Методика.
материал по теме

Лозина Александра Александровна

Методика диагносцирования навыков общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_navykov_obshcheniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика навыков общения, используемых

 в игровой деятельности

детей младшей группы

детского сада.

Использовались диагностические методики, разработанные Л.Б Баряева, А.Зарин с некоторой их модификацией.

Методика состоит из процесса наблюдения за детьми во время их самостоятельной игры и игры со взрослым. В процессе наблюдения фиксируются данные исходя из нижеперечисленных критериев, которые оцениваются по пятибалльной системе.

Полученные баллы складываются в общий балл.

1.Сопровождение самостоятельной игры речью.

  1. Ребенок не сопровождает речью игровые действия
  2. Ребенок вокализует, выражая  чувство удовольствия от выполняемых действий.
  3. Ребенок иногда высказывает отдельные слова в связи с выполняемыми действиями (фиксирующего характера)
  4. Ребенок часто сопровождает выполняемые действия высказываниями фиксирующего характера
  5. Ребенок использует обращение к игрушкам («сейчас будешь кушать»)

2.Речевая активность во время совместной игры.

  1. В процессе игры со взрослыми или сверстниками ребенок играет молча.
  2.  В процессе игры со взрослыми или сверстниками ребенок иногда делает какие-то высказывания, чаще всего фиксирующего характера по поводу выполняемых действий.
  3. В процессе игры ребенок обращается ко взрослому или сверстнику с вопросами по поводу выполняемых действий.
  4. В процессе игры ребенок обращается ко взрослому или сверстнику с разъяснениями по поводу выполняемых действий.
  5. Перед игрой или в ходе игры ребенок рассказывает о предполагаемых действиях.

Продолжительность самостоятельной игры Продолжительность игры со взрослым, со сверстником:

  1. До 5 минут
  2. 5-10 минут
  3. 10-15 минут
  4. 15-20 минут
  5. Более 20 минут

3.Контакты со взрослыми в процессе игры:

  1. Ребенок играет в одиночку. Не замечая взрослых, не реагирует на их обращение.
  2. Ребенок играет в одиночку, но иногда наблюдает за взрослым, играющим рядом, реагирует на обращения.
  3. Ребенок играет в одиночку. Но иногда обращается к взрослому с просьбой или вопросом, чтобы привлечь его к игре.
  4. Ребенок стремиться к совместной игре со взрослым, активно реагирует на его предложения.
  5. Ребенок с удовольствием играет со взрослым, инициирует совместную игру.

4.Контакты со сверстниками в процессе игры.

  1. Ребенок играет в одиночку. Не замечая других детей.
  2. Ребенок играет в одиночку, но иногда наблюдает за детьми, играющим рядом.
  3. Ребенок играет в одиночку. Но иногда обращается к сверстнику, играющему рядом.
  4. Ребенок стремиться к игре с другими детьми, может взаимодействовать в паре.
  5. Ребенок стремиться к игре с другими детьми, может взаимодействовать с группой численностью в 2-3 человека.

5.Средства, используемые для взаимодействия  с партнером в игре:

  1. Предметные действия.
  2. Мимика и пантомимика.
  3.  Отдельные слова (вопросы, обращения).
  4. Развернутые высказывания реального содержания.
  5. Ролевая речь.

6.Способность согласовывать свои действия с действиями партнера по игре:

  1. Ребенок не согласовывает собственные действия с действиями партнера по игре, играет автономно.
  2. Ребенок не редко делает попытки отследить действия партнера и построить собственные в соответствии с ними.
  3. Иногда в ходе игры ребенок обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные.
  4. Часто в ходе игры ребенок обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные.
  5. Иногда до начала игры ребенок обсуждает с партнером предполагаемые действия, очень часто в ходе игры обращается с вопросами по поводу действий партнера, чтобы построить собственные.

7.Отношения между детьми в игре:

  1. Взаимоотношения не возникают. Дети играют рядом.
  2. Дети играют рядом. Но начинают вступать в реальные взаимоотношения.
  3. Существуют только реальные отношения между детьми в игре.
  4. Преобладают реальные отношения между детьми. Но иногда  возникают и ролевые.
  5. Преобладают ролевые отношения между участниками игры.

8.Наличие конфликтов в совместной игре:

  1. Ребенок постоянно конфликтует с детьми по любому поводу.
  2. Ребенок часто конфликтует с детьми по поводу обладания игрушками, распределения ролей.
  3. Ребенок иногда конфликтует.
  4. Ребенок очень редко конфликтует.
  5. Ребенок играет со сверстниками практически не конфликтуя.

9.Способы поведения во время конфликтных ситуаций:

  1. Ребенок часто провоцирует конфликты, проявляет излишнюю настойчивость, не уступает, часто агрессивен.
  2. Иногда провоцирует конфликты.
  3. Ребенок конфликты не провоцирует, но проявляет настойчивость, хотя часто уступает.
  4. Ребенок конфликты не провоцирует, в конфликтной ситуации часто уступает.
  5. Избегает конфликтных ситуаций. Проявляет стремление успокоить конфликтующих.

10.Отношение к роли в игре:

  1. Ребенок роли не понимает и не выделяет словом её не обозначает.
  2. Ребенок роль понимает, с помощью взрослого может обозначить  её до начала игры, но не соотносит себя с персонажем игры.
  3. Ребенок роль понимает, может обозначить её самостоятельно до начала игры, но в игре забывает про нее.
  4. Ребенок роль понимает. Может обозначить её самостоятельно до начла игры и во время игры. Хотя не всегда следует ей до конца игры.
  5. Ребенок роль понимает. Может обозначить её самостоятельно до начла игры и во время игры,  всегда следует ей до конца игры.

11.Особенности ролевого диалога:

  1. Нет ролевого диалога.
  2. Наличие кратких высказываний по отношению к кукле или играющему рядом, но не связанных с ролью.
  3. Наличие кратких высказываний и реплик, по отношению к кукле или в ответ на обращение партнера, связанных с ролью.
  4. Достаточно продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик.
  5. Продолжительный ролевой диалог с помощью отдельных реплик и фраз, обращенных к реальному партнеру.

12.Предпочтение в выборе роли:

  1. Предпочтений нет, ребенок выполняет любые предложенные роли.
  2. Ребенок предпочитает второстепенные роли и только их выполняет.
  3. Ребенок предпочитает второстепенные роли. Но соглашается и на первостепенные.
  4. Ребенок предпочитает первостепенные роли.
  5. Ребенок  имеет любимые роли, но готов выполнять различные, ожидая их выполнения.

13.Участие ребенка в распределение ролей под руководством взрослого:

  1. Ребенок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен к нему.
  2. Ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к полученной роли.
  3. Ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает; высказывает свое согласие или несогласие по поводу полученной роли.
  4. Ребенок иногда активно включается в распределение ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль.
  5. Ребенок принимает активное участие в процессе распределения ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание сыграть ту или иную роль.

14.Участие ребенка в распределение ролей без участия взрослого:

  1. Ребенок не участвует в процессе распределения ролей, безразличен к нему.
  2. Ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает и не высказывает отношения к полученной роли.
  3. Ребенок внимательно прислушивается к ходу распределения ролей, но активного участия в нем не принимает; высказывает свое согласие или несогласие поп оводу полученной роли.
  4. Ребенок иногда активно включается в распределение ролей, высказывает желание сыграть ту или иную роль.
  5. Ребенок принимает активное участие в процессе распределения ролей, обсуждает роли и кандидатов на них, высказывает желание сыграть ту или иную роль.

15.Выполнение правил во время игры со сверстниками:

  1. Ребенок правил не выполняет, не понимая их.
  2. Ребенок понимает правила. Старается выполнять их, но по ходу игры часто забывает, слабо реагирует на замечания сверстников.
  3. Ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу её нередко их забывает, реагирует на замечания сверстников.
  4. Ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания сверстников по поводу их несоблюдения, нередко обращает внимание сверстников на не соблюдение ими правил.
  5. Ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.

16.Выполнение правил во время игры со сверстниками при участии взрослого:

  1. Ребенок правила не выполняет их, не понимая их.
  2. Ребенок правила не понимает, но может их выполнить. Следуя указаниям взрослого.
  3. Ребенок старается следовать правилам игры, но по ходу её нередко их забывает, реагирует на замечания взрослого, практически не обращая внимания на замечания сверстников.
  4. Ребенок часто следует правилам игры, сразу реагирует на замечания взрослого или сверстников  по поводу их несоблюдения, нередко обращает внимания взрослого или сверстников на несоблюдение мим правил игры.
  5. Ребенок четко следует правилам игры, следит за тем, чтобы и партнеры им следовали.

17.Проявление творчества в игре:

  1. Ребенок выполняет только заученные действия в соответствии с каким-то одним сюжетом ( например, кормление куклы).
  2. Ребенок иногда вносит какие-то новые элементы в один хорошо заученный сюжет игры.
  3. Ребенок иногда вносит какие-то новые элементы в один хорошо заученный сюжет игры. Делает попытки логически объединить игровые действия из разных сюжетов.
  4. Ребенок часто вносит какие-то  новые элементы в игру, использует знания, полученные из реальных  наблюдений или из литературы.
  5. Ребенок очень часто вносит какие-то новые элементы в игру.

18.Предпочитаемые виды игр:

  1. Нет предпочитаемого вида игр, ребенок одинаково безразлично относиться  ко всем видам игр.
  2. Ребенок предпочитает двигательные игры.
  3. Ребенок предпочитает предметные игры.
  4. Ребенок предпочитает игры с дидактическими игрушками.
  5. Ребенок предпочитает сюжетные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)

Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...

Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков.Методики Потаповой Е.Н, Безруких М.М.и Илюхиной И.А.

Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитани...