Учебный кабинет как центр самоопределения младшего школьника
проект на тему

Ильченко Лилия Петровна

С целью оптимального использования ресурсов кабинета начальных классов была создана образовательная среда, которая основывается на принципе поддержки самоопределения воспитанника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

V ИНФОРМАЦИОННАЯ ЯРМАРКА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ГОРОДА ОМСКА

Учебный кабинет как центр поддержки

самоопределения младшего школьника

Тюлева Татьяна Ивановна,

директор БОУ г. Омска

 «Средняя общеобразовательная

школа с углублённым изучением

 отдельных предметов №8»

Ильченко Лилия Петровна,

учитель начальных классов

БОУ г. Омска

 «Средняя общеобразовательная

школа с углублённым изучением

 отдельных предметов №8»

I. Исходное состояние объекта проектирования

      1. Внутренняя среда кабинета

Государственный образовательный стандарт второго поколения, переход на который осуществляет сегодня начальная школа, в качестве основных результатов начальной ступени определяет, так же личностные результаты. Ориентиром для выделения личностных результатов стали ведущие новообразования, достижение которых должна обеспечить первая ступень образования. В качестве ведущих результатов определены такие характеристики личностного развития ребенка как самоопределение, смыслообразование и нравственно-этические ориентации личности. Самоопределение как личностный результат не может быть обеспечено только информационным путем, привычными средствами обучения, процесс самоопределения касается не только и не столько учебных предметов, но охватывает внеурочную деятельность детей, работу с их смыслами в ходе свободного общения.

С целью оптимального использования ресурсов кабинета начальных классов была создана образовательная среда, которая основывается на принципе поддержки самоопределения воспитанника.

Кабине № 206 имеет площадь 48 кв. м.

Объемно – планировочная структура соответствует их назначению.

Организована рабочая зона учителя и учащихся. В классе имеется 13 двухместных столов и 2 кафедры.

Условия работы в кабинете соответствуют требованиям санитарно – гигиенических норм (СанПиН 2.4.2.2821-10): размещение ученических столов, состояние мебели, освещенность, эстетика кабинета в едином стиле.

В кабинете имеется необходимая документация: положение о кабинете, правила пользования учебным кабинетом, расписание работы кабинета, план работы кружка, перечень наглядных пособий, дидактических материалов.

2. Нормативно – правовое обеспечение

Нормативное, научно – методическое обеспечение деятельности учителя начальных классов включает: Закон РФ  «Об образовании», сборник нормативных документов,  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждений (СанПиН 2.4.2.2821-10), календарно – тематическое планирование,  план воспитательной работы, материалы по самообразованию учителя.

В кабинете содержатся необходимые для образовательного процесса ресурсы:  дидактический материал по темам, карточки для индивидуальной работы, учебники, словари, методические пособия для проведения кружков, журналы: «Начальная школа», «Древо познания», «Веселые уроки», «Неугомонные детки», «Открой мир с Волли!», электронные энциклопедии, компьютерные тренажеры.

3. Оснащенность техническими средствами

В кабинете имеется ноутбук, интерактивная доска SMART Technologies, колонки  установлены за счет бюджетных средств, на окнах  - жалюзи, приобретены на средства родительской общественности.

        Кабинет находится на втором этаже в малом блоке (начальные классы).

II. Концепция изменений, их инновационность

          Постоянное ускорение темпов преобразования всех сфер жизни современного человека,  предъявляет к нему качественно новые требования. Важнейшей задачей становится приобретение навыков изменения поведения привычек, способов организации труда и свободного времени под влиянием новых достижений науки, техники.

        Каждому человеку приходится выбирать: либо он учиться  самостоятельно адаптироваться к новым требованиям жизни, либо его постоянно заставляют меняться другие люди. В первом случае вероятность достижения успехов в разных сферах жизни существенно возрастает. Во втором – скорее всего возникнет неудовлетворенность жизнью, окружающими людьми, комплекс неполноценности и т.д.[1] 

        Навык саморазвития формируется на основе приобретения знаний и умений в сфере самоопределения личности.

ФГОС второго поколения   определяют способность учащихся к самоопределению в контексте «нравственных ценностей», «ценностных ориентиров», что позволяет сделать вывод, о том, что ценностно самоопределившаяся личность – одна из главных задач современного школьного образования.

Учебный кабинет начальных классов выступает местом, где учащиеся получают навыки самоопределения. Для учащихся младших классов самоопределение включает в себя познание и выработку навыков реализации основных норм организации успешной учебной и внеучебной деятельности.

С помощью учителя и родителей школьник включается в активное изучение своих индивидуальных задатков и способностей (проект «Одаренный ребенок», программа «Все цвета, кроме черного», «Родительский дневник»). Создаются условия для их раскрытия  на уроках (работа с ИКТ, создание портфолио). Достижения в учебе рассматриваются как результат систематической работы по мобилизации все внутренних резервов при овладении базовыми учебными навыками, которые развиваются с учетом индивидуальности каждого ребенка при изучении отдельных школьных предметов.

Также ставится задача совместными усилиями педагога и родителей выявить склонность детей к различным видам деятельности в свободное время, которое является пространством для интенсивного поиска того, что может стать в будущем основой профессиональной деятельности человека.

На основании этого в кабинете собран обширный (иллюстративный, информационный) материал. Творческие работы, проекты, созданные руками учащихся, продуктивно используются в качестве средств обучения на уроках, во внеклассной деятельности (классные часы, праздники).

Одним из примеров использования учебного кабинета как центра поддержки самоопределения воспитанника является проведение уроков  проектов: «В мире геометрических фигур», «Реклама гласной буквы», «Режим дня. 17 ступеней здорового образа жизни»; дискуссий: «Мы встретились с волшебником! Хорошо это или плохо?», «Что я могу сделать сам дома и в школе?», решение нравственных дилемм.

С целью формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности на базе кабинета организован кружок «Кукольный театр». Ребята 1 «а» и 1 «б» класса назвали школьный кукольный театр «Волшебный фонарь».

Для работы кружка совместными усилиями школы и родителей приобрели ширму, наборы перчаточных кукол.

На базе кабинета проводят уроки и внеклассные мероприятия  другие преподаватели начальных классов: курс  «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 «а» и 4 «б» классах (Попова Н.А.), урок окружающего мира «Арктика» (Кунгурцева Ф.Н.), урок окружающего мира «Домашние животные» (Евдокимова С.Н.), кружок «Занимательная математика» (Кунгурцева Ф.Н.).

Для более эффективной работы необходимо иметь в кабинете дополнительное техническое оборудование – МФУ (многофункциональное устройство). Наличие оборудования позволило бы более активно осуществлять образовательный процесс.

В соответствии с новыми требованиями к образовательному процессу учитель систематически должен повышать свой методический уровень, следить за научными достижениями в области образования, использовать ИКТ в педагогической деятельности, максимально использовать возможности учебного кабинета.

На базе кабинета работает творческая группа родителей «Новые формы работы с родителями. Родительский дневник», инициативная группа родителей «Клуб «Дочки – матери».

На заседании МО начальных классов в ближайшее время будет проведен мастер – класс по теме: «Учебный кабинет как центр поддержки самоопределения младшего школьника».

III. Цели, задачи проекта, этапы реализации

Цель проекта: совершенствование образовательного процесса посредством эффективного использования учебного кабинета начальных классов как центра поддержки самоопределения воспитанника.

Задачи проекта:

  • Формировать у младших школьников начальные навыки самоопределения в учебе и отдыхе с учетом их задатков и способностей, потребностей современного мира.
  • Активно использовать информационные технологии в процессе обучения  с целью развития ключевых компетенций учащихся.
  • Обеспечить комплексное становление навыков самоопределения младших школьников в процессе партнерского сотрудничества семьи и школы.
  • Систематизировать и пополнять учебную медиатеку.
  • Внедрять в практику разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности.

Этапы реализации проекта:

Теоретический этап – анализ исходного состояния объекта проектирования, формулировка целей и задач, направление проекта на стадии реализации (апрель – август 2012 г.)

Практический этап – реализация проекта (сентябрь 2012 г.  – май 2015 г.)

Обобщающий этап – подведение итогов, дальнейшее развитие материально - технической базы и учебно - методического обеспечения  учебного кабинета (июнь – август 2015 г.)

IV. План реализации проекта

Направление

Мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

Модернизация  материально – технической базы кабинета

1. Установка жалюзи

2. Приобретение ноутбука

3. Приобретение интерактивной доски

2012

Выполнено

4. Приобретение МФУ

2012 – 2013

Не выполнено

Совершенствование

технологической базы

1. Установка электронных образовательных ресурсов

2012

Выполнено

Пополнение

учебно-методического

фонда

1. Систематизация  и пополнение учебной медиатеки новыми ресурсами.

2. Пополнение библиотечного фонда кабинета.

3. Пополнение

методического и дидактического материала кабинета

2012-2015

Выполняется

Используемые методы:

  1. Изучение нормативной документации и основных требований к оснащению кабинета.
  2. Систематизация и классификация информационных ресурсов.
  3. Внедрение в образовательный процесс новых форм работы с учащимися и родителями.
  4. Разработка методических рекомендаций по теме проекта.

V. Предполагаемые результаты реализации проекта

  1. Формирование у учащихся навыков самоопределения в учебной и внеучебной деятельности.
  2. Повышение качества образования в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
  3. Становление навыков самоопределения младших школьников в процессе партнерского сотрудничества семьи и школы.
  4. Обновление материально – технической базы учебного кабинета (по перспективному плану)
  5. Систематическое пополнение учебной медиатеки.
  6. Повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов.

VI. Управление и ресурсы проекта

Управление проектом будет осуществлять автор проекта с привлечением администрации школы и родительской общественности.

Ресурсы проекта

  1. Бюджетные средства
  2. Средства фонда развития школы «Возрождения»
  3. Спонсорская помощь

VII.        Критерии эффективности проекта

  1. Повышение уровня осознания и оценки младшими школьниками духовных и нравственных ценностей и способов их реализации в поведении.
  2. Проявление индивидуальных задатков и способностей младшего школьника.
  3. Реализация личностного потенциала преобразовательной деятельности.

VIII. Опыт реализации проекта, результативность

Реализация становления навыков самоопределения младших школьников на уроках и во внеурочное время проводится с сентября 2012 года и по настоящее время.

Основными параметрами результативности деятельности по предлагаемому опыту являются:
устойчивый познавательный интерес учащихся к учебной и внеучебной деятельности.

                IX. Перспективы проекта

Школьник станет принимать решения, учитывая интересы социума, используя полученные в школе знания, опыт, навыки.

         Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: МОДЭК, 1995. – 352 с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Закон РФ «Об образовании» // http://www.edu.ru
  4. Меренков А.В. Самоопределение младших школьников в учебе и отдыхе. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
  5. СанПиН 2.4.2.2821-10
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения //  http://standart.edu.ru
  7. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — Томск.,1999. – 157 с.


[1] Меренков А.В. Самоопределение младших школьников в учебе и отдыхе. – М.: Академия, 2007 – с.3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

V ИНФОРМАЦИОННАЯ ЯРМАРКА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА ОМСКА Учебный кабинет как центр поддержки самоопределения младшего школьника Тюлева Татьяна Ивановна, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №8 » Ильченко Лилия Петровна, учитель начальных классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №8»

Слайд 2

Ильченко Лилия Петровна, учитель начальных классов

Слайд 3

Концепция проекта Учебный кабинет начальных классов выступает местом, где учащиеся получают навыки самоопределения. Для учащихся младших классов самоопределение включает в себя познание и выработку навыков реализации основных норм организации успешной учебной и внеучебной деятельности.

Слайд 4

Цель проекта С овершенствование образовательного процесса посредством эффективного использования учебного кабинета начальных классов как центра поддержки самоопределения воспитанника.

Слайд 5

Этапы реализации проекта Теоретический этап Практический этап

Слайд 6

Предполагаемые результаты реализации проекта Формирование у учащихся навыков самоопределения в учебной и внеучебной деятельности. Повышение качества образования в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс. Становление навыков самоопределения младших школьников в процессе партнерского сотрудничества семьи и школы. Обновление материально – технической базы учебного кабинета (по перспективному плану) Систематическое пополнение учебной медиатеки . Повышение профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Слайд 7

План реализации проекта Направление Мероприятия Сроки Отметка о выполнении Модернизация материально – технической базы кабинета 1. Установка жалюзи 2. Приобретение ноутбука 3. Приобретение интерактивной доски 2012 Выполнено 4. Приобретение МФУ 2012 – 2013 - Совершенствование технологической базы 1. Установка электронных образовательных ресурсов 2012 Выполнено Пополнение учебно-методического фонда 1. Систематизация и пополнение учебной медиатеки новыми ресурсами. 2. Пополнение библиотечного фонда кабинета. 3. Пополнение методического и дидактического материала кабинета 2012-2015 Выполняется

Слайд 8

Оснащенность техническими средствами Ноутбук , интерактивная доска SMART , колонки Э лектронные энциклопедии, компьютерные тренажеры.

Слайд 9

Внутренняя среда кабинета

Слайд 10

Внутренняя среда кабинета

Слайд 11

Ресурсы учебного кабинета

Слайд 12

Ресурсы учебного кабинета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".

Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...

Учебно-методическое пособие "Интеллектуальное развитие младших школьников"

В данном пособии представлены карточки с заданиями направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста. Целью составленного пособия является методико-психологиче...

Доклад на тему: " Учебные исследования – эффективный метод развития младших школьников"

В докладе очень подробно раскрываются возможности исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации требований ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе. Использованы методическ...

Статья "Взаимосвязь самообразования и самоопределения младших школьников

Актуальность проблемы самообразования младших школьников...

Использование метода проектов на уроках технологии как средство самоопределения младших школьников.

Выбор профессии - это важный шаг в жизни каждого человека. Сегодня это особенно актуально. В связи с этим необходимо понимать, что процесс обучения в начальной школе должен быть направлен на осознанно...

ШКОЛА КАК ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное воспитание...