Развитие детей младшего школьного возраста
статья по теме
Очучая детей, важно понимать, чего в конечном итоге мы хотим добиться от них и над чем именно работаем. В своей статье я попыталась разобраться в этом вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.odt | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7-11 лет)— это возраст интенсивного интеллектуального развития. Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.
От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.
В своей работе с детьми учитель несомненно должен учитывать психические особенности, свойственные разным возрастным группам. Исходя из этих знаний, подбирать подходящие упражнения и задания, которые наиболее всего будут способствовать овладением логическими операциями мышления. Учитель начальных классов развивает навыки выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.. Ведь именно развитие логического мышления, речи, смысловой памяти, произвольности — залог успешной учёбы в средней школе.
Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать им на уроках и во внеучебной деятельности задания и игры, способствующие развитию логического мышления.
Рассмотрим некоторые возрастные особенности детей младшего школьного возраста и варианты упражнений для их развития.
Развитие логического мышления.
Примерно в возрасте от 7 до 10-11 лет у ребёнка происходит переход от конкретного мышления к стадии формальных операций (обобщение и абстрагирование). Ребёнок учиться рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
Примеры упражнений:
- Знакомство с признаками понятий.
Например, расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.
Расскажите о кошке и собаке как о животных.
- Формирование умения оперировать существенными признаками (абстрагирование)
Например, отметьте два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.
САД (растение, собака, забор, лопата, земля).
- Формирование операции сравнения.
Чем похожи слова? КОШКА, КНИГА, КРЫША.
Чем похожи числа 12 и 21; 5 и 15? Чем они отличаются?
- Формирование умения давать определения понятиям.
Например, допишите следующие определения.
Берлога — это дом для________________
Груша — это дерево, на котором__________
Прилагательное — это часть речи, которая____________
Корень — это часть слова, которая_______________
Заполните пропуски в определениях.
Художник — это___________, который_______________.
Учитель — это_____________, который учит детей.
- Формирование аналитической деятельности.
Например, подберите к данным слова однокоренные слова.
ЛЕС-
СТЕКЛО-
Развитие памяти.
У младших школьников наиболее развита наглядно-образная память, причём запоминает малыш прежде всего то, что ему интересно. К 5-ому классу ребёнок должен научиться управлять своей памятью и регулировать её проявления. Этому способствует развитие словесно-логической памяти.
Основные приёмы для развития памяти (мнемонические техники):
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
- Рифмизация
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
- Метод Цицерона на пространственное воображение
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
- Методы запоминания цифр:
- закономерности
- знакомые числа
Развитие восприятия.
Развитие восприятия проходит в тесной связи с развитием мышления. Восприятие ребёнка становится более глубоким, более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним из эффективных приёмов организации восприятия и наблюдательности является сравнение.
Примеры упражнений:
Чем отличаются предметы? КНИГА, ТЕТРАДЬ.
Назови общие признаки. ЕЛЬ, СОСНА.
Назовите общие признаки. Назовите отличительные признаки. РЕКА, ОЗЕРО.
Развитие внимания.
У младших школьников наиболее развито непроизвольное внимание. Оно особенно устойчиво, если предлагаемый материал нагляден и ярок, вызывает эмоции. А вот развитие произволного внимания происходит за счёт создания мотивации, заинтересованности в результате обучения.
Примеры приёмов для повышения мотивации у обучающихся:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки
Развитие способности к саморегуляции.
В начальных классах эти способности только начинают формироваться.
Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.
Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. - «обращение назад») - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.
Примеры упражнений:
сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит осознание личного отношения к миру, складывается характер. В формировании трудолюбия, прилежания, дисциплинированности, аккуратности важную роль играет характер и результативность учебной деятельности. Учитель в силах сделать её интересной и плодотворной, подготовить своих учеников к успешной учёбе в средней школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...
психомотороное развитие детей младшего школьного возраста на уроках физической культуре
организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависят от возраста...
Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей младшего школьного возраста.
Приоритетное участие нейропсихологии - науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удруча...
Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...
Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.
Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для ког...