Выступление на педагогическом совете "Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Выступление на пед.совете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов Панковой Е.Ю.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Свое выступление я хочу начать с темы методического объединения учителей начальных классов: «Новые образовательные стандарты и их внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы».
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования привело к
-изменению методов обучения (с объяснительного на деятельностный)
-изменению оценки результатов обучения (оценка не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов)
Одним из главных направлений новых стандартов является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей на основе освоения универсальных способов деятельности. При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Все это компоненты понятия "новое качество образования".
Поэтому для каждого учителя наиболее актуальными являются вопросы:
-Как обучать?
-Как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду?
-С помощью чего учить?
.
В чем же новизна стандарта второго поколения и современного урока?
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников.
Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.
Примерный план действий учителя при разработке его сценария.
Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами. | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить всё, что запланировано | Организовать деятельность детей:
|
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности учителей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков |
____ | Учитель ведёт урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекции, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета. |
Образовательная среда | Создаётся учителем. Выставки работ обучающихся | Создаётся обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итоговым работам | Учёт динамики обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Характеристика изменений в деятельности младшего школьника, обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений | Деятельность первоклассника до введения ФГОС | Деятельность первоклассника после введения ФГОС |
1 | 2 | 3 |
Вид деятельности | Пассивное слушание | Активные действия |
Выполнение заданий по указанию учителя | Самостоятельный поиск решения поставленной задачи | |
Работа с источниками информации по рекомендации учителя | Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов | |
Использование литературы (справочники, словари). Использование Интернет-ресурсов (только с родителями) | Использование Интернет-ресурсов самостоятельно | |
Фронтальная работа | Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе. | |
Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь | Значительно расширен ассортимент учебных материалов (средства ИКТ и т.д.) | |
Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений | Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели | |
Учителем организованна деятельность детей по выполнению заданий из учебника | Учителем организованна деятельность детей:
| |
Взаимодействие ученика и учителя | Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения | Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-объектных отношений |
От ребёнка требуется чёткое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя | Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя | |
1 | 2 | 3 |
Адаптация к школьному обучению | Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен | Наблюдается снижение уровня тревожности в адаптационный период |
Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца | Средние сроки адаптации обучающихся – 3-5 недель | |
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная | Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная | |
Результаты обучения | Знания, умения и навыки приобретаются из учебника. Дети справляются в основном со стандартными заданиями | Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях |
Оценка деятельности обучающихся | Осуществляется учителем | Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА
Учитель
начальных классов
Панкова Е.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Сравнение деятельности педагога работающего до перехода на ФГОС и работающего по ФГОС...
• Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОСХарактеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС...
Характеристика изменений в деятельности учителя,работающего по ФГОС
В связи с введением ФГОС учителю необходимо изменить свою политику преподавания. Для этого была сделана сравнительная характеристика деятельности учителя до введения ФГОС и после. Она помогает с...
Выступление на педсовете по теме: "Характеристика изменений в деятельности педагого, работающего по ФГОС"
В презентации представлен материал, который знакомит учителей об особенностях и изменениях в деятельности педагогов, работающих по ФГОС....
Презентация "Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС"
В презентации представлены сравнительные характеристики деятельности педагога, работающего по ФГОС и педагога в традиционной деятельности по подготовке к урокам, основным этапам урока, о главной...
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
В помощь учителям Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС...