ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
рабочая программа (1 класс) по теме

Мельникова Оксана Алексеевна

«Геометрия»

Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Геометрия»

Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»

                                                           

Авторы программы:

Логинова И.В., преподаватель «Логики» и «Наглядной геометрии»

«Школы развития способностей «Крошка Енот» г. Новгород

Журжалина М.Л., учитель начальных классов

МБОУ«Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»

Мельникова О.А., учитель начальных классов

 МБОУ«Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся  6,5 – 8 лет

                                                 

2011 год

1. Пояснительная записка

        Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях внеурочной деятельности  муниципального  общеобразовательного учреждения «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3».

          Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы обусловлена важностью навыков  пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно». Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий учащимся провести интересно и с пользой время после уроков. Через развивающие практические занятия дети научатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений  учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и его Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

Основной целью данной программы является формирование пространственных и зрительных представлений у младших школьников. Сформированность этих представлений – это показатель «школьной зрелости».

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- увлечь учащихся активной творческой деятельностью;

- познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;

- укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук;

- активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при сборе объёмных фигур;

- развивать у учащихся мотивационную сферу  –  интерес к исследовательской  деятельности и моделированию.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6,5  - 7 лет (1 класс).

Срок реализации программы - 1 год обучения.  

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю  (31 занятие)

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической.

  • Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Практическая часть состоит  из двух видов деятельности:

        1. Практические задания и занимательные упражнения

        (по книге «Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения»,- М.: «Учитель»,  2009г. и рабочим тетрадям Н.С. Подходовой «Волшебная страна фигур», -  СПб: «Питер», 2000г.)

        2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

         

Ожидаемый результат:  1 год обучения (6,5 – 7 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  • иметь представление о различных видах многоугольников;
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
  • анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
  • различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение;
  • составлять плоскостные геометрические фигуры из ТИКО-деталей;
  • конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
  • уметь вычислять периметр фигуры;
  • иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
  • решать логические квадраты.

Продолжительность занятий:

 35 минут

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Пространственное ориентирование

6

3

3

2

Знакомство с геометрическими фигурами. Плоскостное конструирование.

11

5,5

5,5

3

Тематическое конструирование

5

2,5

2,5

4

Логический квадрат

3

1,5

1,5

5

Периметр геометрических фигур

2

1

1

6

Узоры и орнаменты

3

1,5

1,5

7

Конструирование по замыслу

2

1

1

Итого

32

16

16

3. Содержание дополнительной образовательной программы

Тема № 1: «Пространственное ориентирование»

Теория. Понятия: «объект», «фон», «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Практическое задание: графический диктант, работа с картинками.

Материалы: картинки из рабочей тетради Н.С. Подходовой, тетрадь, простой карандаш, резинка.  

Тема № 2: «Знакомство с геометрическими фигурами. Плоскостное конструирование»

Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ многоугольников.

Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Многоугольники».

Тема № 3:  «Тематическое конструирование»

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Животный мир», список фигур для конструирования.

Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Животный мир».

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

Тема № 4:  «Логический квадрат»

Теория: правила составления логического квадрата.

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3).

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат», дидактический материал на ПК.

Тема № 5: «Периметр геометрических фигур»

Теория: понятие «периметр», вычисление периметра.

Практическое задание: исследование – конструирование фигур разного периметра из 9 ТИКО-квадратов.  

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1), дидактический материал на ПК. 

Тема № 6: «Узоры и орнаменты»

Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «орнамент», «чередование».

Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Симметрия», дидактический материал на ПК.

Тема № 7: «Конструирование по собственному замыслу»

Теория: вид конструирования – плоскостное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

 

  Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • Мультимедийные презентации занятий:

- «Четырехугольники»

- «Логический квадрат»

- «Периметр многоугольника»

- «Узоры и орнаменты»

- «Развертка куба»

- «Симметрия»

- «Каталог геометрических фигур и тел»

- «Многогранники»

- интеллектуальная игра «Крестики-нолики».                 

  • Дидактический материал представлен:

- Графические диктанты (приложение № 1)

- Лабиринты (приложение № 2)

- Карточки к игре «Логический квадрат» (приложение № 3)

- Рабочая тетрадь «Волшебная страна фигур»

- Схемы плоскостных фигур (приложение № 4)

- Схемы разверток многогранников (приложение № 5)

- Дидактический материал на электронном носителе.

  • Материально-техническое оснащение занятий:
  • Столы – 15 штук;
  • Стулья – 15 штук;
  • Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.
  • Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 15 штук;
  • Мультимедийное оборудование.

Тематическое планирование  


1 четверть (8 ч.)



                                Пространственное ориентирование – 8 ч.



07.09     Вводное занятие. Организация работы. Графический диктант «Рыбка». Знакомство с конструктором.



14.09  Графический диктант «Лебедь». Соединение деталей в заданной последовательности -  «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «справа», «слева».



21.09  Графический диктант «Лошадка». Соединение деталей в заданной последовательности – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали».



28.09  Графический диктант «Собака». Соединение деталей в заданной последовательности – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали».



05.10  Графический диктант «Змейка». Соединение деталей в заданной последовательности – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали».



12.10  Графический диктант «Птица». Соединение деталей в заданной последовательности – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали».



Знакомство с геометрическими фигурами. Плоскостное конструирование- 11 ч.



19.10        Знакомство с различными видами фигур. Логические задания на замещение фигур конструктора.



26.10         Знакомство с различными видами фигур. Логические задания на замещение фигур конструктора.





           



2 четверть (7 ч.)





09.11         Знакомство с различными видами фигур. Логические задания на замещение фигур конструктора.



 16.11       Классификация по 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям «Собаки». Игра «Комбинат».



23.11      Классификация по 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям «Цветка». Игра «Комбинат».



30.11      Классификация по 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям «Дома». Игра «Магазин».



07.12     Комбинирование фигур по 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям «Ракеты». Игра «Комбинат».



14.12     Комбинирование фигур по 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям «Машины». Игра «Конфетная фабрика».



21.12     Комбинирование трех фигур. Конструирование по заданной схеме (по выбору учащихся).   



3 четверть (10 ч.)





 11.01     Комбинирование трех фигур. Конструирование по заданной схеме (по выбору учащихся).   



18.01       Логические задания на замещение ТИКО-фигур конструктора.







Тематическое конструирование – 5 часов.





25.01         Диктант для ТИКО-конструирования «Кот Пушок». Конструирование кота (по выбору) по заданной схеме.



01.02        Диктант для ТИКО-конструирования «Собака». Конструирование собаки (по выбору) по заданной схеме.



15.02          Диктант для ТИКО-конструирования «Олень». Конструирование зайца, медведя( по выбору) по заданной схеме.



22.02          Диктант для ТИКО-конструирования «Цветок». Конструирование цветка ( по выбору) по заданной схеме.



29.02          Проект «Животный мир». Диалог «Мое любимое животное». Конструирование фигуры животного по собственному замыслу. 



Логический квадрат – 3 часа.





07.03         Правила составления логического квадрата. Конструирование логического квадрата по цвету.



14.03          Конструирование логического квадрата по форме.



21.03          Конструирование логического квадрата по форме и цвету.





4 четверть (7 ч.)



Периметр геометрических фигур – 2 часа.



04.04       Конструирование фигур и сравнение  их периметров. Конструирование фигур различных периметров из квадратов.



11.04      Конструирование фигур и сравнение  их периметров. Конструирование фигур различных периметров из треугольников и пятиугольников.





Узоры и орнаменты – 3 часа.



18.04      Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера. Игра «Дорожка для Красной Шапочки». 



25.04       Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера. Игра «Дорожка для Красной Шапочки». 



02.05      Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера. Игра «Дорожка для Красной Шапочки».      





Конструирование по собственному замыслу – 2 часа.



16.05      Проект «Транспорт». Индивидуальная работа: конструирование отдельных фигур по теме.



23.05      Проект «Транспорт». Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции.




        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Узорова О., Нефедова Е. Лабиринты. 2 класс. – М.: ООО «Издательство Астрель»
  • Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс» 
  • Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
  • Рабочая тетрадь. Н.С. Подходова, М.В. Горбачева, А.А. Мистонов. «Волшебная страна фигур», -  СПб: «Питер», 2000г.)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://2berega.spb.ru/user/irkra/file/1168668/

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_nachalnykh_klassov_razvitie_prostranstvennykh_predstavleniy_m/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).

Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана  на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....