Методика.
материал по теме
Методика диагносцирования навыков общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_navykov_obshcheniya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика навыков общения, используемых
в игровой деятельности
детей младшей группы
детского сада.
Использовались диагностические методики, разработанные Л.Б Баряева, А.Зарин с некоторой их модификацией.
Методика состоит из процесса наблюдения за детьми во время их самостоятельной игры и игры со взрослым. В процессе наблюдения фиксируются данные исходя из нижеперечисленных критериев, которые оцениваются по пятибалльной системе.
Полученные баллы складываются в общий балл.
1.Сопровождение самостоятельной игры речью.
- Ребенок не сопровождает речью игровые действия
- Ребенок вокализует, выражая чувство удовольствия от выполняемых действий.
- Ребенок иногда высказывает отдельные слова в связи с выполняемыми действиями (фиксирующего характера)
- Ребенок часто сопровождает выполняемые действия высказываниями фиксирующего характера
- Ребенок использует обращение к игрушкам («сейчас будешь кушать»)
2.Речевая активность во время совместной игры.
- В процессе игры со взрослыми или сверстниками ребенок играет молча.
- В процессе игры со взрослыми или сверстниками ребенок иногда делает какие-то высказывания, чаще всего фиксирующего характера по поводу выполняемых действий.
- В процессе игры ребенок обращается ко взрослому или сверстнику с вопросами по поводу выполняемых действий.
- В процессе игры ребенок обращается ко взрослому или сверстнику с разъяснениями по поводу выполняемых действий.
- Перед игрой или в ходе игры ребенок рассказывает о предполагаемых действиях.
Продолжительность самостоятельной игры Продолжительность игры со взрослым, со сверстником:
- До 5 минут
- 5-10 минут
- 10-15 минут
- 15-20 минут
- Более 20 минут
3.Контакты со взрослыми в процессе игры:
- Ребенок играет в одиночку. Не замечая взрослых, не реагирует на их обращение.
- Ребенок играет в одиночку, но иногда наблюдает за взрослым, играющим рядом, реагирует на обращения.
- Ребенок играет в одиночку. Но иногда обращается к взрослому с просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре.
- Ребенок стремиться к совместной игре со взрослым, активно реагирует на его предложения.
- Ребенок с удовольствием играет со взрослым, инициирует совместную игру.
4.Контакты со сверстниками в процессе игры.
- Ребенок играет в одиночку. Не замечая других детей.
- Ребенок играет в одиночку, но иногда наблюдает за детьми, играющим рядом.
- Ребенок играет в одиночку. Но иногда обращается к сверстнику, играющему рядом.
- Ребенок стремиться к игре с другими детьми, может взаимодействовать в паре.
- Ребенок стремиться к игре с другими детьми, может взаимодействовать с группой численностью в 2-3 человека.
5.Средства, используемые для взаимодействия с партнером в игре:
- Предметные действия.
- Мимика и пантомимика.
- Отдельные слова (вопросы, обращения).
- Развернутые высказывания реального содержания.
- Ролевая речь.
6.Способность согласовывать свои действия с действиями партнера по игре:
- Ребенок не согласовывает собственные действия с действиями партнера по игре, играет автономно.
- Ребенок не редко делает попытки отследить действия партнера и построить собственные в соответствии с ними.
- Иногда в ходе игры ребенок обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные.
- Часто в ходе игры ребенок обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные.
- Иногда до начала игры ребенок обсуждает с партнером предполагаемые действия, очень часто в ходе игры обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные.
7.Отношения между детьми в игре:
- Взаимоотношения не возникают. Дети играют рядом.
- Дети играют рядом. Но начинают вступать в реальные взаимоотношения.
- Существуют только реальные отношения между детьми в игре.
- Преобладают реальные отношения между детьми. Но иногда возникают и ролевые.
- Преобладают ролевые отношения между участниками игры.
8.Наличие конфликтов в совместной игре:
- Ребенок постоянно конфликтует с детьми по любому поводу.
- Ребенок часто конфликтует с детьми по поводу обладания игрушками, распределения ролей.
- Ребенок иногда конфликтует.
- Ребенок очень редко конфликтует.
- Ребенок играет со сверстниками практически не конфликтуя.
9.Способы поведения во время конфликтных ситуаций:
- Ребенок часто провоцирует конфликты, проявляет излишнюю настойчивость, не уступает, часто агрессивен.
- Иногда провоцирует конфликты.
- Ребенок конфликты не провоцирует, но проявляет настойчивость, хотя часто уступает.
- Ребенок конфликты не провоцирует, в конфликтной ситуации часто уступает.
- Избегает конфликтных ситуаций. Проявляет стремление успокоить конфликтующих.
10.Отношение к роли в игре:
- Ребенок роли не понимает и не выделяет словом её не обозначает.
- Ребенок роль понимает, с помощью взрослого может обозначить её до начала игры, но не соотносит себя с персонажем игры.
- Ребенок роль понимает, может обозначить её самостоятельно до начала игры, но в игре забывает про нее.
- Ребенок роль понимает. Может обозначить её самостоятельно до начла игры и во время игры. Хотя не всегда следует ей до конца игры.
- Ребенок роль понимает. Может обозначить её самостоятельно до начла игры и во время игры, всегда следует ей до конца игры.
11.Особенности ролевого диалога:
- Нет ролевого диалога.
- Наличие кратких высказываний по отношению к кукле или играющему рядом, но не связанных с ролью.
- Наличие кратких высказываний и реплик, по отношению к кукле или в ответ на обращение партнера, связанных с ролью.
- Достаточно продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик.
- Продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращенных к реальному партнеру.
12.Предпочтение в выборе роли:
- Предпочтений нет, ребенок выполняет любые предложенные роли.
- Ребенок предпочитает второстепенные роли и только их выполняет.
- Ребенок предпочитает второстепенные роли. Но соглашается и на первостепенные.
- Ребенок предпочитает первостепенные роли.
- Ребенок имеет любимые роли, но готов выполнять различные, ожидая их выполнения.
13.Участие ребенка в распределение ролей под руководством взрослого:
- Ребенок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен к нему.
- Ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к полученной роли.
- Ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает; высказывает свое согласие или несогласие по поводу полученной роли.
- Ребенок иногда активно включается в распределение ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль.
- Ребенок принимает активное участие в процессе распределения ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание сыграть ту или иную роль.
14.Участие ребенка в распределение ролей без участия взрослого:
- Ребенок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен к нему.
- Ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к полученной роли.
- Ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает; высказывает свое согласие или несогласие поп оводу полученной роли.
- Ребенок иногда активно включается в распределение ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль.
- Ребенок принимает активное участие в процессе распределения ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание сыграть ту или иную роль.
15.Выполнение правил во время игры со сверстниками:
- Ребенок правил не выполняет, не понимая их.
- Ребенок понимает правила. Старается выполнять их, но по ходу игры часто забывает, слабо реагирует на замечания сверстников.
- Ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу её нередко их забывает, реагирует на замечания сверстников.
- Ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания сверстников по поводу их несоблюдения, нередко обращает внимание сверстников на не соблюдение ими правил.
- Ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.
16.Выполнение правил во время игры со сверстниками при участии взрослого:
- Ребенок правила не выполняет их, не понимая их.
- Ребенок правила не понимает, но может их выполнить. Следуя указаниям взрослого.
- Ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу её нередко их забывает, реагирует на замечания взрослого, практически не обращая внимания на замечания сверстников.
- Ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания взрослого или сверстников по поводу их несоблюдения, нередко обращает внимания взрослого или сверстников на несоблюдение мим правил игры.
- Ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.
17.Проявление творчества в игре:
- Ребенок выполняет только заученные действия в соответствии с каким-то одним сюжетом ( например, кормление куклы).
- Ребенок иногда вносит какие-то новые элементы в один хорошо заученный сюжет игры.
- Ребенок иногда вносит какие-то новые элементы в один хорошо заученный сюжет игры. Делает попытки логически объединить игровые действия из разных сюжетов.
- Ребенок часто вносит какие-то новые элементы в игру, использует знания, полученные из реальных наблюдений или из литературы.
- Ребенок очень часто вносит какие-то новые элементы в игру.
18.Предпочитаемые виды игр:
- Нет предпочитаемого вида игр, ребенок одинаково безразлично относиться ко всем видам игр.
- Ребенок предпочитает двигательные игры.
- Ребенок предпочитает предметные игры.
- Ребенок предпочитает игры с дидактическими игрушками.
- Ребенок предпочитает сюжетные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...
Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков.Методики Потаповой Е.Н, Безруких М.М.и Илюхиной И.А.
Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитани...