливая семья? Придёт поздравить вся семья,
Готовим угощенье!
3.Я так люблю, когда луна глядит в окошко, Две бабушки мои придут
И сказки тихо бродят по углам. И два солидных деда
А рядом мама держит за ладошку Рассказы слушать их люблю
И гладит мои волосы слегка. Про светлый день победы!
Придёт любимая сестра
4.Сегодня в доме выходной, сегодня- воскресенье. С племянницей малышкой
Мы с папой на кухне колдуем вдвоём, И с важным видом буду ей
Для мамы готовим печенье. Показывать я книжки.
Мы стол накрываем и ставим цветы, Сегодня очень счастлив я!
Печенье кладём на блюдо. Я жду тебя, моя семья.
Мы маме подарим любовь и букет,
А мама….помоет посуду.
5.Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,
А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.
4. Дети голубой планеты: Спасибо, дети планеты Земля. А как любят вас ваши мамы и папы?
Чтецы: Они нас одевают и обувают, стирают и готовят нам еду, переживают если мы болеем. Но иногда не обращают внимания на то как мы себя ведём.
Фея: Может покажем как это бывает?
Чтецы: А что давайте. Хоть среди нас таких нет, но увидеть такое нашим мамам не помешает.
5. Сценки.
1 сценка (родители, Петрушка, ведущий)
Родители: Здравствуйте, юные зрители! Мы Петрушины родители,
Старик и старушка. А это наш сынок Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте дети и их родители! Пообщаться со мной не хотите ли?
Я мальчишка удалой, очень шустрый, озорной.
А подраться, пошалить, кто же может не любить?
Родители: На часах девятый час, торопись сыночек в класс.
Вот тебе книжки и тетрадки, мама пирог положила сладкий
С маком и корицей, с перцем и горчицей.
Петрушка: Я сегодня инвалид, у меня живот болит.
Больно мне ворочаться, в класс идти не хочется.
Родители: Ты сыночек не здоров? Позовём мы докторов.
Пусть они тебя осмотрят, капли разные дадут.
Если это очень нужно, пусть укол тебе введут.
Петрушка: Не хочу я докторов. Я уже почти здоров.
Только кружится слегка почему-то голова.
Родители: Ты сыночек, полежи. И о школе не грусти.
Справочку тебе напишут твои добрые родители.
Ведущий: Папа с мамой за порог, а Петрушка прыг да скок.
Он к портфелю подбегает.
Петрушка: Где там с маком пирожок?
Ведущий: Помните родители, есть такие дети. Не пишите справок им ни за что на свете.
Ребята, кто -нибудь узнал себя? Тогда слушаем дальше.
2 сценка (мама, папа, дочка, бабушка)
Мама: Доченька, доченька, сделай одолженье!
Покорми братика сливочным печеньем.
Дочка: Надоело, мама, мне братом заниматься!
На качелях я хочу в парке покататься.
Папа: Доченька, милая, убери в квартире.
На твоём столе давно горы мусора и пыли.
Дочка: Если очень нужно вам, уберите сами.
Три часа уже решаю трудное задание.
Бабушка: Внученька, родная! Едем мы на дачу.
Без тебя на даче наш котёнок плачет.
Внучка: Я на дачу не хочу! Что на даче делать?
Ведь полоть я не могу, а малина не созрела.
Мама, папа, бабушка вместе: Что поделать с девочкой? Подскажите нам.
Может показать её нужно докторам?
Учитель: Сегодня многие взрослые и дети узнали себя в выступлениях ребят. Давайте сейчас мы все вместе мысленно попросим друг у друга прощение. Пусть истории, рассказанные сегодня, никогда не происходят в нашей жизни.
Фея: Вот и подошёл к концу наш праздник. Ребята Голубой планеты, вам у нас понравилось?
Мальчик и девочка: Да, очень. Нам очень захотелось вернуться на свою Родину и рассказать о семьях планеты Земля. А для того, чтобы наш рассказ был убедительным, мы бы хотели сделать фото всех участников сегодняшнего праздника. Эта фото станет самым главным украшением Голубой Планеты.
Все вместе: Всем нам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.
Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?
Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.
У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: “Не хочет учиться…”
Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.
Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.
Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.
Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?
Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.
За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!
Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно “повесить” на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а “пальто”- это словарное слово и всегда пишется через “а”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!
Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.
Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?
Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а так же гиперактивным или слишком тревожным.
Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта “Не могу, не знаю, не умею” в пункт “Могу, знаю и умею!” Причем главная роль принадлежит не вам – вы только сопровождаете отважного маленького путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.
- Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
- Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
- Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
- Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
- Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
- Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
- Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.
В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодей, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальный тест .2 класс УМК " Гармония"
Данный тест проводится в конце года. В него включены задания по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике и технологии. В...
Тесты 2 класс по математике
Тесты по математике 2 класс...
Тесты 4 класс
Тесты для мониторинга в 4 классе...
тест 1 класс
Тест по русскому языку. 1 класс. Программа "Школа 21 века"....
Тесты 4 класс.
Тесты для 4 класса по различным темам....
Оценка знаний (контрольные работы, тесты) - 4 класс, чтение
Контрольные работы, тесты по литературному чтению, по программе "Начальная школа XXI века" - 4 класс, 3 четверть..Источники: Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний. Л.А. Ефросинина....
устный счёт в виде теста 2 класс "Табличное умножение"
Материал теста посвящён табличным случаям умножения чисел.На электронном носителе дети воспринимают лучше, с большей заинтересованностью. Результат сразу же показывается на мониторе. Можно использоват...