Шаги в науку
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности "Шаги в науку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shagi_v_nauku.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа создана для реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Программа рассчитана для 2 класса на 34часа.
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение различных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области.
В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Цель программы – формирование проектной деятельности учащися.
Задачи программы:
- Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
- Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности «Шаги в науку»
В результате прохождения программного материала учащийся имеет представление о творческом проекте.
Умеет:
1 класс
Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.
2 класс
Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект
3 класс
Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
4 класс
Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для творческих проектов
1 класс
Тренинговые задания
включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект.
Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом.»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Защита.
Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для творческих проектов
2 класс
Тренинговые задания
включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект.
Закрепляют знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты? Используют основные доступные методы создания проектов: наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др. Составление плана предстоящей деятельности по конкретной заданной теме. Использование в проектной деятельности схем, рисунков, графиков, аппликаций, поделок. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой: научного характера, художественной, публицистической литературой. Работа со справочниками, энциклопедиями, словарями и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте? Выбор форм выступления: доклад, выставка, выступление с презентацией и т.д. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Защита.
Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.
Календарно-тематическое планирование кружка «Шаги в науку» во 2 классе 1 ч в неделю (34 ч)
№ | Дата | Примечания | Тема занятия | |
По плану | фактическая | |||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | |||
2 | Выбор темы проекта. | |||
3 | Что такое формулировка? | |||
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | |||
5 | Этапы работы над проектом. | |||
6 | Актуальность темы проекта. | |||
7 | Проблема. Решение проблемы. | |||
8 | Выработка гипотезы-предположения. | |||
9 | Цель проекта. | |||
10 | Задачи проекта. | |||
11 | Сбор информации для проекта. | |||
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | |||
13 | Обработка и отбор значимой информации. | |||
14 | Что такое продукт проекта? | |||
15 | Играем в учёных. | |||
16 | Закрепление и обобщение пройденного. | |||
17 | Отбор информации для мини-сообщения. | |||
18 | Творческая работа. Презентация. | |||
19 | Значимость компьютера в создании проектов. | |||
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | |||
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | |||
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | |||
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | |||
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы аудитории. | |||
25 | Закрепление и обобщение пройденного. | |||
26 | Изготовление визитки. | |||
27 | Изготовление визитки. | |||
28 | Самоанализ. | |||
29 | Играем в учёных. | |||
30 | Конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | |||
31 | Памятка жюри конкурса. | |||
32 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | |||
33 | Самоанализ-рефлексия после выступления. | |||
34 | Играем в учёных. |
Информационный материал для учителя:
1. Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.:
Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
2. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ.
«Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/
[А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский //
Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство
«Учебная литература», 2006. – 208 с
6. Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник тетрадь для младших школьников. Самара: Изд-во «Учебная литература». 2004. – 32 с.
7. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
8 Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: /
Зверкова П.К.М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
9. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
10. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара:
Учебная литература, 2008 – 119с.
. 12. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
13. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.
М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
14. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д.
– М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
15. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина
Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
16. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
17. Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности.
Новый стандарт начального образования Астрель. Москва. 2012г.
Информационный материал для учащихся:
1 Л.И.Соловьев Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст]: / Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. – 403с.
2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
4. Энциклопедии серии: «Я познаю мир»
« Что такое, кто такой»,
« Страны мира»,
«Всё обо всём»
«От А до Я обо всём на свете»,
5 Детские энциклопедии «Махаон».
6 Интернет-ресурсы.
7 Словари Ушакова, Даля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"
Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....
Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"
Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....
Педагогический проект "Первые шаги в науку"
Проект посвящен проведению летней эколого- биологической школы для учащихся начальной школы - 2-4 классов.Он включает лабораторные работы с использованием микроскопов, творческие мастерские по м...
Педагогический проект "Первые шаги в науку"
Проект посвящен проведению летней эколого- биологической школы для учащихся начальной школы - 2-4 классов.Он включает лабораторные работы с использованием микроскопов, творческие мастерские по м...
Положение о проведении научно-практической конференции в начальной школе"Первые шаги в науку"
"Первые шаги в науку" - документ, который определяет цели и задачи данного мероприятия....
Дистанционный курс "Шаги в науку"
Курс разработан для учеников начальной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...