Разработка урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по теме
Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokorkse.doc | 65.5 КБ |
bep_smts_mogoyto_resp._npk.pdf | 589.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Путь духовного совершенствования
Цель урока: Формирование у учащихся представлений о духовном совершенствовании
Задачи: - дать представления о принципах восьмеричного пути в буддийской культуре,
- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
Основные термины и понятия: духовное совершенствование, восьмеричный путь.
Формы организации учащихся: работа в группах
Виды деятельности: беседа, работа с текстами, с афоризмами, словарная работа, импровизация, работа с учебником.
Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация.
Ход урока:
1.Орг.момент
Добрый день! Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Подарите гостям, друг другу свою улыбку, скиньте с себя весь груз , начнем наше общение легко и непринужденно.
2.Сообщение новой темы.
Сегодня на уроке сделаем еще один шаг в познании законов жизни в буддийской культуре, познакомимся с понятием «восьмеричный» путь (ключевое понятие нашего урока) , а также закрепим уже имеющиеся знания по данному курсу.
Для нашего урока мы разделились на 2 группы: это учащиеся 4 класса, а это – группа буддистов –последователей учения Будды. В буддизме есть такое понятие «сангха» -община буддистов. Поэтому можем сказать даже «сангха».
3.Проверка домашнего задания.
Для начала проверим домашнее задание.
Итак, 1 группа какое задание получили на том уроке? (найти крылатые выражения, афоризмы великих мыслителей о человеке).
2 группа- рассказать о том, как и что говорит буддийское учение о человеке.
Ответы учащихся:
1 группа:
- Человек- самое высшее творение
- Человек –кузнец своего счастья
- Чаще человек страдает от самого себя, чем от кого-то
- Человек отражается в своих поступках
- Много великого есть на земле, но нет ничего более великого, чем человек
- Если у человека нет величия души, то он не может быть великим.
- Цена человеку – дело его.
2 группа:
- Изначальная природа человека. Буддисты считают, что изначальная природа человека совершенна. Ее можно сравнить с небом, а замешательство обычного ума – с облаками. Как облака плывут по небу, закрывая его, так и омрачающие мысли плавают в уме, закрывая его чистоту.
- Человек – это существо, все время чем-то неудовлетворенное. Достигая какого-то результата, он хочет достичь еще большего, нет предела его желанию. Он борется за овладение богатствами и наслаждениями этого мира
- Человек – комок страданий.
- Человек- существо несовершенное. Чтобы достичь гармонии , надо разобраться в себе и избавиться от страданий.
5 Есть предел всему, предел страданиям, есть способ остановить страдания человека.
Вывод учителя
Какие благородные истины вывел Будда, давайте вспомним:
1. Страдание существует
2. У страдания есть причина.
3. Страдание можно остановить.
4. Есть способ остановить страдания.
Что за это способ? Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке.
«Чтобы остановить свои страдания, надо встать на путь духовного совершенствования»,- сказал Будда
5.Изучение новой темы.
-Ребята, перед вами лежат желтые листы с таблицей, где даны 2 столбца «мы знаем» и «мы узнали».
Сейчас ваша задача, попробовать сформулировать в группах понятие «духовное совершенствование». Как это вы понимаете по- своему? Для начала Что такое, по-вашему «совершенство»? «духовность», а потом уже придете к раскрытию темы «путь духовного совершенствования»
Мы знаем | Мы узнали |
Совершенство - высший уровень, самые лучшие качества. Духовный – мир или душа, которая находятся внутри человека. Путь к дух. совершенствованию – должны стремиться к тому, чтобы душа человека была идеальной, совершенной, без изъянов |
Давайте обратимся к словарю: Совершенство- Духовный -
Вывод: Значит, путь духовного совершенствования – это путь, ведущий к развитию в себе лучших человеческих качеств, освобождающий от страданий. Каждый человек должен стремиться стать добрее, внимательнее, лучше, иметь положительные душевные качества. В буддийской культуре это называется - встать на путь духовного совершенствования. Этот путь называется еще по –другому, как «восьмеричный путь».
Давайте это рассмотрим на слайде.
Слайд: Восьмеричный путь (Срединный путь- говорит о чем? Срединный путь говорит нам о том, что нужно держать золотую середину, знать свои способности, умения , не кидаться в крайности говорим в народе (желать несбыточного и и тратить все свои усилия на это попусту).
Почему «восьмеричный»? Потому, что он включает в себя 8 принципов, которые могут рассматриваться как система восхождения к духовному совершенству.
8 принципов на слайде
Работа с учебником. Откройте учебники и проверьте правильность своих суждений. (прочитайте, в чем заключается суть этих принципов)
Ребята, такие принципы есть и у православных. В Библии они даются как заповеди, которые ведут людей по дороге Добра.
СЛАЙД Заповеди
5. Почитай отца и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
8. Не воруй.
9. не лги, не злословь, не сплетничай, не осуждай, а также не верь клеветникам.
10. Не завидуй чужому добру, довольствуйся тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.
Вывод: Соблюдая эти принципы и заповеди, человек будет духовно совершенствоваться.
6.Закрепление изученной темы.
Я прочитаю вам рассказы и притчи, вы должны определить, где эти 8 принципов нарушаются, а где они соблюдаются.
Рассказы:
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешила на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно?!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
(В.Осеева)
В.Осеева «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
— До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
-Соответствует ли название рассказа содержанию? Почему?
Притчи:
Сахарный тростник Однажды два человека одновременно посадили сахарный тростник и договорились: тот, у кого вырастет хороший тростник, получит награду, а тот, у кого тростник будет плохим, понесёт наказание. |
Торговцы и проводник Однажды торговцы задумали побывать в заморских странах. Согласно закону путешествия, им полагалось сначала найти проводника и только потом можно было пускаться в путь. |
(прав. Действия , прав взгляд нарушены, закон причины и следствия) |
Молодцы, ребята.
- Вспомните литературные произведения, в которых герои имеют положительные качества, которые являются образцом душевности.
Примерные ответы: русские богатыри, Абай Гэсэр, Дед Мороз, Снегурочка, Золушка, девочка из сказки Гуси-Лебеди, Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка; Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке.
Ребята, ведь и в жизни есть люди похожие на наших героев, вы об этом писали в своих сочинениях.
Вывод: ребята, и вы сами должны следовать этим принципам, брать с них пример.
Сейчас посмотрим небольшую инсценировку о цветке роза.
Инсценировка сказки.
Автор:
В саду возле дома Роза росла,
Роза считала красивой себя.
И все любовались ее красотой.
А рядом с забором цветок рос простой.
Роза: смотрится в зеркало
Ах, как я красива в утренний час,
Не налюбуюсь я на себя!
Видишь, ромашка, как прекрасны мои лепестки!
А как пахну я, тебя и понюхать даже нельзя!
Ромашка:
Да, ты прекрасна, но очень горда.
Гордость твоя погубит тебя!
Каждый цветок по-своему хорош,
Как же ты этого не поймешь!?
Роза:
Надо друзей по себе мне искать,
Вам же в друзьях моих не бывать!!!
2 цветок:
Будь осторожна, оставшись одна,
Здесь рядом живет цветочная тля. (уходят, Роза остается одна)
Роза: какая тишина, спи себе и отдыхай
Автор: тем временем мимо тля пролетала
Тля:
Ну, вот я и в новом саду, друзья,
Здесь есть работа и для меня.
Скорее, скорее, возьмусь я за дело,
Мне красота эта вся надоела!
Что за цветок незнакомый растет?
Рядом с цветком никто не живет!
Рядом с цветком нет никого,
Кто же оставил его одного?
Спит и не знает, что жить ей осталось
Минутка, другая, ну самая малость
Роза:
Ой, Кто ты такая? Зачем ты пришла?
А может, и есть ты цветочная тля?
Ты съесть меня хочешь? Я так поняла?
Вот когда бы мне пригодились друзья!
Тля:
Никто не поможет, ты ведь одна!
А я как ни странно, еще голодна!
Роза: плачет
Ужасно! Как глупо себя я вела!
Кому я, скажите, без листьев нужна?
Вбегают цветы
- Что ты делаешь в нашем саду? Тле
Сюда ты пришла себе на беду!
- В обиду тебя никому не дадим! Розе
Тебя мы спасем, и себя защитим,
Ромашка:
Нам поможет один дружок,
Очень маленький жучок,
Тлю прогонит ловко божья коровка! Тля убегает
2 цветок
Все вместе, все дружно цветы жить должны,
Тогда любые невзгоды им не страшны.
Роза:
Спасибо, друзья, не права я была.
Есть красота у любого цветка
- В образе розы какой человек предстает перед вами ?(сначала гордый, своенравный, себялюбивый, но в конце она поняла свою неправоту )
Вывод: каждый человек может стать душевно красивым, не ожидая от судьбы уроков, такого урока, который получила роза.
Молодцы, ребята!
Посмотрите на слайд « Незаконченные предложения»
Продолжите предложения, связав свои мысли с темой урока
Я теперь знаю, что……
Я хорошо запомнил …..
Я расскажу своим родителям……..
Теперь вернемся к нашей таблице и заполним столбик «Мы узнали»
Работа с учебником: Рассматривание танка
-С чем можно сравнить?
Домашнее задание: Выработать свод правил для себя, исходя от принципов 8-го пути.
Заключительный этап урока:
Урок подходит к концу, оцените вашу работу. Пожмите друг другу руки и скажите: мне было приятно работать с вами.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Разработка урока по ОРКСЭ 4класс
Основы духовно-нравственной культуры народов России....
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".
Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...
Разработка урока по ОРКСЭ Тема урока: «Совесть»
Разработка урока по ОРКСЭТема урока: «Совесть» 4 класс по модулю «Светская этика» учебник Шемшурин А.А.Цель урока: сформировать представление обучающихся об ответственност...