Народная художественная культура
рабочая программа по теме
Программа для начальной школы по курсу народоведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_r_o_g_r_a_m_m_a.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
«Народная художественная культура»
(1-4 класс)
Автор:
Власова
Наталия Валерьевна
Преподаватель народоведения
МОУ гимназия № 2
Александров 2000 г.
П Л А Н:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Содержание курса.
- Ожидаемые результаты.
- Методика и формы работы.
- Актуальность.
- Результативность.
- Приложение:
_ разработки занятий;
_ сценарий народного действа;
_ список рекомендуемой литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».
Г.Н.Волков – автор работы «Этнопедагогика».
Уходят с земли нашей один за другим древние памятники, еще больше беспокоит то, что они уходят из умов и сердец наших. Уходят, оставляя темные провалы в памяти исторической, тревогу в душе, напрочь отделяя нас от корней наших. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности, память формирует духовную крепость человека. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыт людей, которые жили до нас, помогают нам создавать будущее.
Сегодня повсеместно идет возвращение к традиционной культуре, это объясняется жизнестойкостью этнического самосознания, наличием живого интереса к народной культуре наших предков. Поэтому с первых дней жизни ребенок должен воспитываться на многовековом, устоявшемся опыте народа.
Современное этнохудожественное образование направленно на выполнение своих функций – передавать культурное наследие от поколения к поколению. Не культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за сохранение культурно-исторической памяти и этнохудожественных традиций. Процесс воссоздания культуры детства необходимо начинать с изучения народной художественной культуры.
Народная художественная культура – сложный комплекс физических и нравственных идеалов, духовной и практической деятельности, где красота неотделима от пользы, а польза от красоты.
Воздействуя всем комплексом фольклорных средств, можно сформировать у учащихся целостное представление о традиционном народном культурном наследии.
Сегодня на первый план выдвинулась проблема организации образовательно-воспитательных процессов, которая обеспечивала бы полноценное формирование у подрастающего поколения национального самосознания.
Современная педагогика, как общественная наука и социальные институты образования, только сейчас в полном объеме начинают осознавать великое значение этнопедагогики, которая шлифовалась веками, вырабатывая свои законы и правила. Приемы, навыки воспитания не преподносились в виде специального обучения, а входили в жизнь маленького человека постепенно, прежде всего на личном примере отцов и дедов. Труд, общение, традиции, искусство - немаловажные факторы народной педагогики. Каждый ребенок – первое звено бессмертной цепи поколений. Связь поколений, сбережение, поддержание огня в родовом очаге – это питательная среда народной педагогики, сила ее в массовости педагогического процесса.
Фольклор – художественная форма отражения нравственных, эстетических взглядов народа, со своими закономерностями развития и средствами выразительности. Выдающийся ученый, профессор Г.С.Виноградов, в своей работе «Народная педагогика» писал: «Весьма ценным источником для изучения народной педагогики надо считать исследуемый из века в век и очень медленно и осторожно пополняющийся неписанный путеводитель народной педагогики, содержащий мысли и наставления касающийся воспитания и обучения:
Где гроза, тут и милость.
Отец али мать дитя люби,
А не оказывай.
Покаль он поперек лавки лежит,
Учи его. А как ляжет вдоль лавки,
Точно уж не научишь».
Хотелось бы перечислить жанры русского фольклора, включенные в процесс изучения учащимися: загадки, пословицы, поговорки, кумулятивные, волшебные, бытовые, анималистические сказки, календарно-обрядовые, лирические, свадебные, игровые, детские, исторические песни и былины, обрядовые действа, народные увеселения, игры, предания, легенды, прибаутки, потешки, считалки и т.д. Нужно ли такое разнообразие жанров, доступно ли их содержание детям? На этот вопрос мне бы хотелось ответить словами К. Д.Ушинского:
«В них отразились все стороны жизни народа: семейная, лесная, общественная; его потребности, привычки, взгляд на природу, людей, на значение всех явлений жизни». Но главную человекообразующую роль он отводил сказке: «Я решительно ставлю народную сказку недосягаемо выше всех рассказов, написанных нарочно для детей образовательной литературой. Многие русские сказки переделаны народом или вновь составлены для детей. Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, что кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа." Следовательно, детям входить в мир взрослых не только можно, но и нужно, это приобщение к народной национальной культуре, а осмысление придет позже в зрелые годы.
Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыка, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Средствами народной педагогики являются: пословицы, в которых ведущая идея – воспитание трудолюбия; загадки, призванные развивать мышление, обогащать ум ребенка знаниями; народные песни, сопровождают человека от рождения до смерти, сказки выполняют познавательную роль и т.д.
Психолого-педагогические возможности сказок
Обучение | Развитие | Воспитание |
Культурное наследие и характер народа Понимание структуры языка и его национального своеобразия Введение нового учебного материла или закрепление пройденного. | Воображения Фантазии. Памяти Внимания Мышления. Речи Умения понять речь на слух Мотивации Национального самосознания Осознание своих внутренних переживаний. Поиск аналогий в реальной жизни. | Уверенности в себе Избавление от страха Социальной адаптации Идеала личности Нравственности Патриотизма Норм поведения Способов разрешения конликтов. |
Не случайно в русских сказках родная земля для героя - самое святое место на свете, ради нее он идет на подвиг, а сраженный в битве и упавший на землю, черпают у нее новые силы, что и помогает ему победить противника. Земля, русский народ и Родина – святое не только для героя сказок, но и для каждого человека.
Народные традиционные игры – это «азбука», с которой начинается обучение детей специфическому языку фольклора, «они первая ступень великой лестницы наук и образованности». Не игравший в детстве ребенок никогда, став взрослым, не развернет своих человеческих потенций. Игра формирует интеллектуальные и физические способности, с которыми ребенок будет жить долгие годы. Это первые уроки детского театра веками существующие в детском и сказочном фольклоре.
Игра – в широком понимании является ведущей формой деятельности ребенка, характеризующей мир детства. Она органично сочетает в себе, и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок. Игра – своеобразная школа ребенка, где есть свои предметы: сила, ловкость, быстрота, сообразительность, внимательность и т.д. В процессе игры дети осознавали свою связь с коллективом, образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым, установленным порядкам. Она служила средством социализации ребенка, адаптации его к окружавшей среде.
В детском фольклоре скрыт ключ к пониманию взрослой психологии, в нем отражаются взрослые психологические особенности детского видения мира, которое отличается чувственным восприятием. Главное же назначение – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе забавной игры, которая скоро станет реальностью.
В народных же праздниках и обрядах, фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целости и многообразии.
Дети, хотят ли того или нет, в своих играх, занятиях неизменно копируют жизнь взрослых: трудовые обряды, формы поведения и т.д. Таким образом, они проигрывают то, что им предстоит вскоре делать на самом деле.
Русский земледельческий календарь, в нем прослеживается и понимание места человека в мире, взгляд на его взаимоотношение с природой. Народный месяцеслов дает прекрасную возможность увидеть, услышать, прочувствовать всю красоту, емкость русского слова. Известный фольклорист А.Ф.Некрылова, автор книги «Круглый год» пишет: «… в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понималось как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива. Это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен. Земледельческий праздник давал к тому же ощущение полного слияния с природой, и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Непременная особенность всех празднеств – живая, неразрывная связь с землей-кормилицей, а основные годовые праздники связаны с победой солнца над темными силами».
Поэтому, когда народная культура со всеми обычаями и традициями, во всей красе и многогранности, приходит к детям на урок, их умы и сердца готовы воспринимать, думать, творить.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ.
_ формирование самостоятельной творческой личности, способной воспринимать богатый духовный опыт предыдущих поколений и привносить свое;
_ формирование высокого художественного вкуса, средствами народного искусства;
_ воспитание у детей чувства причастности к русскому народу, его культуре;
_ привитие любви и уважения к идейно-эстетическим произведениям народного
творчества;
_ развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
_ создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника;
_ воспитание патриотического чувства к своей малой родине, чувства гордости за свой край, семью и школу;
_ приобщить к исследовательской краеведческой деятельности;
_ овладеть знаниями по этнографическому краеведению;
_ приобщить к народному пониманию мироздания.
С Т Р У К ТУ Р А курса Н Х К
1-ый год обучения «Младенчество и детство в жанрах детского фольклора» (34 часа)
Сентябрь.
Тема 1: «Введение» (2 часа)
- Что означает твое имя? Сцен. Речь.
- Что такое детский фольклор? Сцен. Речь.
Сентябрь-октябрь.
Тема 2: «Материнский фольклор» (6 часов)
- Колыбельные. Актер. Мастер.
- Пестушки. Сцен. Речь.
- Потешки. Сцен. Речь.
- Экскурсия в музей «Крестьянская изба». Актер. Мастер.
7. Материнский фольклор. Актер. Мастер.
- «Бабушкин сундучок». Зачет.
Ноябрь-декабрь.
Тема 3: «Детский фольклор» (7 часов)
- Прибаутки. Сцен. Речь.
- Прибауточки. Актер. Мастер.
- Народные загадки. Сцен. Речь.
- Поздравления. Актер. Мастер.
- Святочные песни. Актер. Мастер.
- Святочные игры. Сцен. Речь.
- «Святочные игрища». Зачет.
Январь-февраль.
Тема 4: «Сказкотерапия» (6 часов)
.
- Сказки о животных. Актер. Мастер.
- Бытовые сказки. Актер. Мастер.
- Волшебные сказки. Сцен. Речь.
- Масленичные песни. Актер. Мастер.
- Масленичные игры. Сцен. Речь.
- «Широкая Масленица». Зачет.
Март – апрель.
Тема5. «Потешный фольклор» .(7часов)
22.Дразнилки. Сцен. Речь.
23. Молчанки. Сцен. Речь.
24. Небылицы. Актер. Мастер.
25. Приговорки. Сцен. Речь.
26. Заклички. Актер. Мастер.
27. «Весна-красна пришла». Зачет.
28.Ярмарочные выкрики торговцев.
Апрель-май.
Тема 5: « Игровая культура» (6 часов)
29.Считалки. Сцен. Речь.
30.Игры хороводные. Сцен. Речь.
31.Игры драматические. Актер. Мастер.
32.Игры с движением. Сцен. Речь.
33.Игры Александровского уезда.
34. «Веселая ярмарка». Зачет.
2-ой год обучения: «Русский земледельческий календарь и народные праздники»
(34 часа) 1 часть
Сентябрь-ноябрь.
Тема 1: «Осень» (11 часов)
- Семен-летопроводец. Небылица. А.м.
- Рождество Богородицы. Осенины. А.м.
- Воздвижение. Приметы. Игра.
- Никита-гусопролет. Потехи. С.р.
- Фекла-заревница. Скороговорки. С.р.
- Покров-батюшка. Свадьба. А.м.
- Сергий Радонежский. Церковь. С.р.
- Параскева Пятница. Молчанки.Игра.
- Казанская. Игровые песни. А. м.
- Дмитриев день. Память. Игра.
- Кузьма-Демьян. Ремесла. С.р.
Декабрь-февраль.
Тема 2: «Зима» (11 часов)
- Введение. Дразнилки. А.м.
- Егорий-победоносец. Былина. С.р.
- Наум-грамотник. Загадки. Игра.
- Спиридон-солнцеворот. Приговорки. С.р.
- Новый год. Обычаи. Игра.
- Рождество. Библейская легенда. А.м.
- Крещение. Поддевки. С.р.
- Ефрем-запечник. Домовой. С.р.
- Сретение. Быль. А.м.
- Масленица. Игрища. А.м.
22.»Широкая Масленица»
Март-май.
Тема 3: «Весна» (12 часов)
23.Первое марта. Кикимора. Игра.
24.Евдокия. Заклички. С.р.
25.Сороки. Обычаи. А.м.
26.Благовещение. Крестьянская изба. А.м.
27.Марья-зажги снега. Сказка. С.р.
28.Алексей-божий человек. Святые. С.р.
29.Первое мая. Хороводы. Игра.
30.Егорий вешний. Песни. А.м.
31.Борис и Глеб. Поверья. С.р.
32.Никола-летний. Приметы. А.м.
33.«Веселая ярмарка».
34.Зачет.
3-ый год обучения: «Русский земледельческий календарь и народные праздники»
(34 часа) 2 часть.
Сентябрь-ноябрь.
Тема 1: « Лето» (12 часов)
1.Фрол и Лавр. Напитки Руси. А.м.
2. Ярило. Символика. Игра.
3. Олены-длинные льны. Загадки. С.р.
4. Троица. Обычаи. А.м.
5. Федор-стратилат. Чучело. Игра.
6. Акулина-задериха. Потешки. С.р.
7. Аграфена-купальница. Считалки. Игра.
8. Иван Купала. Игрища. А.м.
9. Петр и Павел. Страшилки. С.р.
10. Летние кузьминки. Травы. Игра.
11. Ильин день. Былина. А.м.
12. Три Спаса. Пост. С. р.
Декабрь.
Тема 2: «Осень» (3 часа)
13. Успение. Дожинки. А.м.
14. Иван постный. Крестьянская одежда. С.р.
15. Михайлов день. Домашняя утварь. А.м.
Январь-февраль.
Тема 3: «Зима»(5 часов)
16. Святки. Обычаи. Игра.
17. Святочные игрища. Ряженье. С.р.
18. Власьев день. Домашние животные. Игра.
19. Касьян. Заговоры. С.р.
20. Зачет.
Март-апрель.
Тема 4: «Весна»(11 часов)
21. Великий пост. Молитвы. С.р.
22. Вербное воскресенье. Суеверия. А.м.
23. Пасха Христова. Обычаи. Игра.
24. Красная горка. Языческие обряды. А.м.
25. Преполовение. Святая вода. А.м.
26. Радуница. Крестьянская пища. С.р.
27. Вьюнишник. Величания. А.м.
28. Вознесенье. Обрядовая пища. А.м.
29. Семик и русалки. Ряженье. Игра.
30. Праздник кукушек. Язычество и христианство. А.м.
31. Народное обрядовое действо.
Май.
Тема 6: « Заключение» (3 часа)
31. Круглый год. Обычаи, обряды, ритуалы.
32. «Веселая ярмарка».
33. Зачет.
4-ый год обучения (34 часа)
«Земля большая, а Родина одна».
Сентябрь.
Тема 1: «Начало Руси» (3 часа)
1 .Кто мы, славяне? Актер.мастер.
2. Откуда пошла земля Русская? Сценич.речь.
3. Гардарика.- страна городов. Актер.мастер.
Октябрь.
Тема 2: «Владимир – сердце Руси» (4 часа)
4. Владимир-на-Клязьме. Актер.мас
5. Князья Владимирские. Сценич.речь.
6. Храмы и соборы Владимира. Игра.
7.Храм Покрова на Нерли. Актер.мастер.
Ноябрь.
Тема 3: «Святая Русь» (2 часа)
8. Святые земли Русской. Сценич.речь.
9 .Икона «Живоначальная Троица» . Актер.мастер.
Ноябрь-декабрь.
Тема 4: «Москва» (2 часа)
10. Москва-столица Руси. Сценич.речь.
11. Московский Кремль. Актер.мастер.
Декабрь.
Тема 5: «Письменность» (2 часа)
12.Летописи. Cценич.речь.
13. От узелка до букваря. Актер.мастер.
Январь.
Тема 6: «Герои» (2 часа)
14. Герои земли Русской. Игра.
15. Земля большая, а Родина одна. Сценич.речь.
Январь.
Тема 7: «Мастера Руси» (2 часа)
16. Россия – страна лесов. Актер.мастер.
17. Мастера на все руки. Сценич.речь.
Февраль.
Тема 8: «Соха и топор» (4 часа)
18. Соха и топор. Актер.мастер.
19. Соха дружит с чудесами. Сценич.речь.
20. Топор всему делу голова. Игра.
21. Куда соха и топор вместе ходили. Актер.мастер
Март-апрель.
Тема 9: «Крестьянское жилище» (7 часов)
22.Крестьянские хоромы. Сценич.речь.
23. Что нам стоит дом построить. Актер. Мастер.
24. И тесен дом, да просторен он. Сценичес. речь.
25. Домашний лад и порядок. Актер.мастер.
26. Обитатели хором. Игра.
27. Нет дома без красы. Сценичес. речь.
28. Мир. Деревня. Помочи. Актер. Мастер.
Апрель-май.
Тема 10: «Родной край» (3 часа)
29. Люби и знай, родной свой край. Актер. Мастер
30. Александров – город славный. Игра.
31. Знаменитые земляки. Сценич. речь.
Тема 11: «Заключение» (3 часа)
32. В фольклоре – душа народа. Сценич. Речь.
33. Россия. Родина. Отечество.
34. Зачет.
М Е Т О Д И К А
В основе методики преподавания лежат: устная форма представления фольклорного материала, импровизация как процесс освоения культурных традиций, игра как средство творческой деятельности ребенка.
Структура определяется народным календарем, наблюдая за изменениями в природе и деятельности человека, школьники учатся языку народной культуры. В процессе занятия всегда ставлю вопрос, который мы в конце разрешаем вместе с ребятами; например: "Почему невесту покрывали белым покрывалом?» (Здесь и далее, все примеры будут приводиться из занятия "Покров Пресвятой Богородицы", которое прилагается к материалам.) Даю творческое задание – (нарисовать храм Покрова Пресвятой Богородицы, сочинить стихотворение). Пополняем словарный запас новыми словами – (хоромы, светелка, покров, обыденная пелена, пожинальник, зазимье, повойник, прядево, трепало, загнеток и т. д.) Заучиваем пословицы и приметы – " На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка—зима". "Коли на Покров лист чисто облетит, быть зиме холодной.")
Основной принцип построения моих занятий – театрализованное представление. С элементами игры, рассказа, показа, вовлечением детей в творчество, т.е. наиболее доступная, зрелищная форма для детей младшего школьного возраста. Сам урок как бы разделен на две части: теоретическая и практическая. Первая часть включает повторение предыдущего материала(10 мин.), подача нового (15 мин.) Вторая часть закрепление урока в процессе практических упражнений по актерскому мастерству, сценической речи, в игре. В зависимости, какой из этих типов больше подходит к данной теме. Большое количество игровых моментов благотворно влияют на усвоение материала, помогает детям раскрепоститься в кругу своих сверстников, органично вести себя как на сцене, так и в жизни. Это любимая часть урока учащихся, они же не замечают, что, играя, тоже познают. На мой взгляд, это самая оптимальная форма построения занятий, когда учитываются все факторы.
Первый год обучения начинаю с изучения жанров детского фольклора. Они наиболее понятны, знакомы детям, красочные, образные, способные пробудить у ребенка интерес к национальному творчеству. Каждый урок посвящен одному из жанров, мы с детьми заучиваем несколько текстов, каждого из них, в результате чего к концу учебного года у ребят складывается значительный багаж произведений детского фольклора, которыми они свободно оперируют и редко забывают. Это говорит о том, что этнопедагогика не омертвевшее, застывшее явление прошлого, а жизнестойкий источник этнического самосознания национального характера русского народа.
Второй год начинаем изучать земледельческий календарь, по возможности стараюсь, чтобы тема занятия совпадала с настоящим календарем. На этом этапе принцип подачи материала более сложный.
Третий год обучения – продолжаем изучать календарь и праздники в нем. Но больший упор делается на теоретическую часть, знакомимся с праздниками, оставшимися в стороне в каникулярное время, и отдельно изучаем крупные праздники. На втором и третьем годах обучения дети фиксируют план урока в тетради. Ряд занятий проводится на улице, раз в сезон, по временам года – это время для размышлений, развития творческого воображения, приобщения детей к природе, общения их между собой. Такие уроки очень нравятся детям, они сближают их между собой, позволяют отрефлексировать свои чувства, мысли, почувствовать единение с природой, а преподавателю индивидуально познать каждого ребенка.
Четвертый год обучения посвящен знакомству с историей страны, направлен на развитие патриотизма, приобщению детей к познанию великого прошлого России. Цикл занятий проходит в музеях, на выставках, концертах. Наша гимназия тесно сотрудничает с музеем «Александровская слобода», проводятся музейные уроки, дети являются постоянными участниками различных исторических игр и конкурсов музея. В гимназии создан этнографический музей "Крестьянская изба", где дети воочию могут увидеть предметы материальной культуры, представить себе бытовые и праздничные стороны жизни русского человека.
Главное на уроке – это самостоятельная работа ученика, на занятиях дети много сочиняют, придумывают истории, отгадывают загадки, рисуют, составляют тексты к рисункам, рассуждают вслух, пытаются сформулировать свою точку зрения в освещении той или иной проблемы. Например, что такое «покров", и сколько раз встречается его олицетворение в празднике Покрова. На каждом уроке дети знакомятся с предметами народного быта, элементами русского народного костюма, произведениями устного народного творчества. Например, при обряжении в русский народный костюм у ребенка сразу меняется пластика движений, интонация голоса, т. е. происходит принятие другого социального статуса, что несет за собой познавательную функцию. В игре же складывается культура общения со сверстниками, происходит приобщение к духовному наследию своего народа, познания самих себя через общение с прошлым. Обращение к традиционному народному творчеству, как к испытанному временем средству формирования личности, нераспознанным возможностям современного человека, имеет в настоящее время глубокий социальный смысл.
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В работе большое внимание уделяю личному контакту с учениками, созданию дружеской, доверительной атмосферы в общении, познании, сотворчестве, т.к. считаю, что личные психические свойства ребенка формируются под руководством учителя. Для этого на занятиях мы с ребятами разыгрываем различные представления, встречаемся и на праздниках, проводимых участниками фольклорного театра "Слободские потешники", и на классных часах. Так как дети младшего школьного возраста мыслят красками, звуками, речь воспринимают плохо, поэтому дисциплина на уроке держится на эмоциональной заинтересованности. Ведь большинство детей, приходит в школу не с четко сформулированной целью учиться, а с потребностью в общении со сверстниками. Все эти факторы я учитываю при подготовке и проведении своих занятий. В соответствии с этим у меня выработались три направления моей технологии и определила тему моего опыта работы.
Механизм реализации программы:
1.Обсуждение и утверждение программы.
2.Определение контингента участников.
3.Создание группы, осуществляющей руководство.
4.Организация всевозможных экскурсий.
5.Оформление материалов этнографических экспедиций.
6.Оформление этнографического музея.
7.Проведение тематических занятий.
8.Проведение традиционных народных праздников.
Методическая работа с учителями:
--семинары
--методические объединения;
--индивидуальные беседы;
--мастер-классы;
--открытые занятия;
Методическая работа с родителями:
--беседы;
--открытые занятия;
--привлечение к участию в праздниках , играх, конкурсах, фестивалях , выставках.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Cтепень научной разработанности.
Существенное концептуальное значение для программы имеют следующие теории:
--методологические принципы этнопедагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, В.С.Мухина);
--методологические вопросы этнокультуры, раскрыты в работах (М.М.Бахтина, Л.Н.Гумилева, А.Тойнби);
--идеи антрополого-гуманистической педагогики и психологии (В.В.Зеньковского, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева);
--принципы природосообразности и культуросообразности разработаны (И.А.Ильиным, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским);
--в рассмотрении народной педагогики, концепция базируется на исследованиях этноса (Л.Н.Гумилев);
--педагогические учения (Я.А.Коменского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского).
Программа основана на педагогической системе К.Д.Ушинского, который большое внимание уделял миру народной культуры, так как считал его единым и гармоничным, необходимым на начальном этапе обучения и воспитания. В дальнейшем жизнь предстанет более сложной, противоречивой, но потребность ее гармонизации при правильном подходе к начальному обучению и воспитанию подскажет будущему взрослому выход из многих нравственных тупиков. В этом Ушинский видит одну из сверхзадач педагогики, опирающейся на лучшие традиции народной культуры.
Руководитель образовательного проекта «Новая Россия» профессор А.Кушнир говорит о том, что традиционное развивающее обучение исчерпало себя, и будущее за «природосообразной или народной педагогикой». Генетические природные последовательности психофизических и личностных новообразований обладают колоссальной устойчивостью, а их ломка требует огромных усилий, и влечет за собой потери не только временные, но и качественные. Поэтому базовой методологической посылкой является этнопедагогика. Методологической основой для творческого освоения народных традиций на всех ступенях целостной образовательной системы являются многосторонние и непосредственные знакомства обучаемых с истинно традиционными образцами народной культуры.
В процессе социализации личности на основе народной педагогики выделяются две формы поведения ребенка: имитация (подражание окружающим) и идентификация (отождествление себя с другими).
Говоря о младшем школьнике, необходимо отметить, что он еще ограничен в социальной жизни. Но с помощью средств народной педагогики, осознает себя как личность, свои связи с людьми, опыт общения «принимает» социальные ценности, устанавливает подсознательные связи с культурным пространством, этносом, микросоциумом, где основой является региональный компонент.
Ушинский считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке. Поэтому образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа, а воспитание истинно русского характера возможно только при условии погружения детей в русскую самобытную культуру с ее песнями, играми, обрядами.
Инновации в системе образования основаны на опыте народной педагогики.
Кандидат педагогических наук М.Ю.Новицкая, автор курса "Введение в народоведение" в начальной школе, считает этот курс стержневым в комплексе дисциплин начальной школы. В реальном учебном процессе складывается естественная интеграция доселе разрозненных дисциплин: (народоведение, краеведение, природоведение, музыка, ритмика, труд, физкультура, чтение, развитие речи). Содружество дисциплин объединенных мировоззренческими проблемами должны способствовать целостному восприятию народной культуры, как выработанного веками способа миропонимания, с обязательной корректировкой. Русская народная культура предстает как основание национальной культуры, понимаемой как часть мировой, слагающейся из множества составляющих.
Новые подходы к освоению фольклорного материала, заключается в следующем;
1. Определяющими на уроках являются эвристические методы и технологии обучения, при которых знания, опыт, навыки передаются посредством устной речи в процессе конкретной деятельности; учение – самостоятельная деятельность школьников по освоению предметной информации, в процессе которой передается мысль, выведенная из опыта; игровая деятельность.
2. Новыми формами являются уроки-сказки, уроки-посиделки, уроки-обряды; - результат использования синтезированных жанров народной культуры в образовательной деятельности.
3.Изучая закономерности поэтической и песенной традиции, дети выступают не только, как исполнители, но и как создатели новых творческих образцов, раскрывая вариантную природу народного творчества.
Постигая народную культуру, учащиеся проявляют себя в них как творческие личности, способные воспринимать духовный опыт предыдущих поколений.
Система этнохудожественного образования: народная педагогика, народный календарь, этнохудожественная деятельность. Народная педагогика решает воспитательные задачи и включает в себя – общение со сверстниками, родителями, учителями, старшим поколением. Народный календарь – выполняет образовательные функции, и построено на общении с природой, связи человека и природы, экологический фактор. Этнохудожественная деятельность – направлена на развивающие задачи: творческие способности ребенка, фантазия, воображение, образное, ассоциативное мышление на материале детского фольклора. Этнохудожественная педагогика является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявление ее потенциальных способностей, инициативы, это возможно благодаря тому, что народная культура это и искусство и повседневная жизнь, которая творится и живет, только при наличии процесса передачи накопленных знаний от предыдущего поколения к последующему.
Спектр целей и задач, решаемых в процессе обучения по данному курсу, соответствует воспитательной системе гимназии, что немаловажно для создания единого образовательного и воспитательного пространства.
Первая проблема, на которой строились основные ее положения, была проблема народности. Народность в трактовке Ушинского не означала ни самозамкнутости, ни изолированности от чужих культур, ни механического перенесения к себе чужих достижений.
Перенося эти требования в область образования, Ушинский утверждал, что просвещать народ нужно исходя из его потребностей, из понимания закономерностей его развития. Следующая проблема: единство воспитания и обучения—эти два основных педагогических понятия тесно связаны с друг другом, и дают тот результат, который называется образованием. Другая проблема стоящая и по сей день, можно сказать вечная, превращения обучения из подневольной системы, в свободную, творческую деятельность учащихся. Поэтому в своей педагогической системе К.Д. Ушинский Если мы возьмем ученую книгу К.Д.Ушинского "Родное слово" мы можем проследить по разделам, что фольклору в ней отдается преимущество даже перед высокоталантливыми произведениями прославленных поэтов и писателей. Так как именно фольклорные материалы подводят ребенка к осмыслению общенародного, общенационального, духовного опыта. Эстетическая основа образования и воспитания является ведущей и определяющей и имеет ярко выраженный национальный характер.
русской речи, свободную и выразительную силу языка, моральные отношения, национальный характер представлений, оценок, реакций. Эстетическое начало в педагогической системе Ушинского, выступает, как взаимопроникновение человеческого и природного, как перевод человеческого на язык природы, как очеловечивание природных явлений в метафоре и символе. И именно на природу сейчас направлен главный удар, который наносит современная цивилизация среде человеческого существования. Урон, наносимый природе, оказывается и уроном, который терпит духовная, эстетическая сфера человека, его национальная культура, связанная опять же с природной средой, не говоря уже о биологическом здоровье нации. Понимание общих задач, поставленных перед человеком условиями его существования, может послужить и стимулом для осознания общих целей целого народа. Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип народного воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. И именно народная педагогика или этнопедагогика, является неоспоримым средством воспитания личности.
Этой проблеме посвящена работа Г.Н.Волкова "Этнопедагогика", из которой я почерпнула следующие знания.
Этнопедагогика изучает:
1)основные педагогические понятия народа (уход и наставничество, обучение и воспитание);
2)ребенка как объект воспитания (родной, приемный, друзья, среда);
3)функции воспитания (формирование, развитие, забота о здоровье);
4)факторы воспитания (игра, слово, быт, искусство традиции, символы);
5)методы воспитания (пример, совет, упрек, наказание, просьба, запрет);
6)средства воспитания (потешки, считалки, загадки, сказки, легенды, эпос).
Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений.
Народ в чистом виде представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. И чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация. Преемственность поколений, обеспечиваемая воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представляют заботу о совершенстве личности. Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, все воспитывало, всех воспитывали. Средствами народной педагогики являются: пословицы, в которых ведущая идея - воспитание трудолюбия; загадки, призванные развивать мышление, обогащать ум ребенка знаниями; народные песни, сопровождают человека от рождения до смерти; сказки выполняют познавательную роль. Основным фактором народного воспитания является природа, принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ.
Далее игра – величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Посредством игры ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, приучали к правилам поведения в обществе. Слово величайшее из человеческих духовных сокровищ, сила его невероятно велика, недаром говорят, что словом можно убить, можно и воскресить. Труд, общение, традиции, искусство, также являются немаловажными факторами народной педагогики. Каждый ребенок _- первое звено бессмертной цепи поколений. Связь поколений, сбережение, поддержание огня в родовом очаге – это питательная среда народной педагогики, сила ее в массовости педагогического процесса. Она является живой связующей нитью между прошлым и будущим из поколения в поколение, воссоздает образ народа в его лучших чертах. Сердцевиной этнопедагогики является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине...
Современная педагогика, как общественная наука и социальные институты образования, только сейчас начинают в полном объеме осознавать великое значение этнопедагогики, которая шлифовалась веками, вырабатывая свои законы и правила. Приемы, навыки воспитания не преподносились в виде специального обучения, а постепенно, прежде всего на личном примере родителей, дедов, передавались из поколения в поколение. Этой проблеме посвящены исследования А.Ф.Некрыловой и В.В.Головина, ведущих специалистов в области фольклористики и этнопедагогики, в работе": Уроки воспитания сквозь призму истории: традиционные формы воспитания у русских крестьян 19—20 в." В ней отмечается, что, та система воспитания, которую выработала для себя крестьянская среда, создавала оптимальные условия для передачи не только трудовых навыков, знаний о природе и человеке, но и для овладения всем культурным наследством. И трудно было определить, кто больше воспитывал ребенка семья или собственно детская среда. Рожденная в недрах теплой семейной жизни, народная культура способствует становлению человека, который вырастает, а затем творит историю целого человечества. Крестьянская среда и община не знали трагического разобщения отцов и детей, столь характерного для нашей эпохи. Исследование включает в себя следующие разделы:
"Забота и воспитание» - посвященный периоду от рождения до взросления ребенка, на основе жанров детского фольклора, которые являются для ребенка началом всех начал.
"Детская среда как метод воспитания" – о том, как детский быт целенаправленно подготавливал ребенка к взрослой жизни, способствовал социализации его в обществе.
"Труд в жизни ребенка" – рассматривает традиционное трудовое воспитание.
"Дети в системе традиционной культуры" – о системе воспитания в крестьянской среде, где обучение и приобщение ко всему комплексу традиционной культуры начиналось с раннего детства в семье и продолжалось долгие годы. Особенно ярко это выразилось в народном календаре, его праздничной и обрядовой стороне.
Из всех национальных традиций важнейшими являются воспитательные, именно они определяют духовный облик народа, его менталитет, образ морали и поведения. Ядром отечественных педагогических традиций, несомненно, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа.
Следующая теоретическая основа моей работы - научная разработка Н.С.Александровой "Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен". Исследование базируется на основополагающих явлениях философской и педагогической антропологии человека, его воспитания, природы и сущности игровой человеческой деятельности, которая носит творческий характер; на положениях о развитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта, о единстве сознания и деятельности. А также, что сегодня на первый план выдвинулась проблема организации образовательно-воспитательных процессов, которая обеспечивала бы полноценное формирование у подрастающего поколения национального самосознания. Данная работа показывает, что у детей дошкольного возраста, оно формируется средствами русских народных игр, которые имеют следующие педагогические функции: развивающая, игровая, развлекательная, компенсаторная, эстетическая, информационная, суггестивная, коммуникативная, социокультурная, трудовая. Проведенное исследование предполагает постановку новых социальных задач:
- изучение путей включения русских народных игрушек в систему образования младших школьников;
- обеспечение преемственности двух первых ступеней образования;
- организация содержательных игр в целостном воспитательном процессе в рамках единого этнопедагогического пространства.
Специфика его в том, чтобы, опираясь на конкретный материал научить ребенка понимать народные мировоззрения и психологию. Для этого нужно воспринимать определенную систему традиционных художественных средств. Каковы же их особенности, и как они могут связать различные уроки, классную и внеклассную работу. За основу берется представление о взаимоподобии человека и природы, образы природных явлений, небесных светил, животных. Все это мы видим и в словесном, и в изобразительном народном искусстве, в древних обрядах и обычаях, дошедших до нас в форме народных развлечений, игр, народном погодоведении, медицине.
Школьные дисциплины, решающие свои специфические задачи на этом материале (обучение чтению, письму, развитию речи, эстетическое, трудовое, физическое воспитание), объединяются общими мировоззренческими проблемами в курсе народоведения. На теоретических предметах дети учатся рассуждать над смыслом тех или иных сторон народного миросозерцания; на практических дети играют в игры, танцуют, поют, мастерят утварь, шьют одежду, рисуют, готовят кушанья. Тем самым Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубина преемственности в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начнет осваивать их с малого возраста. Воспитание органического приятия традиционных культурных ценностей должно идти с рождения. Факультативный же курс народоведения в начальной школе - часть большой работы по созданию альтернативной системы образования в российской школе.
Этот курс рассчитан на четыре года, где в системе занятий перед ребенком на живом фольклорном и этнографическом материале раскроется система миропонимания, выработанная его предками по тем основным параметрам человеческой жизни, которые хозяйственно-практически, бытийно, нравственно, эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи.
"Человек и его взаимоотношения с природой"
"Человек и его семья"
"Человек и история его народа"
В соответствии с этими темами распределяется и содержание материала, который должен деятельно осваиваться детьми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в условно-игровой, смоделированной лично для каждого ребенка форме. В результате чего возникает духовное общение, особая эмоциональная, нравственная атмосфера, подкрепленная радостным ожиданием календарно-обрядовых праздников. Они предстают перед нами как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром в котором они живут.(1 год обучения). Занятия следующего года построены на освоении философской проблемы "Единство мироздания и круга человеческой жизни от рождения до смерти". Здесь все предстает двояко, мифологизировано, в соответствии с народными воззрениями на ее внутренний смысл и устройство; конкретно-функционально в хозяйственном, сугубо практическом плане. Третий год посвящен освоению проблемы "История страны и храм души человеческой". Она решается на материале исторических жанров фольклора.
Автор программы также отмечает, что в раннем возрасте, когда складывается комплекс устойчивых мотивировок к учению, происходит глубокое личностное восприятие явлений народной культуры, взятых в контексте живой современной жизни и реальных условий, в которых находится конкретная школа. Это дает возможность для развития такого типа личности, которой требуется непрерывное обогащение эмоционального и интеллектуального опыта, которая привыкает к жизни в системе подлинной культуры, а не вне ее, либо в мире масскультуры. Все проблемы решаются в соответствии с региональной корректировкой, учитывающей местные особенности народного творчества.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Данная программа адресована детским дошкольным учреждениям, начальному звену средней школы, организаторам воспитательной работы, учреждениям дополнительного образования. Содержащиеся в нем положения и выводы, могут быть направлены на совершенствование и развитие всей педагогической системы. Результаты позволяют использовать в практике этнопедагогическую систему работы с жанрами детского фольклора. При подготовке и проведении, во внеурочное время народных обрядовых действ: Осенины, Святки, Масленица, Сороки; обязательно привлекаются родители, таким образом, стирается грань между культурой детей и культурой взрослых, происходит воссоединение семьи и школы. Осуществляется социализация ребенка, сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии, с которыми должна протекать жизнь.
Этнокультурное региональное образование способствует освоению, сохранению и развитию народных традиций в крае.
В программе:
- раскрывается сущность этнопедагогического феномена жанров детского фольклора как самоценности русской национальной культуры;
- выявляются педагогические функции семьи и детской среды;
- создается система работы с русскими народными играми, направленная на формирование этнического самосознания;
- изучаются изменения в развитии эмоциональной функции личности ребенка от "погружения" его в мир традиционной культуры исходя из психофизиологической целесообразности;
- выявляются творческие способности учеников путем приобщения к народным праздникам и обрядам.
- выявляются этнопедагогические и этнопсихологические функции народной художественной культуры (воспитател., культур., эстетич., развивающ.)
Как условие организации индивидуального подхода, с прогнозирующим результатом, провожу диагностику направленности личности младшего школьника. Результат – положительная самооценка ребенком успешности пребывания в программе и своего участия в ее деятельности.
Основная цель анализа – получение результатов влияния содержания программы на развитие личности ребенка, для дальнейшего совершенствования программы и выявления проблем.
Дожинки.
Народное обрядовое действо.
В избу забегают дети, шумят, кричат, играют в «Бубен»
Водящий сидит и говорит :
- Бубен сел на пенек,
чтоб ловить игроков,
пожалуйте!
Все:
- Бубен, бубен сел на бочку,
продал свою дочку за нашего князя,
у нашего князя трое палаток,
никто не проскочит.
Коза проскочила, хвост переломила
Бубен порвала, бубен озлился , за нами пустился
Мы побежали, языки казали.
Бубен, бубен беги за нами,
Хватай нас руками.
Играют 3 раза, затем один из ребят прерывает игру
- А не пора ли вам девушки,
Осень сустречать ,Осенину величаньем величать!
Все галдят:
- Давайте,
- давайте девоньки осень сустречать,
Осенину величаньем величать,
величаючи приговаривать,
приговором завораживати.
- Приговором завораживати,
завороживаючи – принимать.
- Принимаючи гостейкой называть,
угощеньецем задабривати!
Все: Матушка Осенина,
Осенина матушка!
- Не идет ?
- Не идет.
- Давайте сами её сделаем.
- Давайте , только как?
- Возьмём сноп , тот, который на поле последний сжали, свяжем , да обрядим в красный сарафан , вот и будет у нас именинница.
- Айда , сноп принесём.
(Приносят сноп и начинают обряжать Осенину.)
- Мне матушка говорит , что в сноп другого жнеца своих горстей не кладут , а то поясница заболит.
- И на выжатой полосе не едят , а то урожая на следующий год не будет.
- По окончанию жатвы серпы бросали вверх , для того , чтобы рожь была густа и высока .
- Последний сжатый сноп оставляют «Николе на бородку».
- После жатвы жнеи катались по полосе и приговаривали : «Жнивка , жнивка отдай мне силку , на яровую жнивку».
-Жнивка , жнивка , отдай мою силку , на пест , на колотило , на молотило , да на новое веретено.
- Чтобы спина не болела .
- Да всякая работа спорилась , в руках горела.
Восхваляют Осенину .
-Ай да именинница !
- Ай да красавица !
- Волос спелый
- Колос зрелый
- На тебе ,матушка, сарафан шелковенький
- Платочек холстёвенький
- Тесёмочки витые
- Да бусы льняные.
- Ан кака нарядна!
- Ан кака кудрява!
- Ан кака румяна !
- Мы вьем , вьем бороду , у Николы поля ,
- Завиваем бороду на нивке великой.
- На полосе широкой.
- Звоните звоны во всём чистом поле!
- Мы жали , радели , Дожинок хотели.
- Ну что ,матушка – именинница, пора тебе и домой пожаловать.
- Солнце выше ели , а мы ещё не ели.
Берут чучело и с песней идут по «деревне».(Поют.)
Осень , осень на порог осенинщикам пирог
За наше терпенье , всем нам угощенье.
Мы пирог поели ещё захотели .
Ходят по домам и поздравляют хозяев.
- Мы жито пожали, серпов не ломали.
- Николе борода , коню голова, а нашему хозяину
в сусек спорина .
- Хозяюшке – в квашоночку , а деточкам – в хлебинку .
- Эй , хозяюшка , не спи , ворота - то отвори.
Желаем, чтоб в доме всё велось да спорилось,
и зерно не переводилось.
- И квашня быстро подходила , и хлеб был пышный и мягкий.
Дети входят в дом , Варвара их встречает.
- Жнеи молодые , серпы золотые , милости просим откушать ,
молодого хлебца порушить .
- Дай тебе бог из колоска осьмину, из единого зернышка на каравай.
-Спасибо , детушки милые ,всем господь повелел от земли кормиться.
Проходите , гостьюшки мои ненаглядные.
Дети рассаживаются по лавкам.
- Недаром говорится , сей хлеб - не спи ,будешь жать - не будешь дремать.
- Утренняя заря – зарница! Пади ты на мою рожь, чтобы росла она высока , холилась толста, колосиста!
- Пшеница по выбору кормит , а матушка рожь , всех сплошь.
- Рожь две недели зеленится , две недели колосится , две недели цветёт , две недели наливается , две недели подсыхает.
- Ой , вы умницы , сколько же детоньки знают.
Давайте – ка поглядим ,а знают ли гостьюшки , которые к нам сегодня пожаловали .
Дети задают загадки зрителям , те отгадывают.
- Загану я загадку , закину за грядку , в год пущу в другой выпущу . (Рожь)
- Широко , а не море . Золото , а не деньги .Сегодня на земле , а завтра на столе.(Пшеница)
- Сутул , горбат , всё поле перескакал . (Серп)
- Тысяча братьев одним поясом подпоясаны , на мать поставлены. (Сноп)
- Режут меня , вяжут меня , бьют нещадно , колесуют , пройду огонь и воду , а конец мой нож и зубы . (Хлеб)
- Вот и наступил наш любимый осенний праздник – Дожинки , праздник урожая , да нового каравая.
- Вы покуда поиграйте тут , а я хлебушек печь поставлю.
Ребятишки и дававй забавляться да над малыми подшучивать.
-Хочешь Москву-то посмотреть?
-Москву?
-Да, в Москве-то улицы мостовые калачами вымощены, а окна в домах
Чистый леденец!
-Ладно, покажи поскорее.
Берет челядешку за уши и поднимает, тот верещит.
-Ну, что видать Москву-то?
- Вижу, вижу.
Подступает к другому и тянет его за нос.
-Дуб или вяз?
-Дуб.
-Тяни до губ.
-Вяз.
-Тяни до глаз.
Подходит к третьему.
-Хочешь солнышко в рукаве покажу?
-Хочу.
-Гляди-ко в рукав.
Оденет пальто да в рукав воды нальёт , челядёшка орёт , а всем смешно.
- Ладно давайте в «ужа» играть.
Все садятся плотно друг к другу , покрывают ноги дерюжкой , а под коленками жгут передают , а водящий должен отгадать , где жгут .
«Уж ушёл уж ушёл тюря , тюря убежал.»
Если отгадает сам садится а нет получает жгутом по рукам.
Наигравшись сидят, скучают .
- Смотрите , как темно на улице.
- Да , быстро тает осенний день , не привяжешь за плетень.
- В октябре с солнцем прощайся , ближе к печке подбирайся.
- Дождик , дождик перестань ,
куплю тебе сарафан .
Останутся деньги ,
куплю тебе серьги ,
останутся пятаки ,
куплю тебе башмаки.
- Солнышко – колоколнышко ,
Не пеки за реку ,
Пеки к нам в окно ,
Будет нам тепло.
- Холоденек октябрь – батюшка , да кормить горазд.
- Чего только нет осенью : и яблоки , и хлеб новый , а репка кругла да крепка.
А гуси – гуси жирны , щи с капустой наваристы. Про это, в народе загадок сложено видимо - невидимо .
- И кисло и тяскло , и красно и кругло , и легко и мягко , и пресно и вкусно , и бело и черно , и всем людям мило. (Хлеб)
- Круглая как месяц , красна , а не девка , с хвостом , а не мышь. (Репа)
- Что за зверь? Белый как снег , надут как мех , лопатами ходит , а рогом ест. (Гусь)
- Да осень самое время гусиное.
Выбегают два «гусенка» и начинают драться.
- Красные лапки
Длинная шея.
Щиплет за пятки
Беги без оглядки.
- Гусь гусенок худой поросёнок ,
Завяз в траву кричит «Ау».
-Гусь , гусёк не клюй песок ,
Не тупи носок .
Пригодится носок , клевать колосок .
Гусь га-га-га
Порвалася нога ,
Стали тащить
А он пуще пищит.
- Давайте в «Гуськи» сыграем.
Берут зрителей , водящий в центре , все встают вокруг.
Сошлись гуси – гусаки
Вокруг дедки у реки
Стали гагатати дедке кричати:
Дедка , дедка , пощади , нас гусяток не щипли .
Дай нам платочек ,
Да денег мешочек .
Дед отвечает:
- На мешочек подержи ,
денежки не оброни .
- На платочек подержи , мне головку завяжи ,
Раз 15 поверни.
«Дедку» раскручивают и играют , как в жмурки.
- А ведь сегодня «Семенов день» , надо мух да тараканов хоронить , чтобы всю зиму их не было .
- Это как же?
- А берут морковку , выбирают середину , кладут мертвого таракана или муху, выносят в поле и хоронят.
- А сначала их выгоняют полотенцами ; в двери настежь.
- Подите - ка вы мухи вон , пришел хозяин в дом.
- Летите мухи за море , вам лето летовать , нам зиму зимовать.
Стоят над «гробом» и плачут .
- Таракан дрова рубил ,
Комар водушку носил ,
В грязи ножки увязил.
Муха парилася ,
Да ударилася ,
Ненароком правым боком.
Клопы подымали ,
Животы надорвали .
Мухи вы мухи -
Комаровы подруги ,
Летите мух хоронить !
- Хватит плакать давайте споем да спляшем.(Поют.)
Вот летел наш комарище ,
Комарок , комарок , комарище .
Зацепился за дубище .
Тут поднялся ветерище.
И сломал он тот дубище
Придавил он комарище.
- Фу устали .
- Детоньки , а вот и хлеб готов.
- Пахрю коврижка , жнецам пышка , а хозяюшке доброго здоровьица.
Конкурс с гостями «Пословицы про хлеб» .
- Хлеб - дар Божий.
- Хлеб – всему голова.
- Хлеб – батюшка , водица матушка.
- Бог на стене , а хлеб на столе .
- Хлеб на стол , и стол престол , а хлеба не куска , так и стол доска.
Дожинки хлебово – варево само на стол из печи идет , едоку в рот просится.
- Ну , будем хлебушек рушить.
У нас хлеб чистый , квас кислый , ножик острый , отрежем гладко , да поедим сладко.
Ну , гостьюшки , хлеб соль на столе , а руки и свои есть.
Хлеб ешь , да хозяйку тешь.
Идёт угощение хлебом.
Задание на летние каникулы для 4-го класса, по курсу НХК:
-оформление народного календаря с памятными датами;
-сбор этнографического материала о крае;
_ общие сведения о месте;
_ история селения;
_типы жилых домов;
_календарные праздники и обряды;
_ семейно-бытовые обряды;
_ ремесла;
_ семейный уклад;
_ хозяйственная деятельность.
Список рекомендуемой литературы:
1.А.Ф.Некрылова "Круглый год", Москва 1991г.
2.А.Ф.Некрылова "Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», Москва 1993г
3.И.А.Морозов "Народные игры", Москва 1994
4..И.А.Морозов "Забавы от печки, Москва 1994Г.
5.И.А.Морозов "Не робей, воробей", Москва 1995г.
6.А.А.Московкина "Режиссура фольклорно-этнографического театра", Владимир 1998г.
7.В.В.Дмитриев "Семейные обряды Владимирской области", Владимир 1995г.
8.В.В.Дмитриев "Календарные обряды Владимирской области", Владимир 1995г.
9.В.Н.Коськина "Русская свадьба", Владимир 1997г.
10.В.Г.Смолицкий "Русь избяная", Москва 1995г.
11.А.С.Каргин "Народная художественная культура", Москва 1997г
12.Г.С.Виноградов "Детский фольклор", Москва 1992г.
13.Г.С.Виноградов "Народная педагогика", Москва 1993г.
14.М.Ю.Новицкая "Родная земля", «Дрофа» 1997г.
15Д.И.Латышина "Живая Русь", «ВЛАДОС» 1997г.
16.Г.Н.Волков "Этнопедагогика», Москва 1999г.
17.М.Ю.Забылин "Русский народ", Москва 1880г.
18.А.Н.Афанасьев "Древо жизни", Москва 1983г.
19.А.Н.Афанасьев "Народные сказки", Москва 1993г.
20.А.К.Коринфский "Народная Русь". Смоленск1995г.
21.В.А.Гусев "Младенчество и детство", Серия «Мудрость народная» Москва 1994г
22.Г.Н.Данилина «Школьнику об истории России» Москва, 2005г.
23.Г.И.Науменко "Этнография детства", Москва 1990г.
24.Л.Ю. и В.Н.Лупоядовы «В гостях у истории», «Русич» 2000г
25.Е.Л.Харчевникова, Т.В.Озерова «Наш край», Владимир 2005г.
26.М.Ю.Новицкая «От осени до осени», Москва 1994г.
27.И.А.Кузьмин «Истоковедение», Москва 2001г.
28.»Работа со школьниками в краеведческом музее», «ВЛАДОС» 2001г.
29.Д.И.Копылов «История Владимирского края», Владимир 1998.
30.»Конспекты уроков по народной культуре», «ВЛАДОС» 2003г.
31.В.В.Боравская «Земля Александровская», Александров 2008г.
32.Л.Александрова «Сказки», Москва 2001г.
33.К.Л.Лисова «Народоведение», «ВЛАДОС» 2005г.
34. В.П.Машковцев «Днесь светло красуется», «Посад» 1993г.
35.Ф.Н.Невская, В.А.Синицын «Путешествие в родную историю», Владимир 1997
36.Г.И.Батурина, Г.Ф.Кузина «Народная педагогика», Москва 20
37.И.Полуянов «Деревенские святцы», Москва 1998г.
38.В.Белов «Лад», Москва 2000г.
39.Г.А.Борисова «Народное поэтическое слово», Владимир2003г.
40.В.Даль «Пословицы русского народа» Москва, 1993г.
41.М.Снегирев «Русские простонародные праздники», Москва 1990г.
42.М.М.Громыко «Мир русской деревни», Москва1991г.
43.М.Семенова «Мы-славяне», Санкт-Петербург1997г.
44.Ю.Г.Круглов «Русское народное поэтическое творчество», Санкт-Петербург 1993г.
45. Сборники этнографических материалов по Владимирской области.
Издательство Владимирского колледжа культуры и искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.
В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Тематическое планирование в 3 классе по авторской программе "Славянская культура" "Славянская культура"
Тематика занятий в 3 классе спецкурса "Славянская культура"...
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Круглый стол для родителей и детей. «Культура. Культура? Культура!»
Цель: Формировать у родителей и детей понимание значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов;Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и вне ее, а также дома.Возраст: ...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...