Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе
проект на тему

Итоговая работа в рамках повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_regulyativnykh_uud_v_nachalnykh_klassakh.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Итоговая работа

 «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальных классах»

Выполнила: Зайцева Людмила Николаевна,

 учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское

(ФИО полностью, должность, ОО)

                                                   

2014г.

Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность итоговой работы ………………………… c.3-5

2.Описание профессиональной проблемы. Цель и задачи …..c.5-6

3. Ожидаемые результаты…………………………………..c.6                                            

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели) ………………………………………….c.6-9                                                                                        

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок   ……………………c.9-11                                                      

2.2. Контрольно-оценочный блок…………………………………с. 11-12                                                                          

3. Ресурсный блок (условия)   ……………………………………с.13                                                                              

III. Заключение…………………………………………..с.13-14

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные  источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) ……………………………………………………..с.14

ВВЕДЕНИЕ

  1. Актуальность

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» говорится о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают «инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться»[1].

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы умений, составляющие основу умения учиться для успешной реализации деятельности.

Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

Анализ ситуации, проведённый для выявления проблемы.

В 2014 году в школах Самарской области были проведены мониторинговые исследования уровня достижения  предметных и метапредметных  результатов обучения. Выпускники начальной школы показали высокие предметные результаты освоения программ по русскому языку и математике, что нельзя сказать о метапредметных результатах.

На протяжении ряда лет учащиеся моего класса показывали высокие результаты усвоения знаний, умений и навыков по предметам (82-90% качество знаний).   В 2012-2013 уч. году в ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское была проведена диагностика уровня достижений предметных и метапредметных результатов обучения в 4 классе, где не реализовывался ФГОС. Уровень сформированности УУД низкий, это повлекло невыполнение многих заданий по предмету. Предметные результаты освоения программы по русскому языку и математике за 4 класс невысокие (60%-80% учащихся справились на базовом уровне). Очевидна связь метапредметных и предметных результатов образования. Учащиеся испытывали затруднения в планировании своих действий, контроле и коррекции,  при выполнении практических задач. Обучающиеся невнимательно читали  задания, не обращали  внимания на требуемую запись.

Проанализировала свою работу и пришла к выводу, что не даю детям достаточно возможностей самостоятельно осуществлять учебную деятельность. В своей работе часто использую привычные формулировки заданий: «Вычисли…», «Выполни сложение…», «Вставь пропущенную букву…»  с указанием на выполняемое действие, функцию контроля чаще всего оставляю за собой, на уроке делаю упор на комментированное управление, а не на самостоятельную работу.

Таким образом, очевидно наличие противоречий:

  • понимание значимости формирования у детей умения учиться и неготовность решать эти задачи в практической деятельности, вследствие отсутствия необходимых профессиональных компетенций;
  • использование в практике работы традиционных подходов к организации учебной деятельности и необходимость использования в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
  • недостаточный инструментарий для организации учащимися своей учебной деятельности на уроках.
  1.   Описание профессиональной проблемы. Постановка цели и задач.

Исходя из противоречий, выделяю профессиональную проблему: отсутствие системы работы по организации учащимися своей учебной деятельности приводит к невысоким образовательным результатам.

Тема моей работы: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Цель: Создание системы работы, направленной на формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе.

Задачи:

  1. Изучить программу формирования УУД
  2. Изучить технологию проектирования УУД
  3. Внедрить в практику технологии, способствующие формированию регулятивных УУД (технология решения учебных (продуктивных) заданий, технология проблемного диалога, технология оценивания учебных результатов, технология продуктивного чтения)
  4. Создать копилку методических приемов по формированию регулятивных УУД
  5. Изучить методики оценки регулятивных УУД
  6. Создание и организация условий, инициирующих детское действие;
  7. Пройти курс повышения квалификации  по данной проблеме.
  1.  Описание результатов:
  • Эффективная система оценивания регулятивных УУД;
  • Высокие  качественные показатели учебных достижений учащихся.
  • Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником):  «Понимаю и действую», «Контролирую ситуацию», «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» 
  • Ученик умеет организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
  • Создана копилка методических приемов по формированию регулятивных УУД.

II  Основная часть

Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе с целью создания эффективной системы деятельности по достижению планируемых результатов.

  1. Теоретическое обоснование выбранного способа решения проблемы.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) 
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых  характеристик.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий:

 1. личностные;

2. регулятивные (включающие также действия саморегуляции);

 3. познавательные;

4. коммуникативные.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. 
К регулятивным УУД относятся:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

    Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно.  Для взрослого человека часто сложно ответить на вопрос, как пересказать текст или как составить план, как отличить вопрос задачи от условия и т.д., поэтому учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становится не непонимание материала, а неумение с ним работать.

Приведем практический пример: вы взяли рецепт нового блюда, в нем записаны не только продукты, которые нужны для него, но и обязательно способ (алгоритм) приготовления. Успех приготовления зависит от того, насколько подробно и четко будет описан способ приготовления и последовательность действий, а после нескольких раз вы будете готовить его без подсказки. То же происходит и в учебном процессе. Чем четче и подробнее мы будем объяснять, как выполняется задание, тем лучше наши ученики будут его выполнять.

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.

2. Описание изменений в образовательном процессе:

По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение»[2].

2.1. Содержательно-технологический блок

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость включения в систему образовательных задач методов продуктивного обучения.

Первым шагом к достижению планируемых результатов является создание учебной ситуации.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.

Урок  литературного чтения 3 класс. Тема урока «А.П. Чехов. Каштанка»: «Тебе предстоит непростая работа.  По маленькому отрывку из текста необходимо понять характер человека, который разговаривает с собакой»

  Проблемно – диалогическая технология обучает учащихся самостоятельному решению проблем.

 Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.

Основным средством формирования УУД в УМК «Начальная школа»  являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Особую ценность представляют продуктивные задания.

Математика 2 класс. Тема «Площадь»: Перед вами план спортивного зала. Зелёным цветом показано место, которое нужно выложить вплотную друг к другу резиновыми ковриками.   Сколько   таких ковриков надо взять, если длина зала 8м, ширина – 6 м., а размер одного коврика 1м х 1м?

Отработка регулятивных умений начинается в 1 классе с умения формулировать главную задачу и тему урока, с умения планировать работу на уроке.

см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Технология оценивания развивает регулятивные УУД – умение определять, достигнут ли результат деятельности.  

Правила технологии оценивания:

1-е правило: Оцениваться может любое действие, а фиксируется отметкой только решение задачи по использованию знаний.

2-е правило: Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге: 

   1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель?

   2 шаг. Удалось получить результат?

   3 шаг. Справился полностью правильно (или с ошибкой)?

   4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью?

   5 шаг. По каким признакам мы отличаем «5», «4», «3»?

   6 шаг. Какую ставишь себе отметку?

  2.2. Контрольно-оценочный блок

Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе?

 Ученик научится:

— понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— ставить цели, позволяющие  решать учебные и житейские задачи;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

— выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.

       —  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

— уметь самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом  учебном материале;

 —  осуществлять  контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  —   самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые    коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  —  использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции     своей деятельности.

Психологическая терминология

Педагогическая терминология

Язык ребенка

Педагогический ориентир

Регулятивные универсальные учебные действия. 

самоорганизация 

«Я могу» 

«Понимаю и действую»
«Контролирую ситуацию»
«Учусь оценивать»
«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» 

  Единых количественных критериев оценки формирования регулятивных УУД нет. Важно отследить устойчивое позитивное развитие регулятивных УУД  у каждого обучающегося. Можно использовать следующие виды диагностики:

  • сопровождающая. Для формирования и оценки достижения планируемых результатов использую задания (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
  • обобщающая. Тестовые задания.

2.3. Ресурсный блок (условия)  

Требования к условиям реализации проекта

Для получения качественного образовательного результата произойдут качественные изменения в условиях: во – первых, новые требования к качеству личности самого учителя. Мне предстоит освоить в своей практике современные технологии деятельностного типа, осуществлять непрерывное профессиональное педагогическое образование.

Вторым немало важным условием является научно – методическое обеспечение. Для организации эффективной работы по формированию УУД шире использовать материал рабочих тетрадей. Разработка технологических карт уроков- важное средство достижения новых образовательных результатов.

Материально-технические условия: для организации продуктивной деятельности использовать возможности ИКТ.

III Заключение  

В ходе работы над проектом  провела рефлексию собственной деятельности. Выработала критерии успешности своей деятельности. Работа над темой помогла уяснить:                                                                 

  • Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
  • Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ – синтез - оценка.В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
  1. Информационные источники

1.  Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В. В. Козлова -М: «Просвещение»,2009г

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/сост. Савинов Е.С./- М: «Просвещение»,2009
  2. ФГОС:Формирование УУД в начальной школе:от действия к мысли: система заданий./А. Г. Асмолов, О. А. Кабанова. -М: Просвещение,2010
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/04/nauchno-metodicheskaya-statya-formirovanie-regulyativnykh
  4. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,147550/Itemid,118/

ПРИЛОЖЕНИЕ2

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС

Тема урока: Характер литературного героя. А. Чехов «Каштанка»

— Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная... Ну, не сердись, не сердись... Виноват.

Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку.

— Что же ты скулишь? — продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. — Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась? Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?

Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалостнее.

— А ты хорошая, смешная! — сказал незнакомец. — Совсем лисица! Ну, что ж, делать нечего, пойдем со мной! Может быть, ты и сгодишься на что-нибудь... Ну, фюйть!

Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!» Каштанка пошла.

Планируемые результаты  Выделение существенной информации из художественного текста.

Формулируем учебную ситуацию   «Тебе предстоит непростая работа.  По маленькому отрывку из текста необходимо понять характер человека, который разговаривает с собакой»

Состав учебных действий

Шаг 1  Внимательно прочитай отрывок.

Шаг 2 Ответь на вопрос. Кто герои  этого отрывка?

Шаг 3. Отметь ответ. Что можно сказать о незнакомце?

  • Он добрый и отзывчивый человек
  • Он очень равнодушный человек, думает о себе.
  • Он смелый, храбрый , не боится собак.

Шаг 4  Перечитай текст. Подчеркни слова и выражения, которые помогли тебе понять характер незнакомца.

Шаг 5. Озаглавь этот отрывок.

Шаг6.Что ты можешь сказать о своем характере? Какой  ты человек?

Критерии оценивания

Универсальное учебное
действие

Ключевая компетентность, аспект, уровень

Принимать и сохранять учебную задачу

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Компетентность разрешения проблем, целеполагание и планирование деятельности, уровень I:

- определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи,

- подтверждает понимание цели и задач, сформулированных совместно с учителем

формулировать собственное мнение и позицию

Коммуникативная компетентность, продуктивная групповая коммуникация, уровень I:

- обучающиеся разъясняют свою идею, предлагая ее, или аргументируют свое отношение к идеям других членов группы.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Информационная компетентность, планирование информационного поиска, уровень I:

- находит требуемую информацию

Строить сообщение в устной и письменной форме


[1]

         «Фундаментальное ядро содержания общего образования»/под ред.В.В. Козлова-М: «Просвещение»2009г

[2]

        «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/сост. Савинов Е.С./- М: «Просвещение»2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию регулятивных и коммуникативных УУД в начальной школе

В работе представлен краткий материал, повсященный тому, как построена моя работа  по формированию УУД. Имеются конкретные примеры уроков....

"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы

Уже несколько лет образовательные учреждения  Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...

Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе

 Согласно требованиям нового федерального образовательного стандарта на каждом уроке в начальной школе необходимо формировать у детей универсальные учебные действия. Моделирование уроков п...

Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.Для успешного существовани...

Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные...

Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе

Сценарий мастер - класса по теме "Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе"...