Учебный кабинет как центр самоопределения младшего школьника
проект на тему
С целью оптимального использования ресурсов кабинета начальных классов была создана образовательная среда, которая основывается на принципе поддержки самоопределения воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный кабинет | 30.17 КБ |
Презентация. Учебный кабинет | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
V ИНФОРМАЦИОННАЯ ЯРМАРКА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ГОРОДА ОМСКА
Учебный кабинет как центр поддержки
самоопределения младшего школьника
Тюлева Татьяна Ивановна,
директор БОУ г. Омска
«Средняя общеобразовательная
школа с углублённым изучением
отдельных предметов №8»
Ильченко Лилия Петровна,
учитель начальных классов
БОУ г. Омска
«Средняя общеобразовательная
школа с углублённым изучением
отдельных предметов №8»
I. Исходное состояние объекта проектирования
1. Внутренняя среда кабинета
Государственный образовательный стандарт второго поколения, переход на который осуществляет сегодня начальная школа, в качестве основных результатов начальной ступени определяет, так же личностные результаты. Ориентиром для выделения личностных результатов стали ведущие новообразования, достижение которых должна обеспечить первая ступень образования. В качестве ведущих результатов определены такие характеристики личностного развития ребенка как самоопределение, смыслообразование и нравственно-этические ориентации личности. Самоопределение как личностный результат не может быть обеспечено только информационным путем, привычными средствами обучения, процесс самоопределения касается не только и не столько учебных предметов, но охватывает внеурочную деятельность детей, работу с их смыслами в ходе свободного общения.
С целью оптимального использования ресурсов кабинета начальных классов была создана образовательная среда, которая основывается на принципе поддержки самоопределения воспитанника.
Кабине № 206 имеет площадь 48 кв. м.
Объемно – планировочная структура соответствует их назначению.
Организована рабочая зона учителя и учащихся. В классе имеется 13 двухместных столов и 2 кафедры.
Условия работы в кабинете соответствуют требованиям санитарно – гигиенических норм (СанПиН 2.4.2.2821-10): размещение ученических столов, состояние мебели, освещенность, эстетика кабинета в едином стиле.
В кабинете имеется необходимая документация: положение о кабинете, правила пользования учебным кабинетом, расписание работы кабинета, план работы кружка, перечень наглядных пособий, дидактических материалов.
2. Нормативно – правовое обеспечение
Нормативное, научно – методическое обеспечение деятельности учителя начальных классов включает: Закон РФ «Об образовании», сборник нормативных документов, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждений (СанПиН 2.4.2.2821-10), календарно – тематическое планирование, план воспитательной работы, материалы по самообразованию учителя.
В кабинете содержатся необходимые для образовательного процесса ресурсы: дидактический материал по темам, карточки для индивидуальной работы, учебники, словари, методические пособия для проведения кружков, журналы: «Начальная школа», «Древо познания», «Веселые уроки», «Неугомонные детки», «Открой мир с Волли!», электронные энциклопедии, компьютерные тренажеры.
3. Оснащенность техническими средствами
В кабинете имеется ноутбук, интерактивная доска SMART Technologies, колонки установлены за счет бюджетных средств, на окнах - жалюзи, приобретены на средства родительской общественности.
Кабинет находится на втором этаже в малом блоке (начальные классы).
II. Концепция изменений, их инновационность
Постоянное ускорение темпов преобразования всех сфер жизни современного человека, предъявляет к нему качественно новые требования. Важнейшей задачей становится приобретение навыков изменения поведения привычек, способов организации труда и свободного времени под влиянием новых достижений науки, техники.
Каждому человеку приходится выбирать: либо он учиться самостоятельно адаптироваться к новым требованиям жизни, либо его постоянно заставляют меняться другие люди. В первом случае вероятность достижения успехов в разных сферах жизни существенно возрастает. Во втором – скорее всего возникнет неудовлетворенность жизнью, окружающими людьми, комплекс неполноценности и т.д.[1]
Навык саморазвития формируется на основе приобретения знаний и умений в сфере самоопределения личности.
ФГОС второго поколения определяют способность учащихся к самоопределению в контексте «нравственных ценностей», «ценностных ориентиров», что позволяет сделать вывод, о том, что ценностно самоопределившаяся личность – одна из главных задач современного школьного образования.
Учебный кабинет начальных классов выступает местом, где учащиеся получают навыки самоопределения. Для учащихся младших классов самоопределение включает в себя познание и выработку навыков реализации основных норм организации успешной учебной и внеучебной деятельности.
С помощью учителя и родителей школьник включается в активное изучение своих индивидуальных задатков и способностей (проект «Одаренный ребенок», программа «Все цвета, кроме черного», «Родительский дневник»). Создаются условия для их раскрытия на уроках (работа с ИКТ, создание портфолио). Достижения в учебе рассматриваются как результат систематической работы по мобилизации все внутренних резервов при овладении базовыми учебными навыками, которые развиваются с учетом индивидуальности каждого ребенка при изучении отдельных школьных предметов.
Также ставится задача совместными усилиями педагога и родителей выявить склонность детей к различным видам деятельности в свободное время, которое является пространством для интенсивного поиска того, что может стать в будущем основой профессиональной деятельности человека.
На основании этого в кабинете собран обширный (иллюстративный, информационный) материал. Творческие работы, проекты, созданные руками учащихся, продуктивно используются в качестве средств обучения на уроках, во внеклассной деятельности (классные часы, праздники).
Одним из примеров использования учебного кабинета как центра поддержки самоопределения воспитанника является проведение уроков проектов: «В мире геометрических фигур», «Реклама гласной буквы», «Режим дня. 17 ступеней здорового образа жизни»; дискуссий: «Мы встретились с волшебником! Хорошо это или плохо?», «Что я могу сделать сам дома и в школе?», решение нравственных дилемм.
С целью формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности на базе кабинета организован кружок «Кукольный театр». Ребята 1 «а» и 1 «б» класса назвали школьный кукольный театр «Волшебный фонарь».
Для работы кружка совместными усилиями школы и родителей приобрели ширму, наборы перчаточных кукол.
На базе кабинета проводят уроки и внеклассные мероприятия другие преподаватели начальных классов: курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 «а» и 4 «б» классах (Попова Н.А.), урок окружающего мира «Арктика» (Кунгурцева Ф.Н.), урок окружающего мира «Домашние животные» (Евдокимова С.Н.), кружок «Занимательная математика» (Кунгурцева Ф.Н.).
Для более эффективной работы необходимо иметь в кабинете дополнительное техническое оборудование – МФУ (многофункциональное устройство). Наличие оборудования позволило бы более активно осуществлять образовательный процесс.
В соответствии с новыми требованиями к образовательному процессу учитель систематически должен повышать свой методический уровень, следить за научными достижениями в области образования, использовать ИКТ в педагогической деятельности, максимально использовать возможности учебного кабинета.
На базе кабинета работает творческая группа родителей «Новые формы работы с родителями. Родительский дневник», инициативная группа родителей «Клуб «Дочки – матери».
На заседании МО начальных классов в ближайшее время будет проведен мастер – класс по теме: «Учебный кабинет как центр поддержки самоопределения младшего школьника».
III. Цели, задачи проекта, этапы реализации
Цель проекта: совершенствование образовательного процесса посредством эффективного использования учебного кабинета начальных классов как центра поддержки самоопределения воспитанника.
Задачи проекта:
- Формировать у младших школьников начальные навыки самоопределения в учебе и отдыхе с учетом их задатков и способностей, потребностей современного мира.
- Активно использовать информационные технологии в процессе обучения с целью развития ключевых компетенций учащихся.
- Обеспечить комплексное становление навыков самоопределения младших школьников в процессе партнерского сотрудничества семьи и школы.
- Систематизировать и пополнять учебную медиатеку.
- Внедрять в практику разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Теоретический этап – анализ исходного состояния объекта проектирования, формулировка целей и задач, направление проекта на стадии реализации (апрель – август 2012 г.)
Практический этап – реализация проекта (сентябрь 2012 г. – май 2015 г.)
Обобщающий этап – подведение итогов, дальнейшее развитие материально - технической базы и учебно - методического обеспечения учебного кабинета (июнь – август 2015 г.)
IV. План реализации проекта
Направление | Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении |
Модернизация материально – технической базы кабинета | 1. Установка жалюзи 2. Приобретение ноутбука 3. Приобретение интерактивной доски | 2012 | Выполнено |
4. Приобретение МФУ | 2012 – 2013 | Не выполнено | |
Совершенствование технологической базы | 1. Установка электронных образовательных ресурсов | 2012 | Выполнено |
Пополнение учебно-методического фонда | 1. Систематизация и пополнение учебной медиатеки новыми ресурсами. 2. Пополнение библиотечного фонда кабинета. 3. Пополнение методического и дидактического материала кабинета | 2012-2015 | Выполняется |
Используемые методы:
- Изучение нормативной документации и основных требований к оснащению кабинета.
- Систематизация и классификация информационных ресурсов.
- Внедрение в образовательный процесс новых форм работы с учащимися и родителями.
- Разработка методических рекомендаций по теме проекта.
V. Предполагаемые результаты реализации проекта
- Формирование у учащихся навыков самоопределения в учебной и внеучебной деятельности.
- Повышение качества образования в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
- Становление навыков самоопределения младших школьников в процессе партнерского сотрудничества семьи и школы.
- Обновление материально – технической базы учебного кабинета (по перспективному плану)
- Систематическое пополнение учебной медиатеки.
- Повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов.
VI. Управление и ресурсы проекта
Управление проектом будет осуществлять автор проекта с привлечением администрации школы и родительской общественности.
Ресурсы проекта
- Бюджетные средства
- Средства фонда развития школы «Возрождения»
- Спонсорская помощь
VII. Критерии эффективности проекта
- Повышение уровня осознания и оценки младшими школьниками духовных и нравственных ценностей и способов их реализации в поведении.
- Проявление индивидуальных задатков и способностей младшего школьника.
- Реализация личностного потенциала преобразовательной деятельности.
VIII. Опыт реализации проекта, результативность
Реализация становления навыков самоопределения младших школьников на уроках и во внеурочное время проводится с сентября 2012 года и по настоящее время.
Основными параметрами результативности деятельности по предлагаемому опыту являются:
устойчивый познавательный интерес учащихся к учебной и внеучебной деятельности.
IX. Перспективы проекта
Школьник станет принимать решения, учитывая интересы социума, используя полученные в школе знания, опыт, навыки.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: МОДЭК, 1995. – 352 с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Закон РФ «Об образовании» // http://www.edu.ru
- Меренков А.В. Самоопределение младших школьников в учебе и отдыхе. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
- СанПиН 2.4.2.2821-10
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения // http://standart.edu.ru
- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — Томск.,1999. – 157 с.
[1] Меренков А.В. Самоопределение младших школьников в учебе и отдыхе. – М.: Академия, 2007 – с.3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ильченко Лилия Петровна, учитель начальных классов
Концепция проекта Учебный кабинет начальных классов выступает местом, где учащиеся получают навыки самоопределения. Для учащихся младших классов самоопределение включает в себя познание и выработку навыков реализации основных норм организации успешной учебной и внеучебной деятельности.
Цель проекта С овершенствование образовательного процесса посредством эффективного использования учебного кабинета начальных классов как центра поддержки самоопределения воспитанника.
Этапы реализации проекта Теоретический этап Практический этап
Предполагаемые результаты реализации проекта Формирование у учащихся навыков самоопределения в учебной и внеучебной деятельности. Повышение качества образования в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс. Становление навыков самоопределения младших школьников в процессе партнерского сотрудничества семьи и школы. Обновление материально – технической базы учебного кабинета (по перспективному плану) Систематическое пополнение учебной медиатеки . Повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов.
План реализации проекта Направление Мероприятия Сроки Отметка о выполнении Модернизация материально – технической базы кабинета 1. Установка жалюзи 2. Приобретение ноутбука 3. Приобретение интерактивной доски 2012 Выполнено 4. Приобретение МФУ 2012 – 2013 - Совершенствование технологической базы 1. Установка электронных образовательных ресурсов 2012 Выполнено Пополнение учебно-методического фонда 1. Систематизация и пополнение учебной медиатеки новыми ресурсами. 2. Пополнение библиотечного фонда кабинета. 3. Пополнение методического и дидактического материала кабинета 2012-2015 Выполняется
Оснащенность техническими средствами Ноутбук , интерактивная доска SMART , колонки Э лектронные энциклопедии, компьютерные тренажеры.
Внутренняя среда кабинета
Внутренняя среда кабинета
Ресурсы учебного кабинета
Ресурсы учебного кабинета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"
В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....
Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".
Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...
Учебно-методическое пособие "Интеллектуальное развитие младших школьников"
В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью составленного пособия является методико-психологиче...
Доклад на тему: " Учебные исследования – эффективный метод развития младших школьников"
В докладе очень подробно раскрываются возможности исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации требований ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе. Использованы методическ...
Статья "Взаимосвязь самообразования и самоопределения младших школьников
Актуальность проблемы самообразования младших школьников...
Использование метода проектов на уроках технологии как средство самоопределения младших школьников.
Выбор профессии - это важный шаг в жизни каждого человека. Сегодня это особенно актуально. В связи с этим необходимо понимать, что процесс обучения в начальной школе должен быть направлен на осознанно...
ШКОЛА КАК ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное воспитание...