Самооценка в 1 классе
материал (1 класс) по теме
В данной статье рассказывается о безотметочном обучении в 1 классе. В презентации показан рейтинг учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverka_i_ocenka_dostizheniy_mladshih_shkolnikov.docx | 21.79 КБ |
prezentaciya_reyting.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление безотметочного обучения в 1 классе.
Проверка и оценка достижений младших школьников – существенные составляющие процесса обучения и важные задачи педагогической деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС система оценки достижений обучающихся разработана и включена в раздел ООП НОО (Общей Образовательной Программы Начального Общего Образования) МБОУ СОШ №1 г. Павлово.
Особенностью оценочной деятельности в 1 классе является безотметочное обучение, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.
При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулируем словесную оценку, показываем удовлетворение от успехов ученика: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь очень красиво»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать».
Такая словесная оценка важна на всех этапах обучения.
В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются учитель, он оценивает деятельность детей, подводит итоги; ребёнок, который оценивает свою деятельность на уроке с помощью различных приёмов самооценки («Линеечка», «Волшебная лесенка», «Дерево творчества», «Светофорчики» и др); родители, которые знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка.
Таким образом, оценочная деятельность осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик, родитель) учебного процесса на новом уровне.
Особенностью системы оценивания предметных результатов в 1 классе является то, что обучающиеся оценивают свои достижения с помощью алгоритма. Учитель имеет право скорректировать эту оценку.
Алгоритм включает в себя опорные вопросы, ответив на которые, ученик делает вывод, справился ли он с заданием.
Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса:
- Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
- Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ?
- Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где?
- Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью? Кто помогал, в чём?
В 1-м классе обучающиеся ещё психологически не готовы к объективной оценке своих результатов, в т.ч. к признанию своих ошибок. Поэтому мы следуем такому алгоритму работы, который позволяет постепенно развивать у детей умение оценивать свою деятельность.
Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса
навыков самооценки.
1-й шаг. Обозначаем своё настроение.
В начале учебного года на первых уроках наши первоклассники эмоционально оценивают прошедший урок (учебный день). На полях в тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде символов, например, улыбающихся или грустных смайликов.
2-й шаг. Учимся сравнивать цель и результат.
Через 2-4 недели после начала учебного года предлагаем детям оценить содержание выполненной письменной работы. При этом дети учатся сравнивать поставленную цель и полученный результат. В диалоге с учениками используем следующие вопросы: «Какое было задание?», «Кто может сказать, что нужно было сделать?», «Посмотрите на свою работу – согласны, что задание выполнено?». На данном этапе дети учатся следовать двум первым пунктам алгоритма самооценки.
3-й шаг. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
На втором месяце учебного года предлагаем обучающимся ответить на вопросы третьего и четвёртого пунктов алгоритма («правильно или с ошибкой?», «сам или с чьей-то помощью?»).
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Дети учатся признавать свои ошибки. Ученику предлагается оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Кому-то из детей предлагаем оценить себя в ситуации, когда он не справился с заданием.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы алгоритма самооценки, а предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.
Посмотрите фрагмент урока, в котором видна работа по формированию самооценки при работе в группах, а также формирование самооценки при взаимопроверке в парах.
( Вы посмотрели фрагмент урока по окружающему миру на тему: «Народная сказка», где наши ребята оценивают по алгоритму работу в группах, работу соседа, т.е. присутствует взаимопроверка в парах. Таким образом, видна работа над формированием объективной самооценки.)
Реализуя ООП НОО (Общую Образовательную Программу Начального Общего Образования), в течение всего года подводим итоги достижения результатов сформированности УУД обучающихся и регистрируем в листах индивидуальных достижений. Лист индивидуальных достижений заполняется учителем (сентябрь, октябрь, декабрь, март, май).
На основе листов достижений составляем рейтинг, фиксирующий прогресс ученика.
Перед вами фрагмент рейтинга, в котором фиксируются знания, умения и навыки по основным предметам (Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир). Виден прогресс по отношению к «себе» и другим ученикам.
По рейтингу составлена диаграмма, в которой зафиксировано развитие учебных достижений в 1А классе. (Сравнение суммарного балла учащихся по месяцам.)
После составления рейтинга знакомим родителей с результатами, даём рекомендации, пожелания.
Считаем, что работа по формированию объективной самооценки у обучающихся является важным требованием к оценочной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса: • Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате? • Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ? • Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где? • Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью ? Кто помогал, в чём?
Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса навыков самооценки. 1 шаг. Обозначаем своё настроение. 2 шаг. Учимся сравнивать цель и результат. 3 шаг. Устанавливаем порядок оценки своей работы. 4 шаг. Учимся признавать свои ошибки. 5 шаг. Учимся признавать свою неудачу. 6 шаг. Используем умение самооценки.
Лист индивидуальных достижений
ФИ сентябрь октябрь декабрь март май З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего рейтинг З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего Рейтинг Антипов Илья 5 4 17 40 8 6 8 12 46 14 11 13 2 61 10 Бабицкая Анна 3 6 17 38 13 4 15 7 49 11 11 13 2 61 10 Балашов Илья 6 2 18 40 8 8 14 4 56 3 18 9 2 74 1 Большакова Анна 4 3 19 37 15 5 13 8 49 11 9 13 4 57 19 Бондина Анастасия 5 3 18 39 11 5 14 7 50 9 11 13 2 61 10 Докукин Денис 6 3 17 41 6 7 11 8 51 6 12 13 1 63 7 Епифанова Алина 6 2 18 40 8 7 10 9 50 9 14 10 2 64 5 Рейтинг, характеризующий прогресс ученика З - знает, умеет Ж - знает, умеет частично К – должен научиться
Мониторинг развития учебных достижений учащихся 1А класса .
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Самооценка учащегося начальных классов"
Данная статья посвящена самооценке детей младшего школьного возраста. В ней я изложила результаты проведенной мной диагностики, а также выводы и рекомендации учителю по работе с детьми с низким или вы...
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....
лист самооценки 1 класс (технология)
для урока технологии...
Самооценка у детей: её адекватность, последствия неадекватности самооценки.
Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельн...
Классный час на тему:«Самооценка. 2 класс (конспект)
Классный час на тему:«Самооценка. 2 класс (конспект)...
Мастер-класс Приемы формирования самоконтроля и самооценки в начальных классах.
Представлены приемы организации контрольно-оценочной деятености в начальных классах....
Конспект классного часа "Характер человека и его самооценка" 4 класс
Характер человека и его самооценка...