Развитие познавательных способностей школьников в условиях перехода к новым образовательным стандартам
статья на тему
Статья содержит обобщение опыта по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей школьников в условиях перехода к новым образовательным стандартам
Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как, память, мышление, речь, внимание, воображение и восприятие. С поступлением ребенка в школу начинается перестройка всех познавательных процессов. Но практика показывает, что процесс этот развивается очень медленно. А изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более высокого развития всех познавательных процессов. Поэтому, считаю важной необходимостью создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Этим и определяется актуальность моей темы по самообразованию.
Работу по своей теме я начала в 2011-2012 учебном году. Для этого определила следующие задачи:
-изучить характеристики познавательных процессов;
-выявить особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста;
-определить комплекс заданий, способствующих развитию познавательных способностей;
Работу над темой я спланировала в несколько этапов.
На 1 этапе мною осуществлялось знакомство с характеристиками всех познавательных процессов, изучение теоретических аспектов развития познавательных процессов младших школьников. Были использованы труды и исследования таких авторов как: В.А. Сухомлинский, Н.Н. Подъяков, Ф.А.Сохина, Р.С. Немов. - психолого -педагогические закономерности развития познавательных процессов младших школьников. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн – психолого-педагогические закономерности развития личности в младшем школьном возрасте. В.А.Николаев, Л.А.Вегнер, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин – условия деятельности, способствующие развитию познавательных процессов младших школьников. Анализ показал:
- память, внимание, мышление, воображение, восприятие и речь являются важнейшими познавательными процессами, которые тесно взаимосвязаны.
-в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в психическом развитии ребёнка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность.
На 2 этапе проводилась систематизация и обобщение теоретического и накопленного экспериментального материала по проблеме исследования, по нескольким ступеням:
1.Наблюдения из опыта работы.
Многолетние наблюдения показали, что дети существенно различаются по уровню психологического развития. Следовательно, они по-разному могут реагировать на одни и те же инструкции и ситуации. Поэтому необходимо учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
2. Систематизация материала
Весь используемый на уроках материал, по развитию познавательных способностей был систематизирован. Все задания отобраны с учётом возрастных особенностей, по принципу «от простого к сложному» с этапами контроля и оценки.
Вывод:
На основе анализа результатов данного этапа мною был сделан вывод, что для повышения уровня развития познавательных способностей необходима специально организованная и систематическая работа. Мною была выдвинута следующая гипотеза:
Развитие познавательных способностей младших школьников будет происходить более эффективно и результативно, если:
1. Организовать систематический процесс, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребёнка;
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в процессе развития познавательных способностей;
3. Содержание занятий будет наполнено такими упражнениями, которые будут повышать уровень развития познавательных способностей.
Поэтому следующий этап моей работы -
ведение факультатива по курсу О. Холодовой «Развитие познавательных способностей» в 3, 4 классах
Основными задачами данного курса являются:
-создание условий для расширения кругозора
-развитие мотивации к познанию и творчеству
-формирование логического и творческого мышления, речи учащихся
-обучение младших школьников работе с различными видами информации
-развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.
В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний.
В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся просто активно запоминают, фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Важно и то, что на данном факультативе помимо коррекции интеллектуальных способностей детей, можно решить и ещё две проблемы - диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Выявить одарённых детей и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях.
Организация и проведение занятий по развитию познавательных способностей определила следующий опытно- экспериментальный этап (исследование)
Задачи исследования:
1. Апробировать программу развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
2. Подтвердить выдвинутую гипотезу.
3. Выполнить сравнительный анализ всех результатов.
Исследовательская работа рассчитана на 1-2 учебных года. Возраст детей 7-8 лет.
Данная работа будет проводиться в 3 этапа:
1. Проведения первичной диагностики ПС.
(проверка уровня развития ПС)
2. Организация и проведение занятий по развитию познавательных способностей
(факультатив «Занимательная математика»);
- работа с одарёнными детьми
- проведения диагностики ПС;
- составление индивидуальных карт на каждого ребёнка;
- проведение внеурочных занятий.
(занятия с использованием разработанных упражнений, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.)
- проведение открытого факультативного занятия для родителей «Занимательная математика» (март, «День открытых дверей» в школе);
- проведение родительского собрания на тему: «Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения…», на котором затрагивались вопросы необходимости повышения уровня познавательных способностей, учебной мотивации.
3. Проведение повторной диагностики. Обобщение опыта.
Вывод: выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась. По итогам проведенных диагностических исследований было выявлено, что специально организованная и систематическая работа повысила уровень развития познавательных способностей школьников. Поэтому, считаю важной необходимостью создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов...
Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».
Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
ldquo;Великая цель образования – это не знания, а действия”.(Герберт Спенсер)Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу...