Внеурочная деятельность "Юный исследователь"
материал (1 класс) на тему
Программа «Юный исследователь» предназначен для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-2 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию , мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальный район «Горный улус» РС(Я)
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маганинская СОШ им.С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Экспертный совет Зам.директора по УВР:
МБОУ ДПОП НИМЦ:
___________________ ___________________
«___»___________2012г. /Осипова М.И./
Программа внеурочной деятельности
по направлению проектной деятельности
«Юный исследователь»
2012 – 2013 учебный год
Учитель начальных классов:
Васильева Нюрбина Ивановна
с.Орто-Сурт, 2012г.
Пояснительная записка
Программа «Юный исследователь» предназначен для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-2 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию , мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Программа рассчитана на 67 часов.
Педагогическая целесообразность: данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Юный исследователь» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Актуальность программы обусловлена тем, что особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Юного исследователя», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, т.к. цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на развитие их способностей , но и на создание продукта. Имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. Исследовательская деятельность учащихся в рамках программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей и т.д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-8 лет.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для
Проведения самостоятельных исследований.
- Φормирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков
исследовательского поиска.
- Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими
Людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
Содержание программы представлено 4 сквозными модулями: «Познавательные процессы», «Исследовательские умения», «Коллективное творчество», «Наблюдения, опыты и эксперименты».
Задачи программы по модулям:
Модуль 1. «Познавательные процессы»:
- совершенствование познавательных процессов;
- развитие познавательной сферы;
Модуль 2 «Исследовательские умения»:
- обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;
- формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;
Модуль 3 «Коллективное творчество»:
- развитие у детей способностей творчески работать в коллективе;
Модуль 4 «Наблюдения, опыты и эксперименты»:
- формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;
- формирование и развитие умений экспериментировать;
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
«Юный исследователь» в 1-2 классе
Познавательные УУД:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
- Классификация объектов;
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- Понимание о принятии учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
- Основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Личностные УУД:
- Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Воспитательные результаты программы представлены в трех уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьников опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьников опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 2 занятия в неделю с продолжительностью 35 минут – 1 класс, 45 минут – 2 класс каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другое. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятеьность обучающихся.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьников социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьников опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Φормы подведения итогов реализации программы:
Модули | Φорма предъявления результата | Φорма контроля | Инструмент для оценки |
Познавательные процессы | Общественный смотр достижений | Батарея тестов | Психологические тесты |
Исследовательские умения | Папка исследователя | Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений | Критерии написания исследования |
Коллективное творчество | Коллективная творческая работа | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Наблюдения, опыты и эксперименты | Отчет о проведении опыта. Протокол эксперимента | Педагогическое наблюдение | Карта наблюдений |
Учебно-тематический план в 1 классе
№ | Наблюдение модулей и тем | Количество часов | Теоретич./практич. | Дата | |
Познавательные процессы | |||||
1 | Включи память! | 1 | п | ||
2 | Секрет порядка | 1 | п | ||
3-4 | Стань лучшим! | 2 | п | ||
5 | В гости к пчелам | 1 | п | ||
6 | Полцарства за ковер! | 1 | п | ||
7 | Следопыты на месте не сидят! | 1 | п | ||
8 | Шпионы опять шпионят | 1 | п | ||
9 | К настоящим волшебникам | 1 | п | ||
Исследовательские умения | |||||
1 | Что такое исследование | 1 | т | ||
2 | Наблюдение и наблюдательность | 1 | т,п. | ||
3 | Острый взгляд | 1 | т,п | ||
4 | Что такое эксперимент | 1 | т | ||
5 | Экспериментирование | 1 | п | ||
6 | Гипотезы и провокационные идеи | 1 | т,п | ||
7 | Учимся вырабатывать гипотезы | 1 | п | ||
Коллективное творчество | |||||
1 | Игра «Зоопарк» | 1 | П | ||
2 | Игра «Подготовка к состязаниям» | 1 | П | ||
3 | Игра «Гуляющие цыплята» | 1 | П | ||
4 | Игра «Пиктографическое письмо» | 1 | П | ||
5 | Игра «Сочинение рассказов» | 1 | П | ||
6 | Игра «Фабрика игрушек» | 1 | П | ||
7 | Игра «Наша любимая сказка» | 1 | П | ||
8 | Игра «Сказочный поезд» | 1 | П | ||
9 | Игра «Подводное царство» | 1 | П | ||
Наблюдения, опыты и эксперименты | |||||
1 | Опыт «Бездонный бокал» | 1 | Т,п | ||
2 | Опыты «На что способен наш мозг» | 1 | Т,п | ||
3 | Опыт «Надорванная полоска» | 1 | Т,п | ||
4 | Опыт «Почему не выливается» | 1 | Т,п | ||
5 | Опыт «Вареное и крутое яйцо» | 1 | Т,п | ||
6 | Опыт «Лимон надувает воздушный шар» | 1 | Т,п | ||
7 | Опыт «Может ли кипеть холодная вода» | 1 | Т,п | ||
8 | Резервный урок | 1 | П | ||
Итого | 33 часа |
Учебно-тематический план во 2 классе
№ | Наблюдение модулей и тем | Количество часов | Теоретич/практич. | Ауд/з | Неауд/з | Дата | |
план | факт | ||||||
Познавательные процессы | |||||||
1 | Задания для агента 007 | 1 | п | 1 | |||
2 | Верни все на свои места | 1 | п | 1 | |||
3 | Раз словечко, два словечко | 1 | п | 1 | |||
4 | Все в Цифропарк! | 1 | п | 1 | |||
5 | В стране вымышляндии. | 1 | п | 1 | |||
6 | Наколдуй себе сказку! | 1 | п | 1 | |||
7 | Фокусы с числами и буквами | 1 | п | 1 | |||
8 | Черные и белые | 1 | п | 1 | |||
9 | В стране Звуков и Цветов | 1 | п | 1 | |||
Исследовательские умения | |||||||
1 | Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя. | 1 | т | 1 | |||
2 | Методы исследования. | 1 | Т,п | 1 | |||
3 | Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов | 1 | 1 | ||||
4 | Учимся работать с книгой | 1 | п | 1 | |||
5 | Учимся работать с научным текстом | 1 | Т,п | 1 | |||
6 | Учимся работать с научно-познавательной литературой | 1 | Т,п | 1 | |||
7 | Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса | 1 | п | 1 | |||
Самостоятельная исследовательская практика | |||||||
1 | Мини-курс «Тайны великих открытий» | 1 | Т,п | 1 | |||
2 | Мини-курс «Тайны великих открытий» | 1 | Т,п | 1 | |||
3 | Мини-курс «К царице всех наук» | 1 | т | 1 | |||
4 | Мини-курс «Там на неведомых дорожках» | 1 | т | 1 | |||
5 | «От древнего человека до наших дней» | 1 | т | 1 | |||
6 | Учимся работать с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования | 1 | п | 1 | |||
7 | Учимся работать с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования | 1 | п | 1 | |||
8 | Как подготовить защиту исследовательской работы | 1 | п | 1 | |||
9 | Презентация результатов исследования | 1 | п | 1 | |||
10 | Научно-практическая конференция младших школьников | 1 | п | 1 | |||
Наблюдения, опыты и эксперименты | |||||||
1 | Опыт «Невидимые чернила» | 1 | Т,п | 1 | |||
2 | Опыты «Картофельные штампы» | 1 | Т,п | 1 | |||
3 | Опыт «Как проткнуть воздушный | 1 | Т,п | 1 | |||
4 | Опыт «Пуговица – погремушка» | 1 | Т,п | 1 | |||
5 | Опыт «Цветы лотоса» | 1 | Т,п | 1 | |||
6 | Опыт «Как выйти сухим из воды» | 1 | Т,п | 1 | |||
7 | Опыт «Чудесные спички» | 1 | Т,п | 1 | |||
8 | Резервный урок | 1 | п | 1 | |||
Итого | 34 | 12 | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...
Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....
Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
Программа курса рассчитана на 4 года, 135 часов, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность
Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....
планирование работы по внеурочной деятельности объединения "Я - исследователь"
Ктп по работе объединения "Я - исследователь" в начальных классах...
программа внеурочной деятельности "Исследователь"
внеурочная деятельность...