- Примерная схема учебного плана
для начальной школы, реализующей ФГОС
Предметные области
| Учебные предметы
| Классы
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1. Обязательная часть
| Количество часов
|
|
|
|
| Филология
| Русский язык
| 3*
| 3
| 3
| 2
|
| Литературное чтение
| 2
| 2
| 2
| 2
|
| Иностранный язык
| –
| 2
| 2
| 2
| Математика и информатика
| Математика (математика и информатика)
| 4
| 3
| 3
| 3
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 2
| 2
| 2
| 2
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| –
| –
| –
| 1
| Искусство
| Искусство (музыка и изобразительное искусство)
| 1
| 1
| 1
| 1
| Технология
| Технология
| 2
| 2
| 2
| 2
| Физическая культура
| Физическая культура
| 3
| 3
| 3
| 3
| Итого при 5-дневной неделе
| 17
| 18
| 18
| 18
|
| Итого при 6-дневной неделе
| –
| 21
| 21
| 21
|
| 2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
| 4
| 5
| 5
| 5
|
| 2.1 Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов**
|
|
|
|
|
| 2.2 Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные***
|
|
|
|
|
| Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
| 23
| 23
| 23
| 23
|
| Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
| 26
| 26
| 26
| 26
|
| 2.1 Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов
|
|
|
|
|
| 2.2 Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные
|
|
|
|
|
|
-
-
- * Дополнительные часы на изучение того или иного обязательного предмета могут
выделяться из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Примерные темы родительских собраний.
В первом классе:
- "Особенности интеллектуального и личностного развития детей";
- "Леворукость и праворукость";
- "Как развить у ребенка желание читать";
- "Подвижные и медлительные дети";
- "Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением".
Во втором классе:
- "Особенности учебников, по которым учатся ваши дети";
- "Утомляемость ребенка: как с ней бороться";
- "Поощрение и наказание в семье";
- "Как научить ребенка говорить правду".
В третьем классе:
- "Семейные праздники и их значение для ребенка";
- "Если ваш ребенок часто болеет";
- "Как развивать память ребенка";
- "Домашние задания и их назначение".
В четвертом классе:
- "Ваш ребенок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании";
- "О чем может рассказать школьный дневник";
- "Способности и прилежание – звенья одной цепи";
- "Нравственные уроки начальной школы";
- «Как научить дочь или сына говорить "нет"»;
- «Выбор дальнейшего пути: "за" и "против"».
- Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
| Традиционная деятельность учителя
| Деятельность учителя, работающего по ФГОС
| Подготовка к уроку
| Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
| Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
|
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
| Основные этапы урока
| Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
| Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
| Главная цель учителя на уроке
| Успеть выполнить все, что запланировано
| Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
| Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
| Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
| Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
| Форма урока
| Преимущественно фронтальная
| Преимущественно групповая и/или индивидуальная
| Нестандартное ведение уроков
| –
| Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
| Взаимодействие с родителями обучающихся
| Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
| Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
| Образовательная среда
| Создается учителем. Выставки работ обучающихся
| Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
| Результаты обучения
| Предметные результаты
| Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
|
| Нет портфолио обучающегося
| Создание портфолио
|
| Основная оценка – оценка учителя
| Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
|
| Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
| Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
|
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений
| Особенности работы с родителями до введения ФГОС
| Особенности работы с родителями после введения ФГОС
| Технология проведения родительского собрания
| Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)
| Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой
| Адаптационный период
| Родители не участвуют в организации адаптационного периода
| Родители выступают в роли тьюторов:
• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;
• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;
• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.
| Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся
| Отсутствует
| Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями
| Участие родителей в проведении уроков
| Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)
| Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся
| Совместная проектная деятельность
| Отсутствует
| Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок"
| Участие в праздниках
| Родители выступают в роли зрителей
| Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника
| Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок"
| Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече
| Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.
Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).
Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы
|
|