Самооценка у детей: её адекватность, последствия неадекватности самооценки.
методическая разработка (2 класс) на тему

Ананьев Максим Владимирович

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.

Через самооценку индивид имеет возможность: реализовать функцию собственной защиты; осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе; проникнуться чувством уважения к себе; прочувствовать собственную автономность и относительную независимость. Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам. Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_vseobuch_2_klass_samootsenka_u_detey.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 2.

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.

Через самооценку индивид имеет возможность: реализовать функцию собственной защиты; осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе; проникнуться чувством уважения к себе; прочувствовать собственную автономность и относительную независимость. Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам. Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).

СЛАЙД 3.

Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет). Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.

СЛАЙД 4.

Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:

  1. Образ себя. Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
  2. Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
  3. Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми.
  4. Оценка успешности собственных результатов. Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен/неудовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
  5. Сравнение со значимыми окружающими. Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.

В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:

  • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
  • величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
  • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
  • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.

СЛАЙД 5.

Показателями адекватности самооценки служит:

  • постановка целей, которые обязательно достигаются;
  • реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.

СЛАЙД 6.

Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:

  • переоценка собственных сил;
  • чрезмерная идеализация личного образа «Я»;
  • игнорирование неудачных действий и результатов;
  • необоснованные претензии и высокомерие;
  • безоговорочная правота и безгрешность.

Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:

  • отсутствие веры в свои силы;
  • робость во всем;
  • нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.

СЛАЙД 7 – 9.  Диагностика – мониторинг самооценки.

В младшем школьном возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка в классе. Дети ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свой адрес, и достаточно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может вызвать острую эмоциональную реакцию – обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.

У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки расшатывает их уверенность в себе, в своих возможностях.

Во – вторых, становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

  • Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.
  • В семьях, где растут дети с высокой, но незавышенной самооценкой, внимание к личности ребенка ( его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
  • Дети с заниженной самооценкой (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей, - поддержание престижа разговоры дома вращаются вокруг, вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?», послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

Когда ребенок приходит в школу, он принимает ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место, занимаемое среди сверстников. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания.

К концу начальных классов самооценка снижается.

  Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. 

 СЛАЙД 10.

Как же воспитать в ребёнке адекватное восприятие себя???

Основные условия:

  • взаимное уважение (как родителей к детям и между собой, так и наоборот);
  • доверительные отношения – их нужно сознательно и последовательно формировать; требовательность в разумных и оптимальных пределах;
  • любовь как безусловное и внеоценочное чувство.

СЛАЙД 11.

Без помощи взрослых ребенок не в силах, верно, выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: "С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки.

  Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».

Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО,  занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случай...

Если у ребёнка неадекватная самооценка

Рекомендации по коррекции самооценки детей...

Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.

В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие...

Рекомендации педагогам начальной шклды по формированию адекватной самооценки у детей

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тре...

Родительское собрание по теме "Самооценка у детей - школьников".

Родительское собрание по теме "Самооценка у детей - школьников"....

Советы родителям по формированию адекватной самооценки у детей:

В данной консультации предоставлены рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки у детей...

Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....