ШКОЛА КАК ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Духовно-нравственное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_kak_tsentr_vospitaniya_mladshih_shkolnikov.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛА КАК ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гурова Е.А.
Чикало Л.В.
МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
У каждого народа есть люди, которые зовутся «совестью нации». Одним из таких людей для России является выдающийся русский ученый – литературовед, писатель, философ Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Возьмем в руки его сборник с удивительным и многообещающим названием «Заветное», которое предполагает не только погружение в содержание, но и наводит на размышления о духовных ценностях человека и нравственных устоях. Полистаем его… В одной из статей, «О патриотизме», автор рассуждает о том, что «…вопрос о нравственном достоинстве нации, касается сейчас всех сторон и нужно, может быть, созывать конференции международного характера для изучения вопроса о том, в чем сейчас состоит истинный патриотизм…». [1; 187] Дмитрий Сергеевич считает, что наши представления о патриотизме очень отстали. Суть этого понятия не в том, что нужно побеждать врага, завоевывать новые территории, а «в умении общаться с другими нациями и народами», бережно относиться к народной культуре, памятникам искусства, истории своей страны. Это и есть, по мнению ученого, нравственное достоинство нации, или патриотизм. «Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества», – пишет академик Д.С. Лихачев.
Современная система образования выстраивается на основе реализации целого ряда нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога. Одними из таких законодательных основ служат Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые определяют систему базовых национальных ценностей, ставят цели и задачи, необходимые для реализации в данном виде деятельности. В этих документах патриотизм определяется как чувство гордости своим Отечеством, его прошлым и настоящим. Это есть стремление сделать нашу страну крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в следующих ценностях: любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине, служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). «Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства». [2; 5]
Как известно, все начинается с детства, и то, что пережито, усвоено в нем, яркие впечатления и эмоции – все это характеризуется большой психологической устойчивостью, сохраняется порой на всю дальнейшую жизнь. Поэтому начальная школа, по нашему мнению, является фундаментальным звеном духовно-нравственного формирования личности.
В нашей школе сложились традиции духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Они связаны с удивительной историей нашего села. Именно здесь, в селе Великомихайловка Новооскольского района, 17 ноября 1919 года решением революционного военного совета была создана Первая Конная армия под командованием Семёна Михайловича Будённого. Ее создание позволило закрепить успехи боевых действий Красной армии, остановившей наступление деникинских войск на Москву с юга. Первая Конная армия осуществила ряд значимых военных операций: Донбасская, Егорлыкская и Киевская операции, обеспечила поражение войск Врангеля, разгром махновцев. Армия обладала как серьезными боевыми возможностями, так и способностью решать важнейшие стратегические и тактические задачи.
В память об этом историческом событии в нашем селе в 1939 году был создан музей Первой Конной армии – единственный в России. Здесь бережно хранится вся история легендарной армии и ее героического лидера – Семена Михайловича Буденного. Он был трижды награжден Почетным революционным оружием, семь раз орденом Ленина, являлся Кавалером Георгиевского креста четырех степеней, суворовским орденоносцем, имел шесть орденов Красного знамени. Это ли не образец храброго человека, незаурядной личности, патриота своей страны! Легендарный командарм и сейчас пользуется уважением великомихайловцев и является примером для подрастающего поколения.
Фонд музея насчитывает 12553 экспоната, среди которых многочисленные личные вещи и документы С.М. Буденного, К.Е. Ворошилова и других героев гражданской войны.
Сотрудники музея развивают различные формы работы с учащимися, при этом не отказываются от классических занятий (экскурсии, выставки, музейные уроки), позволяющих эффективно проводить мероприятия. А вот внеурочная деятельность младших школьников ориентирована на инновационные формы работы, такие как проектная, исследовательская деятельность, парная и групповая работа, при этом используя мультимедийные технологии.
Воспитанию юных патриотов также способствует школьный музей Боевой Славы. Он ведет свою историю с послевоенного времени. В нем проводятся интересные музейные уроки, где частью наглядного материала выступают экспонаты, собранные учителями, учениками и их родителями, жителями села. Экспозиция музея пополняется и обновляется наглядными и информационными материалами.
Кроме того, в школе имеется этнографическая комната, цель которой заключается в возможности прикоснуться к «преданьям старины глубокой». Здесь представлена реконструкция деревенской избы с предметами мебели, рукоделия, старинной посудой и кухонной утварью. Дети могут познакомиться с ремеслами, которые были развиты на территории нашего села в XVIII-XIX веках: гончарное, ткацкое, сапожное, бондарское.
Реализуя принципы, обозначенные в ФОГС, внеурочная деятельность включает в себя большую работу, направленную на воспитание гражданственности и патриотизма. Поэтому все начальные классы осваивают курс «Я – гражданин России», который позволяет выстроить воспитательную систему, способствующую «формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека». [3;75]. Применяя системно-деятельностный подход к воспитанию и социализации личности, реализуются задачи формирования настоящего гражданина, патриота своего Отечества. С учащимися 1-2 классов изучается краеведение, формируются представления о малой родине. В 3-4 классах углубляются и расширяются знания учащихся о родной стране, формируются начальные историко-обществоведческие знания. Этот курс «помогает детям почувствовать сопричастность историческим традициям и сегодняшнему дню России». [3;75].
Следует отметить, что успешной работе по воспитанию духовно – нравственной, патриотической личности способствует участие нашей школы в долгосрочной целевой программе развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к святыням Отчизны». Эта программа дает возможность учащимся приобщиться к природным, историко-культурным ценностям Белгородчины, посетить музеи, заповедники, мемориальные комплексы, различные предприятия, памятники природы и истории.
Воспитательная работа в начальной школе строится в тесном сотрудничестве с социально-культурными учреждениями нашего села. Прежде всего, это хорошо оснащенные, с богатым фондом библиотеки, специалисты которых часто проводят библиотечные уроки, викторины, праздники, выставки, конкурсы. Эти формы работы позволяют развивать не только познавательные способности юных читателей, но и воспитывать их нравственные качества.
Спортивные кружки в школе, занятия изобразительным искусством, музыкой, танцами в Детской школе искусств, театрализацией и прикладным творчеством в Доме культуры – органично входят в систему воспитательной работы с учащимися.
Таким образом, убедительность высказывания академика Д.С. Лихачева о необходимости воспитания нравственных, духовных качеств личности подтверждает правильность выработанной стратегии нашей школы в определении воспитательных целей подрастающего поколения. Считаем, что в начальной школе необходимо создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и одухотворенными людьми. Невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. А воспитание гражданина своей страны - одна из сложных, но приоритетных задач современной школы и общества.
Литература
- Лихачев Д.С. Заветное. М.: «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. – 271 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2011. – 23 с.
- Петрова Е.Н. Программы внеурочной деятельности. Издательский дом «Федоров», 2012. – 175 с.
- Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников: Методическое пособие. Авт. – сост. Е.В. Посошенко. – М.: АРКТИ, 2008. – 152 с. (Начальная школа).
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Представлена программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа по воспитательной работе с 1- 4 классы...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комп...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т....
Программа воспитательной работы в начальной школе Духовно - нравственное воспитание младших школьников " В мире добра"
Программа воспитательной работы для начальной школы " В мире добра". Программа содержит : паспорт программы, пояснительную записку, методы и формы, ...