РП и КТП внеурочная деятельность Мир вокруг нас
рабочая программа (1 класс) по теме
РП и КТП внеурочная деятельность Мир вокруг нас
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp._ktp.mir_vokrug_nas.docx | 78.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ПОСЕЛКА СТЕПНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО Решение педсовета протокол №1 от 30 августа.2012 г. Председатель педсовета _______________АртюхинаЯ.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: комплексная
Наименование кружок «Мир вокруг нас»
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся 7-10 лет Количество часов: 135 часов
Учитель Лимаренко Татьяна Ивановна
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности
федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
| Согласов СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Пиховкина О.И. «_30» _августа 2012года |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ПОСЕЛКА СТЕПНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Календарно – тематическое
планирование
кружка «Мир вокруг нас»
Класс 1
Учитель Лимаренко Татьяна Ивановна
Количество часов: всего 135 часов, в 1 классе 33 часа, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности
кружка «Мир вокруг нас» для 1-4 классов базового уровня, составленной учителем
начальных классов Лимаренко Т.И. и утвержденной педсоветом \протокол №1
от 30.08.2011г.\
1.Пояснительная записка
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён знакомству с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 час. Срок реализации программы - 4 года, первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 годы по 34 часа, из которых 56 часов отводятся на теорию, а 79 часов – на овладение практическими навыками.
Состав групп постоянный, количество учащихся – 25-30 человек.
2. Таблица тематического распределения количества часов
Учебно-тематический план первого года обучения
Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудит. | Внеауд. | Всего | ||
1. Вводные занятия | 1 | 2 | 3 | |
2.Окружающий нас мир | 10 | 16 | 26 | |
Природа вокруг нас | 1 | 3 | 4 | |
Животные вокруг нас | 5 | 6 | 11 | |
Растения вокруг нас | 4 | 7 | 11 | |
3. Итоговая работа по курсу | 2 | 2 | 4 | |
Итого | 13 | 20 | 33 |
Учебно-тематический план второго года обучения
Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудит. | Внеауд. | Всего | ||
1. Вводные занятия | 1 | - | 1 | |
2.Планета Земля | 13 | 14 | 27 | |
Наша земля на глобусе и карте | 1 | 2 | 3 | |
Формы поверхности земли и родного края. | 4 | 4 | 8 | |
Водоёмы. | 4 | 4 | 8 | |
Заочное путешествие по родной стране. | 2 | 2 | 4 | |
Обсуждаем примеры экологических катастроф. | 2 | 2 | 4 | |
3. Итоговая работа по курсу | 2 | 4 | 6 | |
Итого | 16 | 18 | 34 |
Учебно-тематический план третьего года обучения
Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудит. | Внеауд. | Всего | ||
1. Вводные занятия | 2 | 1 | 3 | |
2.Поддержание порядка на нашей планете | 11 | 16 | 27 | |
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. | 2 | 4 | 6 | |
Изучаем способы охраны природы. | 2 | 3 | 5 | |
Открываем жизнь в почве. | 2 | 4 | 6 | |
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. | 5 | 5 | 10 | |
3.Итоговая работа по курсу | 1 | 3 | 4 | |
Итого | 14 | 20 | 34 |
Учебно-тематический четвёртого года обучения
Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудит | Внеауд. | Всего | ||
1. Вводные занятия | 2 | 1 | 3 | |
2.Человек и его место на Земле | 10 | 17 | 27 | |
Изучаем экологические связи в живой природе. | 3 | 5 | 8 | |
Знакомство с охраняемыми растениями и животными | 3 | 5 | 8 | |
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 2 | 3 | 5 | |
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани. | 2 | 4 | 6 | |
3.Итоговая работа по курсу | 1 | 3 | 4 | |
Итого | 13 | 21 | 34 |
3.Содержание программы
1-й класс (33 ч)
Вводное занятие(3) Окружающий нас мир
Знакомство с миром природы.
Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.
Окружающий нас мир(26)
Природа вокруг нас
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.
Практическая работа:
Экскурсия в природу. Составление таблицы «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.
Животные вокруг нас
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?
Практическая работа:
Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.
Растения вокруг нас
Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.
Практическая работа:
Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.
Итоговая работа по курсу(4)
Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки Г.К.Андерсена «Ель».
2-й класс (34ч)
Вводное занятие(1)
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.
Планета Земля(27)
Наша земля на глобусе и карте
Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.
Практическая работа:
Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.
Формы поверхности земли и родного края.
Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края.
Практическая работа:
Поделка из пластилина ( ГОРЫ, ВУЛКАНЫ). Выставка рисунков на тему «Рельеф – лицо Земли».
Водоёмы
Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения.
Практическая работа:
Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Кочеты». Коллективная работа по составлению правил сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.
Заочное путешествие по родной стране
Главный город страны – Москва. Краснодар – столица Кубани.
Практическая работа:
Экскурсия по городу Краснодару. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками. Создание альбома «Краснодар – град казачий».
Обсуждаем примеры экологических катастроф
Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Практическая работа:
Мастерим поделки из бросового мусора.
Итоговая работа по курсу(6)
3-й класс (34ч)
Вводные занятия (3)
Наша планета Земля. Условия жизни на Земле. Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Практическая работа:
Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».
Поддержание порядка на нашей планете (27)
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение
Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.
Практическая работа:
Работа с «Красной» книгой России и Кубани. Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.
Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.
Практическая работа:
Экскурсия в Кавказский биосферный заповедник.
Открываем жизнь в почве
Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Практическая работа:
Работа со справочной литературой. Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие.
Практическая работа:
Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками.
Итоговая работа по курсу(4ч)
Участие в научно-практической конференции школьников.
4-й класс (34ч)
Вводные занятия (3)
Человек – часть живой природы. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия.
Практическая работа:
Составление режима дня.
Человек и его место на Земле (27)
Изучаем экологические связи в живой природе
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о
пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
Практическая работа:
Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).
Знакомство с охраняемыми растениями и животными
Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.
Практическая работа:
Экскурсия в ботанический сад г. Краснодара. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
Влияние природы на человека и человека на природу. Как отрицательное воздействие на природу влияет на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв.
Практическая работа:
Экскурсия вдоль дороги и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.
Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель, загрязнение реки Протоки.
Практическая работа:
Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора. Посадка деревьев на пришкольном участке.
Итоговая работа по курсу(4ч)
Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции.
4. Предполагаемые результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) | Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. | Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Личностные результаты:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Использованная литература
- Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира» - Самара: Корпорация «Федоров»
- Г.В. Трафимова «Тайны далёкие и близкие» - Самара: Корпорация «Федоров»
- Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
- Мультимедийный учебник «Мир природы»
- Диски: «Космос»
- «Удивительные растения»
- «Твои весёлые друзья – зверята»
- А.П.Муранов«В мире необычных и грозных явлений природы». – М. 1987.
- Д.Аттенборо«В мире животных». – М. 1980.
- Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии». – М. 1983.
- О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997.
- С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М. 1973.
- Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007.
- Универсальный Атлас Мира. – М. 2008.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. | Количество. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). | ||
1. 2 3 4 5 | Головкин Б . Н. О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 . Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 . Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 . Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 . Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997. Программа факультативного курса «Окружающий мир»,2007г. | Д Д Д Д Д Д |
Печатные пособия. | ||
1. | Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка. | Д |
2. 3. 4. | Толковые словари.. Репродукции картин. Справочная литература | Ф Д Д/К |
Технические средства обучения. | ||
1 2 3 4 5 6 7 | Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности). Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор . Компьютер. Экспозиционный экран | Д Д Д Д Д Д Д |
Экранно-звуковые пособия. | ||
1 2 3 | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения . Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения . | Д Д Д |
Игры и игрушки. | ||
1 | Настольные развивающие игры, лото, викторины. | Ф |
Оборудование класса. | ||
1 2 3 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | К Д Д |
СОГЛАСОВАНО протокол заседания МО учителей от 29 августа 2012 г № 1 руководитель МО МБОУ оош № 7 ______________ Гарькуша О.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Пиховкина О.И. «30» августа 2012 год |
1 класс
№ п\п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | |||
план | факт | ||||||
Аудит | Внеауд. | Всего | |||||
Вводные занятия | 1 | 2 | 3 | ||||
1. | Знакомство с миром природы. | 1 | |||||
2. | Экскурсия в парк. | 1 | |||||
3. | Конкурс рисунков «Природа моего города». | Альбом, краски, карандаши. | |||||
Окружающий нас мир | 10 | 16 | 26 | ||||
Природа вокруг нас | 1 | 3 | 4 | ||||
4. | Живая и неживая приро- да. | 1 | 1 | ИКТ | |||
5. | Экскурсия в природу. | 1 | 1 | ||||
6. | Составление таблицы «жи вая и неживая природа». | 1 | 1 | Альбом, карандаш, линейка. | |||
7. | Изготовление природного лото. | 1 | 1 | Картинки живот- ных и растений. | |||
Животные вокруг нас | 5 | 6 | 11 | ||||
8. | Кто такие насекомые? | 1 | 1 | ||||
9. | Коллективная работа «Насекомые на лугу». | 1 | 1 | Цветная бума- га, клей, нож ницы. | |||
10. | Кто такие рыбы? | 1 | 1 | Таблица. | |||
11. | Кто такие птицы? | 1 | 1 | Таблица. | |||
12. | Обсуждение произведе- ния Бианки «Чей нос луч ше?» | 1 | 1 | Книги о природе. | |||
13. | Кто такие звери? | 1 | 1 | ИКТ | |||
14. | Обсуждение произведе- ния Г. Снегирева «Арал». | 1 | 1 | ||||
15. | Что такое зоопарк? | 1 | 1 | ИКТ | |||
16. | Посещение зоопарка. | 1 | 1 | ||||
17. | Посещение станции Юннатов. | 1 | 1 | ||||
18. | Конкурс рисунков о животных. | 1 | 1 | Альбом, краски. | |||
Растения вокруг нас | 4 | 7 | 11 | ||||
19. | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). | 1 | 1 | Плакаты. | |||
20. | Что это за листья? Что такое хвоинки? | 1 | 1 | Гербарий. | |||
21. | Изготовление гербария из природного материала. | 1 | 1 | Сухие листья, клей, бумага. | |||
22. | Экскурсия по школьному двору сбор листьев разных деревьев. | 1 | 1 | ||||
23. | Изготовление апплика- ции из листьев. | 1 | 1 | Листья, клей. | |||
24. | Что общего у разных растений? | 1 | 1 | ИКТ | |||
25. | Практические работы по распознанию встречаю- щихся в данной мест- ности растений по герба риям. | 1 | 1 | Гербарий. | |||
26. | Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». | 1 | 1 | Наглядное пособие. | |||
27. | Изготовление макета корня. | 1 | 1 | Альбом, цветные карандаши. | |||
28. | Посадка комнатных растений. | 1 | 1 | Саженцы цветов, почва. | |||
29. | Выясняем, что такое экология. | 1 | 1 | ИКТ | |||
Итоговая работа по курсу. | 2 | 2 | 4 | ||||
30. | Растения родного города. | 1 | 1 | ||||
31. | Животные рядом со мной. | 1 | 1 | ||||
32. | Посещение краеведчес- кого музея. | 1 | 1 | ||||
33. | Подготовка выставки поделок из природного материала. | 1 | 1 | Природный материал. | |||
Итого: | 13 | 20 | 33 |
2 класс. (34 часа)
№ п\п | Содержание (разделы, темы). | Кол-во часов | Оборудо- вание | ||||
Аудит | Внеауд. | Всего | план | факт | |||
Вводные занятия. Что входит в солнечную «семью». | 1 | 1 | |||||
Планета Земля | 13 | 14 | 27 | ||||
Наша земля на глобусе и карте | 1 | 2 | 3 | ||||
2. | Изображение земли на глобусе и карте. | 1 | |||||
3. | Составление плана местности. | 1 | |||||
4. | Изображение Земли в рисунках детей. | 1 | |||||
Формы поверхности земли и земли родного края | 4 | 4 | 8 | ||||
5. | Основные формы поверхности Земли. | 1 | |||||
6. | Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края. | 1 | |||||
7. | Формы поверхности земли нашей местности. | 1 | |||||
8. | Поделки из пластилина (ГОРЫ, ВУЛКАНЫ). | 1 | |||||
9. | Выставка рисунков на тему «Рельеф-лицо Земли». | 1 | |||||
10. | Экскурсия по территории нашей местности. | 1 | |||||
11. | Экскурсия по территории нашей местности. | 1 | |||||
12. | Форма поверхности земли. Закрепление. | 1 | |||||
Водоемы | 4 | 4 | 8 | ||||
13. | Куда текут реки? | 1 | |||||
14. | Изучаем водоемы нашей мест ности. | 1 | |||||
15. | Фотогазета «Берег реки Кубань» | 1 | |||||
16. | Изготовление макета реки. | 1 | |||||
17. | Изготовление макета реки. Продолжение работы. | 1 | |||||
18. | Составление кроссвордов на тему: «Водоемы Краснодарского края» | 1 | |||||
19. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | |||||
20. | Обитатели водоемов. | 1 | |||||
Заочное путешествие по родной стране. | 2 | 2 | 4 | ||||
21. | Просмотр фильма «Краснодар- столица Кубани». | 1 | |||||
22. | Ресурсы нашей страны. | 1 | |||||
23. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||||
24. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||||
Обсуждаем примеры экологичес- ких катастроф. | 2 | 2 | 4 | ||||
25. | Экскурсия на берег реки Протока | 1 | |||||
26. | Мастерим поделки из бросового мусора. | 1 | |||||
27. | Просмотр фильма «Экологические катастрофы» | 1 | |||||
28. | Беседа по пройденному материалу, подведение итогов, выводы | 1 | |||||
Итоговая работа конкурс. | 2 | 4 | 6 | ||||
29. | Конкурс рисунков. | 1 | |||||
30. | Учимся писать реферат | 1 | |||||
31. | Обсуждаем, делаем выводы. Беседа по пройденному материалу | 1 | |||||
32. | Конкурсы, ребусы, загадки. | 1 | |||||
33. | Тестирование по пройденному материалу. | 1 | |||||
34. | Подведение итогов, задание на летние каникулы. | 1 | |||||
ИТОГО: | 16 | 18 | 34 |
3 класс (34 часа)
№ | Содержание (Темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | |||
Аудит. | Внеауд. | Всего | план | факт | |||
Вводные занятия | 1 | 2 | 3 | ||||
1. | Знакомство с приро- дой нашего города. | 1 | 1 | ||||
2. | Экскурсия по городу. | 1 | 1 | ||||
3. | Выпуск газеты «Экологический вестник». | 1 | 1 | ||||
Поддержание порядка на нашей планете | 11 | 16 | 27 | ||||
Знакомство с живы- ми существами, ко- торым угрожает исчезновение. | 2 | 4 | 6 | ||||
4. | Животные, занесен- ные в Красную книгу. | 1 | 1 | ||||
5. | Знакомство с животны ми, занесенными в «Красную» книгу Краснодарского края. | 1 | 1 | ||||
6. | Посещение школьной библиотеки. | 1 | 1 | ||||
7. | Работа с «Красной» книгой Кубани. | 1 | 1 | ||||
8. | Посещение станции юннатов. | 1 | 1 | ||||
9. | Посещение станции юннатов. | 1 | 1 | ||||
Изучаем способы охраны природы. | 2 | 3 | 5 | ||||
10. | Природа и мы. Охраняемые природные территории. | 1 | 1 | ||||
11. | Как вести себя в при роде. | 1 | 1 | ||||
12. | Уборка двора школы. | 1 | 1 | ||||
13. | Уборка берега реки Протоки. | 1 | 1 | ||||
14. | Уборка берега реки Протоки. Продолже- ние работы. | 1 | 1 | ||||
Открываем жизнь в почве. | 2 | 4 | 6 | ||||
15. | Экосистема почвы. | 1 | 1 | ||||
16. | Разнообразие живых обитателей почвы. | 1 | 1 | ||||
17. | Игра – конференция «Будь природе другом». | 1 | 1 | ||||
18. | Приготовление почвы для посадки цветов. | 1 | 1 | ||||
19. | Посадка комнатных растений. | 1 | 1 | ||||
20. | Составление кросс- сворда на тему:«Поч- ва» | 1 | 1 | ||||
Пополняем наши зна ния о разнообразии живой природы. | 5 | 5 | 10 | ||||
21. | Богатство природы. Многообразие расте- ний. | 1 | 1 | ||||
22. | Как человек использу ет богатство природы. | 1 | 1 | ||||
23. | Культурные растения. | 1 | 1 | ||||
24. | Изготовление гербария. | 1 | 1 | ||||
25. | Экскурсия в музей природы. | 1 | 1 | ||||
26. | Экскурсия в музей природы. | 1 | 1 | ||||
27. | Экскурсия в музей природы. | 1 | 1 | ||||
28. | Конкурс рисунков. | 1 | 1 | ||||
29. | Домашние животные - помощники человека. | 1 | 1 | ||||
30. | Человек и природа. | 1 | 1 | ||||
Итоговая работа по курсу. | 1 | 3 | 4 | ||||
31. | Конкурсы, ребусы, загадки. | 1 | 1 | ||||
32. | Тестирование по курсу. | 1 | 1 | ||||
33. | Реферат на тему: «Человек и природа». | 1 | 1 | ||||
34. | Беседа по курсу. Задание на летние каникулы. | 1 | 1 | ||||
ИТОГО: | 13 | 21 | 34 |
4 класс.
№ п\п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности обучающихся | |||
Ауд. | Внеауд. | Всего | план | факт | |||
Вводные занятия | 1 | 2 | 3 | ||||
1 | Человек-часть живой природы. | 1 | 1 | ||||
2 | Знание своего организ ма – условие здоровья и эмоционального бла гополучия. | 1 | 1 | ||||
3 | Составление режима дня. | 1 | 1 | ||||
Человек и его место на Земле | 10 | 17 | 27 | ||||
Изучаем экологические связи в живой природе | 3 | 5 | 8 | ||||
4 | Экологические связи в живой природе на при мере дубового леса. Понятия «прямые свя- зи»,«косвенные связи» | 1 | |||||
5 | Сеть питания, или пи- щевая сеть, экологи- ческая пирамида. Зна- чение знаний о пище- вой сети и экологи- ческой пирамиде для охраны природы. | 1 | |||||
6 | Составление пищевых цепей | 1 | |||||
7 | Составление пищевых цепей, экологических пирамид. | 1 | |||||
8 | Защитные приспособ- ления у растений и жи вотных как проявле- ние тесной связи орга низмов с окружающей их средой. | 1 | |||||
9 | Проектная работа. Работа со справочной литературой (защит- ные приспособления у растений и живот- ных). | 1 | |||||
10 | Проектная работа. Защитные приспособ- ления у растений и жи вотных. | 1 | |||||
11 | Проектная работа. Защитные приспособ- ления у растений и жи вотных. | 1 | |||||
Знакомство с охраняемы- ми растениями и живот- ными. | 3 | 5 | 8 | ||||
12 | Охраняемые растения, особенности их рас- пространения. Лекарственные растения, их охрана. | 1 | |||||
13 | Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. | 1 | |||||
14 | Обработка собранного сырья, определение го товности к хранению | 1 | |||||
15 | Упаковка лекарствен- ного сырья для хране- ния. | 1 | |||||
16 | Охраняемые живот- ные, причины сокра- щения их численности и меры охраны. | 1 | |||||
17 | Мысленное путешест- вие по ботаническим садам и зоопаркам. | 1 | |||||
18 | Экскурсия в ботани- ческий сад г. Красно- дара. | 1 | |||||
19 | Экскурсия в ботани- ческий сад г. Красно- дара. | 1 | |||||
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 2 | 3 | 5 | ||||
20 | Влияние природы на человека и человека на природу. Как отри цательное воздействие на природу влияет на здоровье человека. | 1 | |||||
21 | Экскурсия вдоль дороги с целью выявления влияния человека на воздух. | 1 | |||||
22 | Экскурсия в парковую зону с целью выявле- ния влияния человека на воздух. | 1 | |||||
23 | Охрана воздуха. Охра- на воды. Охрана почв. | 1 | |||||
24 | Посадка комнатных растений. | 1 | |||||
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани. | 2 | 4 | 6 | ||||
25 | Загрязнение черномор ского побережья, опус тынивание плодород- ных земель. | 1 | |||||
26 | Трансляция знаний через выпуск эколо- гических листовок. | 1 | |||||
27 | Загрязнение реки Про- токи. | 1 | |||||
28 | Мастерим скворечни- ки. | 1 | |||||
29 | Уборка школьной территории от мусора. | 1 | |||||
30 | Посадка деревьев на пришкольном участке. | 1 | |||||
Итоговая работа по курсу. | 1 | 3 | 4 | ||||
31 | Подготовка устного журнала «Юный эко- лог». | 1 | |||||
32 | Выставка поделок. | 1 | |||||
33 | Участие в научно-прак тической конферен- ции. | 1 | |||||
34 | Участие в научно-прак тической конферен- ции. | 1 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...
Занятие по внеурочной деятельности "Природа вокруг нас. Животные."
В этом занятии обобщаются все знания о животных, полученные на уроках окружающего мира в 1 классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)
Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для 1-4 классов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности....