РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 3 класса составлена
на основе примерной программы, авторской программы Т. В. Смирновой, Т. Н. Просняковой, в соответствии с нормативными документами:
- федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);
- учебный план МОУ СОШ №6 на 2012/2013 учебный год для 3-4 классов;
- сборник программ для четырехлетней начальной школы по системе Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_rabochey_uchebnoy_programm1.docx | 45.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОНОМИКЕ
(образовательная система Л. В. Занков)
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 3 класса составлена
на основе примерной программы, авторской программы Т. В. Смирновой, Т. Н. Просняковой, в соответствии с нормативными документами:
- федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);
- учебный план МОУ СОШ №6 на 2012/2013 учебный год для 3-4 классов;
- сборник программ для четырехлетней начальной школы по системе Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010г.
- Пояснительная записка
Изучение экономики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.
Задачи курса:
- формировать основы экономических знаний (сообщение элементарных знаний
об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов); - знакомить с экономическими взаимосвязями, складывающимися в непосредственном окружении детей – в семье, в городе, в стране, основными экономическими принципами и законами;
- осваивать первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе;
- с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и
для продолжения изучения курса в следующем звене школы; - развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной
из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволят уже
в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи,
а при обучении в средних старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.
Несмотря на доступную и занимательную форму изложения “Экономики”, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей,
для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторое усилие.
Быстрый темп изучения материала.
На каждом этапе ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.
Ведущая роль теоретических знаний.
Она заключается в выявлении осознании основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также в получении необходимых умений и навыков.
Осознание процесса учения.
Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.
Оптимальное развитие всех детей.
Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяет в рамках предмета “Экономика”, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатление, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.
Особый акцент в программе сделан на использование полученных знаний
для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.
Изучение программы “Экономика в начальных классах” тесно связана с такими дисциплинами, как математика, литературное чтение, экология, мир вокруг нас, трудовое обучение.
Одно из основных направлений курса – осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой.
Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того,
что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии.
Содержание программы можно соотнести с тремя различными уровнями воздействия материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. Каждый уровень неотделим от других и образует триединую комплексную форму. В качестве основного выделен морально - нравственный уровень. Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определять выгодность, перспективность любого дела, умение делать выбор. К третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой скрытую экономическую сущность.
Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение на изучение экономики в 3-м классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
IY.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Экономика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Экономика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты по экономике
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Экономика» является формирование следующих умений:
- проявлять интерес к новому учебному материалу,
- ориентироваться в нравственном содержании поступков,
- развивать этические чувства.
- развивать способность к самооценке, потребность в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
- морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия;
- вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные результаты:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной литературе;
- анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию
по разным критериям, обобщать;
- высказываться, опираясь на свой жизненный опыт;
- анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии;
- выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты:
- допускать существование различных точек зрения, принимать другие мнения и позиции, формулировать собственное мнение и позицию,
- договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
V. Содержание учебного предмета
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Наука экономика. Потребности и возможности. | 5часоа |
2. | Торговля, посредничество, услуги. | 13 часов |
3. | Производство. | 4 часа |
4. | Качество продукции. | 5 часов |
5. | Банкротство | 7 часов |
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЭКОНОМИКИ
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Виду чебной деятельности деятельности |
Наука экономика. Потребности и возможности. Цель: ознакомление с историческими сведениями об экономике, возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия человека и природы; дать представление о видах потребностей; о факторах, влияющих на потребности. | |||
Экономика - наука для всех и для каждого | мини - проект по теме: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете» | ||
Потребности. Виды потребностей | «Как изменились потребности человека за 100 лет». | ||
Виды потребностей. Экскурсия. |
| ||
Наука экология и ее влияние на наши потребности. | |||
Что мы знаем о науке экономике? Тест | |||
Торговля, посредничество, услуги. Цель: формирование понятия о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о собственных затратах, о торговле, о торговой прибыли, о формах торговли: оптовой и розничной. | |||
Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль. | мини - проект по теме: «Что служило деньгами у разных народов» | ||
Понятие о торговле. Торговая прибыль. | |||
Формы торговли: оптовая, розничная. Экскурсия в магазины. | Урок – экскурсия. | ||
Понятие о посредничестве. Доля посредника. | |||
Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. | |||
Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы. | |||
Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги. Долговые обязательства. | Урок -игра «Открываю свое дело». | ||
Экскурсия по городу. | Урок – экскурсия. | ||
Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею. | |||
Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды. | |||
Капитал. Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал. | |||
Банк. Банковский кредит. | Мини - проект по теме «Разновидности банка». | ||
Сущность кредита. Банковский процент и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог). | Урок - игра «Справочное бюро» | ||
Производство. Цель: формирование понятия о потребности, производстве, производителе, собственных затрат; ознакомление с тремя факторами производства: земля, труд и капитал; с материальными и трудовыми затратами. | |||
Производство. Издержки производства. Прибыль производителя. | |||
Три фактора производства. | Урок - игра «Я открываю производство. | ||
Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат. | |||
Что мы знаем о производстве? Тест по теме «Производство» | |||
Качество продукции. Цель: ознакомление с формами и способами конкурентной борьбы; формирование представления о конкуренции производителей, товаров, производства и сбыта; о свойствах рекламы, о качестве, качественных характеристиках, договоре, сертификате качества, штрафе и неустойки. | |||
Качество производимой продукции. | |||
Конкуренция. | Мини-проекты по темам: «Примеры конкурентной борьбы в истории», «Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы» | ||
Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы. | |||
Договор, сертификат, штраф, пени, неустойки. | |||
Что мы знаем о качестве продукции. | |||
Банкротство Цель: ознакомление с понятием «банкротство», «акционер», «налог», формирование представления об аукционе, видах налога, о таможенных пошлинах. | |||
Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Банкротство - разорение. | |||
Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители | |||
Срок платежа. Конфискация имущества. | |||
Распродажа имущества. Аукцион. | Урок - игра «Аукцион» | ||
Экономические циклы. Понятие | |||
Контракт как способ юридического оформления сделки. | мини-проект «Составление контракта» | ||
Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы. |
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа по экономике обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.
1. Т. В. Смирнова "Белка и компания" - книга для чтения.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Путешествие в компании "Белки и ее друзей". Задачник - рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. 2-3 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
3. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова Экономический словарь.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008
4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации
к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1й год обучения). Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров,
2009. 112 с.
5. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»,
2008. 96 с.
6. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения
к задачникурабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». Самара: Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. 24 с.
2.Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:
№ п/п | Наименование техники | Количество |
1. | Стационарные компьютеры | 1 |
2. | Принтеры | 2 |
3. | Мультимедийный проектор | 1 |
4. | Интерактивная доска | 1 |
5. | Телевизор. | 1 |
6. | Магнитофон. | 1 |
7. | Колонки | 2 |
8. | Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором | 1 |
9. | Интерактивная указка | 1 |
10. | Мобильный класс | 1 |
11. | Гарнитура | 1 |
12. | Веб - камера | 1 |
13. | Фотоаппарат | 1 |
14. | Документ – камера | 1 |
3. Учебно-практическое оборудование.
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
4. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...
Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса
В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...