Проектная деятельность 3 класс
проект (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по внеурочной проектной деятельности в 3 классе
Программа предназначена для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Срок реализации программы «Проектная деятельность» составляет 1 года
по 1 часу в неделю
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
· Системность организации учебно-воспитательного процесса; · Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной
работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что? Где? Когда?» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на
пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Методическое обеспечение программы: Проекты отличаются друг от друга: результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.); — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.); числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); — работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.); продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; - необходимостью привлечения взрослых.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.
№ п/п | Дата Проведе-ия. | Тема проекта | Требования к уровню подготовки учащихся (цель и задачи деятельности). |
1 четверть | |||
1. | Подготовка проекта «Кукольный домик и го обитатели» | Знать: какие фигуры называют плоскостными, а какие – объёмными; правила обращения с ножницами и клеем; Учить: определять конструктивные особенности постройки; работая в группе договариваться и распределять обязанности; оценивать свой вклад в результат работы группы. | |
2. | Подготовка проекта «Кукольный домик и го обитатели» | ||
3. | Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели» | ||
4. | Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели» | ||
5. | Проектная деятельность «Кукольный домик и его рпаауобитателиобитатели» | ||
6. | Подготовка проекта «Времена года. Осень загадках» | Учить: распределять задания в группе; |
7. | Подготовка проекта «Времена года. Осень загадках» | работать с различными источниками информации; отбирать нужный материал по теме; систематизировать найденный материал; красиво оформлять найденный материал; объективно оценивать свою работу. | ||
8. | Проектная деятельность «Времена года. Осень в загадках» | |||
9. | Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» | Знать: о традициях русского чаепития: как накрывать на стол; какие виды чая есть; как правильно заваривать чай; что принято подавать к чаю; историю русских самоваров; | ||
10. | Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» | |||
2 четверть | ||||
11. | Проектная деятельность «Традиции русского чаепития» | учить: работать с различными источниками информации; отбирать нужный материал по теме; красиво оформлять найденный материал; объективно оценивать свою работу; получать информацию из общения со взрослыми людьми. |
12. | Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?» | Знать: состав молока; о пользе молока; из каких источников можно взять материал по данной теме. Учить: работать с различными источниками информации; отбирать нужный материал по теме; красиво оформлять найденный материал; объективно оценивать свою работу; передавать свои знания другим. | |
13. | Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?» | ||
14. | Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?» | ||
15. | Проектная деятельность «Что мы знаем о молоке?». Проведение интеллектуальной игры – викторины для параллели 3 классов. | ||
16. | Подготовка проекта «Тайны наших имён» | Способствовать закреплению интереса к истории своего имени, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй. | |
17. | Подготовка проекта «Тайны наших имён» | ||
18. | Проектная деятельность «Тайны наших |
мён» Внеклассное мероприятие «День именинника» | |||
3 четверть | |||
19. | Подготовка проекта «Сказка своими руками» | Развивать творческие способности детей, актёрское мастерство, выразительность речи, умение громко говорить со сцены, учить держаться на сцене раскрепощено. Воспитывать стремление к победе, дружелюбие, взаимовыручку. Учить использовать навыки совместной деятельности в ходе постановки сказки. | |
20. | Подготовка проекта «Сказка своими руками» | ||
21. | Проектная деятельность «Сказка своими руками» (участие в школьном конкурсе инсценированной сказки) | ||
22. | Подготовка проекта «Времена года. Зима загадках » | Учить: распределять задания в группе; работать с различными источниками информации; отбирать нужный материал по теме; систематизировать найденный материал; красиво оформлять найденный материал; объективно оценивать свою работу. | |
23. | Подготовка проекта «Времена года. Зима загадках » | ||
24. | Проектная деятельность «Времена года. Зима в загадках » |
25. | Подготовка проекта «Наши предки – Древние славяне» | Расширять и обобщать знания, полученные на уроках окружающего мира, привлечь внимание к изучению своего исторического прошлого. Воспитывать уважение старшим. Учить работать во взаимодействии друг с другом. Учить: распределять задания в группе; работать с различными источниками информации; отбирать нужный материал по теме; систематизировать найденный материал; красиво оформлять найденный материал; объективно оценивать свою работу. | ||
26. | подготовка проекта «Наши предки – Древние славяне» | |||
27. | Подготовка проекта «Наши предки –Древние славяне» | |||
28. | Проектная деятельность «Наши предки – Древние славяне» (открытый урок по окружающему миру для родителей) | |||
29. | Подготовка проекта «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» | Цель - научиться правильно ухаживать за зубами. Обобщить знания о гигиене полости рта и зубов; выяснить какой вред приносит неправильный уход за полостью рта; | ||
30. | Подготовка проекта «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» | |||
4 четверть | ||||
31. | Проектная деятельность «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» | Развивать навыки исследовательской работы; |
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью | ||||
32. | Подготовка исследовательского проекта Юный математик» | Привлечь внимание детей к истории появления чисел, обобщить их знания по этому вопросу; развивать любознательность, настойчивость; воспитывать стремление помочь первоклассникам в освоении математической наукой, воспитывать у них интерес к бучению в школе. | ||
33. | Подготовка исследовательского проекта Юный математик» | |||
34. | Проектная деятельность «Юный математик» (проведение «Праздника математика» есёлых цифр» для учащихся 1 класса) | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...
Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...