Развитие детей младшего школьного возраста
статья по теме

Мурзакова Юлия Александровна

Очучая детей, важно понимать, чего в конечном итоге мы хотим добиться от них и над чем именно работаем. В своей статье я попыталась разобраться в этом вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.odt25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детей младшего школьного возраста

        

        Младший школьный возраст (7-11 лет)— это возраст интенсивного интеллектуального развития. Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.

        От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.

        В своей работе с детьми учитель несомненно должен учитывать психические особенности, свойственные разным возрастным группам. Исходя из этих знаний, подбирать подходящие упражнения и задания, которые наиболее всего будут способствовать овладением логическими операциями мышления. Учитель начальных классов развивает навыки выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.. Ведь именно развитие логического мышления, речи, смысловой памяти, произвольности — залог успешной учёбы в средней школе.

        Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать им на уроках и во внеучебной деятельности задания и игры, способствующие развитию логического мышления.

        Рассмотрим некоторые возрастные особенности детей младшего школьного возраста и варианты упражнений для их развития.

        Развитие логического мышления.

        Примерно в возрасте от 7 до 10-11 лет у ребёнка происходит переход от конкретного мышления к стадии формальных операций (обобщение и абстрагирование). Ребёнок учиться рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.

        Примеры упражнений:

  1. Знакомство с признаками понятий.

Например, расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.

Расскажите о кошке и собаке как о животных.

  1. Формирование умения оперировать существенными признаками (абстрагирование)

Например, отметьте два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.

САД (растение, собака, забор, лопата, земля).

  1. Формирование операции сравнения.

Чем похожи слова? КОШКА, КНИГА, КРЫША.

Чем похожи числа 12 и 21; 5 и 15? Чем они отличаются?

  1. Формирование умения давать определения понятиям.

Например, допишите следующие определения.

Берлога — это дом для________________

Груша — это дерево, на котором__________

Прилагательное — это часть речи, которая____________

Корень — это часть слова, которая_______________

Заполните пропуски в определениях.

Художник — это___________, который_______________.

Учитель — это_____________, который учит детей.

  1. Формирование аналитической деятельности.

        Например, подберите к данным слова однокоренные слова.

        ЛЕС-

        СТЕКЛО-

        Развитие памяти.

        У младших школьников наиболее развита наглядно-образная память, причём запоминает малыш прежде всего то, что ему интересно. К 5-ому классу ребёнок должен научиться управлять своей памятью и регулировать её проявления. Этому способствует развитие словесно-логической памяти.

        Основные приёмы для развития памяти (мнемонические техники):

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
  • Рифмизация
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Метод Цицерона на пространственное воображение
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
  • Методы запоминания цифр:
  • закономерности
  • знакомые числа

          Развитие восприятия.

        Развитие восприятия проходит в тесной связи с развитием мышления. Восприятие ребёнка становится более глубоким, более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним из эффективных приёмов организации восприятия и наблюдательности является сравнение.

        Примеры упражнений:

        Чем отличаются предметы? КНИГА, ТЕТРАДЬ.

        Назови общие признаки. ЕЛЬ, СОСНА.

        Назовите общие признаки. Назовите отличительные признаки. РЕКА, ОЗЕРО.

        Развитие внимания.

        У младших школьников наиболее развито непроизвольное внимание. Оно особенно устойчиво, если предлагаемый материал нагляден и ярок, вызывает эмоции. А вот развитие произволного внимания происходит за счёт создания мотивации, заинтересованности в результате обучения.

        Примеры приёмов для повышения мотивации у обучающихся:

        1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
        
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
        3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
        4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки

        Развитие способности к саморегуляции.

        В начальных классах эти способности только начинают формироваться.

        Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.

        Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. - «обращение назад») - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.

        Примеры упражнений:

        сегодня я узнал…

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. я смог…
  11. я попробую…
  12. меня удивило…
  13. урок дал мне для жизни…
  14. мне захотелось…

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

  1. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

        Важно помнить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит осознание личного отношения к миру, складывается характер. В формировании трудолюбия, прилежания, дисциплинированности, аккуратности важную роль играет характер и результативность учебной деятельности. Учитель в силах сделать её интересной и плодотворной, подготовить своих учеников к успешной учёбе в средней школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

  Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...

психомотороное развитие детей младшего школьного возраста на уроках физической культуре

организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависят от возраста...

Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей младшего школьного возраста.

Приоритетное участие нейропсихологии - науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удруча...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для ког...