ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
рабочая программа (1 класс) по теме
«Геометрия»
Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Геометрия»
Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»
Авторы программы:
Логинова И.В., преподаватель «Логики» и «Наглядной геометрии»
«Школы развития способностей «Крошка Енот» г. Новгород
Журжалина М.Л., учитель начальных классов
МБОУ«Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»
Мельникова О.А., учитель начальных классов
МБОУ«Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся 6,5 – 8 лет
2011 год
1. Пояснительная записка
Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно». Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий учащимся провести интересно и с пользой время после уроков. Через развивающие практические занятия дети научатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и его Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.
Основной целью данной программы является формирование пространственных и зрительных представлений у младших школьников. Сформированность этих представлений – это показатель «школьной зрелости».
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- увлечь учащихся активной творческой деятельностью;
- познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;
- укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук;
- активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при сборе объёмных фигур;
- развивать у учащихся мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6,5 - 7 лет (1 класс).
Срок реализации программы - 1 год обучения.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (31 занятие)
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической.
- Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
- Практическая часть состоит из двух видов деятельности:
1. Практические задания и занимательные упражнения
(по книге «Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения»,- М.: «Учитель», 2009г. и рабочим тетрадям Н.С. Подходовой «Волшебная страна фигур», - СПб: «Питер», 2000г.)
2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Ожидаемый результат: 1 год обучения (6,5 – 7 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
- иметь представление о различных видах многоугольников;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
- анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
- различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение;
- составлять плоскостные геометрические фигуры из ТИКО-деталей;
- конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
- уметь вычислять периметр фигуры;
- иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- решать логические квадраты.
Продолжительность занятий:
35 минут
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в конце обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
- Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Пространственное ориентирование | 6 | 3 | 3 |
2 | Знакомство с геометрическими фигурами. Плоскостное конструирование. | 11 | 5,5 | 5,5 |
3 | Тематическое конструирование | 5 | 2,5 | 2,5 |
4 | Логический квадрат | 3 | 1,5 | 1,5 |
5 | Периметр геометрических фигур | 2 | 1 | 1 |
6 | Узоры и орнаменты | 3 | 1,5 | 1,5 |
7 | Конструирование по замыслу | 2 | 1 | 1 |
Итого | 32 | 16 | 16 |
3. Содержание дополнительной образовательной программы
Тема № 1: «Пространственное ориентирование»
Теория. Понятия: «объект», «фон», «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Практическое задание: графический диктант, работа с картинками.
Материалы: картинки из рабочей тетради Н.С. Подходовой, тетрадь, простой карандаш, резинка.
Тема № 2: «Знакомство с геометрическими фигурами. Плоскостное конструирование»
Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ многоугольников.
Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Многоугольники».
Тема № 3: «Тематическое конструирование»
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Животный мир», список фигур для конструирования.
Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Животный мир».
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.
Тема № 4: «Логический квадрат»
Теория: правила составления логического квадрата.
Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3).
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат», дидактический материал на ПК.
Тема № 5: «Периметр геометрических фигур»
Теория: понятие «периметр», вычисление периметра.
Практическое задание: исследование – конструирование фигур разного периметра из 9 ТИКО-квадратов.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1), дидактический материал на ПК.
Тема № 6: «Узоры и орнаменты»
Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «орнамент», «чередование».
Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Симметрия», дидактический материал на ПК.
Тема № 7: «Конструирование по собственному замыслу»
Теория: вид конструирования – плоскостное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- Мультимедийные презентации занятий:
- «Четырехугольники»
- «Логический квадрат»
- «Периметр многоугольника»
- «Узоры и орнаменты»
- «Развертка куба»
- «Симметрия»
- «Каталог геометрических фигур и тел»
- «Многогранники»
- интеллектуальная игра «Крестики-нолики».
- Дидактический материал представлен:
- Графические диктанты (приложение № 1)
- Лабиринты (приложение № 2)
- Карточки к игре «Логический квадрат» (приложение № 3)
- Рабочая тетрадь «Волшебная страна фигур»
- Схемы плоскостных фигур (приложение № 4)
- Схемы разверток многогранников (приложение № 5)
- Дидактический материал на электронном носителе.
- Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы – 15 штук;
- Стулья – 15 штук;
- Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.
- Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 15 штук;
- Мультимедийное оборудование.
Тематическое планирование
1 четверть (8 ч.)
Пространственное ориентирование – 8 ч.
07.09 Вводное занятие. Организация работы. Графический диктант «Рыбка». Знакомство с конструктором.
14.09 Графический диктант «Лебедь». Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «справа», «слева».
21.09 Графический диктант «Лошадка». Соединение деталей в заданной последовательности – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали».
28.09 Графический диктант «Собака». Соединение деталей в заданной последовательности – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали».
05.10 Графический диктант «Змейка». Соединение деталей в заданной последовательности – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали».
12.10 Графический диктант «Птица». Соединение деталей в заданной последовательности – «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «по диагонали».
Знакомство с геометрическими фигурами. Плоскостное конструирование- 11 ч.
19.10 Знакомство с различными видами фигур. Логические задания на замещение фигур конструктора.
26.10 Знакомство с различными видами фигур. Логические задания на замещение фигур конструктора.
2 четверть (7 ч.)
09.11 Знакомство с различными видами фигур. Логические задания на замещение фигур конструктора.
16.11 Классификация по 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям «Собаки». Игра «Комбинат».
23.11 Классификация по 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям «Цветка». Игра «Комбинат».
30.11 Классификация по 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям «Дома». Игра «Магазин».
07.12 Комбинирование фигур по 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям «Ракеты». Игра «Комбинат».
14.12 Комбинирование фигур по 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям «Машины». Игра «Конфетная фабрика».
21.12 Комбинирование трех фигур. Конструирование по заданной схеме (по выбору учащихся).
3 четверть (10 ч.)
11.01 Комбинирование трех фигур. Конструирование по заданной схеме (по выбору учащихся).
18.01 Логические задания на замещение ТИКО-фигур конструктора.
Тематическое конструирование – 5 часов.
25.01 Диктант для ТИКО-конструирования «Кот Пушок». Конструирование кота (по выбору) по заданной схеме.
01.02 Диктант для ТИКО-конструирования «Собака». Конструирование собаки (по выбору) по заданной схеме.
15.02 Диктант для ТИКО-конструирования «Олень». Конструирование зайца, медведя( по выбору) по заданной схеме.
22.02 Диктант для ТИКО-конструирования «Цветок». Конструирование цветка ( по выбору) по заданной схеме.
29.02 Проект «Животный мир». Диалог «Мое любимое животное». Конструирование фигуры животного по собственному замыслу.
Логический квадрат – 3 часа.
07.03 Правила составления логического квадрата. Конструирование логического квадрата по цвету.
14.03 Конструирование логического квадрата по форме.
21.03 Конструирование логического квадрата по форме и цвету.
4 четверть (7 ч.)
Периметр геометрических фигур – 2 часа.
04.04 Конструирование фигур и сравнение их периметров. Конструирование фигур различных периметров из квадратов.
11.04 Конструирование фигур и сравнение их периметров. Конструирование фигур различных периметров из треугольников и пятиугольников.
Узоры и орнаменты – 3 часа.
18.04 Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера. Игра «Дорожка для Красной Шапочки».
25.04 Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера. Игра «Дорожка для Красной Шапочки».
02.05 Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера. Игра «Дорожка для Красной Шапочки».
Конструирование по собственному замыслу – 2 часа.
16.05 Проект «Транспорт». Индивидуальная работа: конструирование отдельных фигур по теме.
23.05 Проект «Транспорт». Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Узорова О., Нефедова Е. Лабиринты. 2 класс. – М.: ООО «Издательство Астрель»
- Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс»
- Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
- Рабочая тетрадь. Н.С. Подходова, М.В. Горбачева, А.А. Мистонов. «Волшебная страна фигур», - СПб: «Питер», 2000г.)
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....