Урок по ОПК,4 класс. Христианская семья
план-конспект урока (4 класс) по теме

Вальцева Светлана Кузьминична

 

В данной работе (уроке) представлен материал о семейных христианских ценностях на примере семьи царственных страстотерпцев Николая II. Урок актуальный, так как построен в соответствии с принципами состемно - деятельностного подхода. К концу урока дети научатся отличать понятия «Настоящая любовь», «Ненастоящая любовь», давать чёткое определение понятия «Семья», раскрывать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khristianskaya_semya.pptx1.56 МБ
Файл konspekt.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

C ЕМЬЯ

Слайд 3

Семья- группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).

Слайд 4

Христианская семья

Слайд 6

Как вы думаете, почему Лебедь дала князю такой ответ? Можно ли назвать её совет мудрым?

Слайд 8

Венцы и обручальные кольца символизируют вечность супружеского союза и любви,готовность сообща преодолевать все трудности и беды.

Слайд 9

Семья Николая II

Слайд 11

Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны. Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак. Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь. Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями. Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям. Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе. Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример. Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

Слайд 12

Работа в группах 1 группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании детей играла мать Александра Фёдоровна. 2 группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании детей играл отец Николай II . 3 группа. Найдите и подчеркните, какие ценности воспитывались у детей в этой семье.

Слайд 13

Христианская семья основывается на любви, вере в Бога, заботе, внимании, уважении друг к другу, сострадании к ближним

Слайд 14

Фрагменты писем Александры Федоровны Романовой (1872-1918) «Дети целуют тебя много-много раз, и женушка тоже. Я надеюсь, сейчас ты чувствуешь себя спокойнее. Целую тебя и с любовью прижимаю к своему сердцу, и нежно глажу твой усталый лоб.» 1914г. Царское Село «О, Ники, мои мысли полетят вслед за тобою, и ты будешь чувствовать, как твой Ангел-Хранитель парит над тобой. И хотя мы неразлучны, наши сердца и мысли вместе, мы связаны друг с другом невидимыми прочными узами, и ничто не может разъединить нас….Как я тебя люблю с каждым днем все больше и больше.» 1894 год. Осборн.

Слайд 15

- Выберите только те отношения, которые должны быть между членами семьи и подчеркните их. Любовь Внимательность Зависть Жертвенность Забота Эгоизм Хамство Терпение Уважение Доброта Грубость Тактичность Нежность Доверие Злоба Жестокость

Слайд 16

- Какие вопросы вы задавали в начале урока? -Какие новые знания у вас появились?

Слайд 17

Понятие «семья» Венчание Венцы и кольца Семья Николая II Письма Александры Фёдоровны



Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Вальцева Светлана Кузьминична

 МБОУ «Комсомольская СОШ№2»,Чамзинский район Республика Мордовия

Урок по ОПК 4 класс

 Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи:  Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.

Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.

Формировать понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать и принимать  ценностные составляющие христианской семьи;

Понимать значения религиозной морали в выстраивании  благоприятных отношений в семье.

 Метапредметные:

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;

Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам родных людей;

Осознать свою социальную роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальная,  работа в парах, в группах; диалог;

Чтение и анализ  текстового и иллюстративного материала;

Выполнение заданий творческой направленности;

Просмотр и обсуждение ММ.

       В данной работе (уроке) представлен материал о семейных христианских ценностях на примере семьи царственных страстотерпцев Николая II. Урок актуальный, так как построен в соответствии с принципами состемно - деятельностного подхода. К концу урока дети научатся отличать понятия «Настоящая любовь», «Ненастоящая любовь», давать чёткое определение понятия «Семья», раскрывать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Примерный план урока:

Этап урока

Приёмы и методы

Время

1

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1 мин.

2

Актуализация знаний. Постановка темы и задач

Понятие «семья», сравнение со словарём и учебником

8 мин.

3

Открытие нового знания

Наводящие вопросы учителя. Просмотр фильма. Понятия венчание, венец, кольца.

8 мин.

4

Знакомство с семьёй царя Николая II

Связь темы урока с примером настоящей православной семьёй

10 мин.

5

Знакомство с письмами Александры Фёдоровны

Сравнение писем. Настоящая любовь живёт вечно.

6 мин.

6

Рефлексия

  Выбор семейных отношений, которые должны быть в христианской семье

6 мин.

7

Итог

Новые понятия – «семья», венчание, венцы и кольца, Семья НиколаяII, письма Александры Фёдоровны

3 мин.

                                          Ход урока

1.Оргмомент

Приветствие друг друга и гостей.

2.Актуализация знаний. Постановка темы и задач.

-Посмотрите на слайд и назовите одним словом то, что вы видите.(Слайд2. Семья)

-Какие ассоциации у вас возникают со словом СЕМЬЯ? (Родители, дети, бабушка и дедушка, любовь, забота о ближних, нежность и т.д.)

- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

- Как вы понимаете, что такое семья?

-Обратимся к словарю.( Слайд3. По словарю С.И.Ожегова « Семья – группа людей, живущих вместе близких родственников.» )

- Что общего в этих определениях? (Родственные связи.) Оправдались ли ваши предположения?

- Давайте теперь прочитаем в учебнике, что такое семья.

- С чем сравнивают семью? (С ковчегом.) Почему?

- От чего спасает семья?

-Значит назначение семьи – ограждать от бед и невзгод.

Вывод: Семья это наш дом, наша защита, наша опора. Семья основана на радости и создана ради неё.

- Ребята, конкретизируйте тему урока. (Христианская семья.)(Слайд 4)

- О чём может рассказать эта тема? Что можно узнать сегодня на уроке?

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Почему так называется ? Чем отличается от понятия просто «семья»? Какие отношения в семье? Какой образ жизни?)

- Значит, нам предстоит выяснить особенности христианской семьи?

3.Открытие нового знания

- Подберите близкие по значению слова к словосочетанию христианская семья.(Верующая, любящая, заботливая и т.д.)

- С чего начинается семья?(Ответы учащихся.)

- А теперь давайте посмотрим фрагмент одного мультфильма.

Демонстрация фрагмента из мультфильма «Сказка о царе Салтане»: диалог Гвидона с царевной Лебедь.(Слайд5)

(«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?...

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу».

… «Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь

Да за пояс не заткнёшь.

Услужу тебе советом-

Слушай обо всём об этом

Пораздумай ты путём,

Не раскаяться б потом».)

- Из какого произведения этот отрывок?

-Как вы думаете, почему Лебедь дала князю такой ответ? Можно ли назвать её совет мудрым?(Работа в мини-группах)(Слайд6)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: чтобы создать семью, молодые люди, должны хорошо подумать о будущей совместной жизни, чтобы потом не раскаяться.

  Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви.

- Может кто-то знает, что такое венчание?

        Венчание – это одно из важнейших церковных таинств Православной церкви. Венчание совершается священником, который благославляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь.(Слайд7)

      Во время венчания жениху и невесте возлагают на голову венцы.

- Для чего это делают? Давайте прочитаем об этом в учебнике.(С.86.Учебник по ОПК 4-5 класс.)

- С каким венцом сравнивают венцы, который возлагают на жениха и невесту?(Мученический венец за верность Богу и Церкви. Мученический венец напоминает о терновом венце Христа.)

- Что ещё символизируют венцы и кольца? Прочитайте в учебнике и обсудите в парах.(С.86 Учебник по ОПК 4-5 класс.)

- Сделайте вывод.

( Слайд 8. Венцы и кольца символизируют вечность супружеского союза и любви, готовность сообща преодолевать все трудности и беды.)

- Подтвердились ваши предположения?

4.Знакомство с семьёй царя Николая II.(Слайд9)

       Истории известны имена супругов, которые преодолели все трудности и создали крепкую семью.

- Посмотрите на этот семейный портрет. Всмотритесь в их лица. Что вы можете о них сказать?

Познакомимся с ними поближе.(Слайд10)

(Просмотр клипа о царской семье Ж.Бичевской.)

     - А сейчас мы поработаем в группах. Перед вами листочки с текстом. Вы должны прочитать его и выполнить задания.

1.группа.Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играла мать -  императрица Александра Фёдоровна.

2.группа. Найдите и подчеркните, какую роль в воспитании играл отец -  император Николай II.

3.нруппа. Найдите и подчеркните, какие ценности воспитывались в этой православной семье.(Слайды 11, 12)

          Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны.

    Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.

    Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.

        Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень  просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.

      Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.

      Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и  ухаживали за ранеными в Царском селе.

      Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.

       Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

- Самое большое значение семьи – это воспитание детей.

- Какой же должна быть христианская семья? Сделаем вывод. (Слайд  13.Христианская семья основывается на любви, внимании, уважении друг к другу, сострадании к ближним.)

-Семья такой должна сохраниться на протяжении всей своей жизни.

5.Знакомство с письмами Александры Фёдоровны

 - Хотите узнать, что писали любящие друг друга люди 100 лет назад?

    Итак, перед вами строчки из писем русской императрицы  Александры Фёдоровны сначала своему жениху, а потом уже к мужу императору Николаю Александровичу.(Слайд14)

• «О, Ники, мои мысли полетят         • «Дети целуют тебя много-много раз

вслед за тобою, и ты будешь                 и жёнушка твоя тоже. Я надеюсь, сей

чувствовать , как Ангел Хра-                час ты чувствуешь себя спокойнее.

нитель парит над тобой. И                тебя и с любовью прижимаю к своему        

хотя мы неразлучны, наши                сердцу, и нежно глажу твой усталый лоб».

сердца и мысли вместе, мы                1914 год. Царское село.

связаны друг с другом неви-

димыми прочными узами, и

ничто не может разъединить

нас…Как я тебя люблю с каж-

дым днём всё больше».

1894 год, Осборн.

- Какие чувства объединяют эти письма?(Любовь, забота, внимание, нежность.)            

 - Какие слова говорят о любви?                                                                                                    

- А чем эти письма отличаются?

Вывод : Настоящая любовь живёт вечно и на этом строится семья.

-А рождение детей всегда наполняет семейную жизнь особым смыслом, радостью, светом.

6.Рефлексия

- - Какие отношения должны быть межу членами  семьи?(Работа по карточкам в парах.) (Слайд 15 )

- Выберите только те отношения, которые должны быть между членами семьи и подчеркните их.

Любовь                                Внимательность

Зависть                                Жертвенность

Забота                                         Эгоизм

Хамство                                            Терпение

Уважение                                           Доброта

Грубость                                            Тактичность

Нежность                                            Доверие

Злоба                                                    Жестокость

- Какие отношения вы не выбрали? Почему?

7.Итог

- Вспомните, какие вопросы вы задавали в начале урока.

-Какие новые знания у вас появились?(Слайд16 )

 Понятие «семья»

Венчание

Венцы и кольца

Семья Николая II

Письма Александры Фёдоровны

-Что мы можем сделать, чтобы семьи наши были крепкими?

       Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья"

урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья" (№27) Задачи: обучающая: знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре; воспитательная: воспитание ответств...

Урок по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"

Данный урок по программе ОРКСЭ  № 27 в системе уроков по предмету,  1 час по данной теме....

Конспект урока по ОРКСЭ на тему : "Христианская семья" (4 класс)

Тема урока: Христианская семьяТип урока: открытие новых знаний.Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.Задачи:  Раскрыть сущность правосла...

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Христианская семья"

Конспект урока: "Христианская семья"....

Самоанализ урока ОРКСЭ 4 класс "Христианская семья"

Самоанализ урока  ОРКСЭ 4 класс "Христианская семья"...