РП и КТП внеурочная деятельность Мир вокруг нас
рабочая программа (1 класс) по теме

Татьяна Ивановна Лимаренко

РП и КТП внеурочная деятельность Мир вокруг нас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._ktp.mir_vokrug_nas.docx78.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ПОСЕЛКА СТЕПНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол №1

 от 30 августа.2012 г.

Председатель педсовета

 _______________АртюхинаЯ.А.

 

      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   

Тип  программы:  комплексная

 Наименование кружок  «Мир вокруг  нас»                                                               

 Срок  реализации:  4 года

 Возраст  обучающихся  7-10 лет     Количество часов: 135 часов

 Учитель  Лимаренко Татьяна Ивановна

                                                   

 Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности

 федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

         

                                     

                   

Согласов    

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                  Заместитель директора по УВР                                                  ____________Пиховкина О.И.          

«_30» _августа 2012года

                                                                                       

                                                                          

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ПОСЕЛКА СТЕПНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

        

Календарно – тематическое

                                                         планирование

                                                            кружка «Мир вокруг нас»

                                             

                                                                         

Класс  1

Учитель  Лимаренко Татьяна Ивановна

Количество  часов:  всего  135  часов,  в  1  классе  33  часа,  в  неделю  1  час.

Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности

кружка «Мир вокруг нас» для 1-4 классов базового уровня, составленной учителем

начальных классов Лимаренко Т.И. и утвержденной педсоветом \протокол №1

от 30.08.2011г.\

    1.Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа  имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён знакомству  с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 час. Срок реализации программы - 4 года, первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 годы по  34 часа, из которых  56 часов отводятся на теорию, а 79 часов – на овладение практическими навыками.

Состав групп постоянный, количество учащихся – 25-30 человек.

2. Таблица тематического распределения количества часов

Учебно-тематический план первого  года обучения

Тема

Количество часов

Характеристика  деятельности  обучающихся

Аудит.

Внеауд.

Всего

1. Вводные занятия

1

2

3

2.Окружающий нас мир

10

16

26

Природа вокруг нас

1

3

4

Животные вокруг нас

5

6

11

Растения вокруг нас

4

7

11

 3. Итоговая работа по курсу

2

2

4

Итого

13

20

33

Учебно-тематический план второго  года обучения

Тема

Количество часов

Характеристика  деятельности  обучающихся

Аудит.

Внеауд.

Всего

1. Вводные занятия

1

-

1

2.Планета Земля

13

14

27

Наша земля на глобусе и карте

1

2

3

Формы поверхности земли и родного края.

4

4

8

Водоёмы.

4

4

8

Заочное путешествие по родной стране.

2

2

4

Обсуждаем примеры экологических катастроф.

2

2

4

 3. Итоговая работа по курсу

2

4

6

Итого

16

18

34

Учебно-тематический план третьего  года обучения

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности  обучающихся

Аудит.

Внеауд.

Всего

1. Вводные занятия

2

1

3

2.Поддержание порядка на нашей планете

11

16

27

Знакомимся с живыми существами,

которым угрожает исчезновение.

2

4

6

Изучаем способы охраны природы.

2

3

5

Открываем жизнь в почве.

2

4

6

Пополняем наши знания о разнообразии

живой природы.

5

5

10

3.Итоговая работа по курсу

1

3

4

Итого

14

20

34

Учебно-тематический четвёртого  года обучения

Тема

Количество часов

Характеристика  деятельности  

обучающихся

Аудит

Внеауд.

Всего

1. Вводные занятия

2

1

3

2.Человек и его место на Земле

10

17

27

Изучаем экологические связи в живой

природе.

3

5

8

Знакомство с охраняемыми растениями

 и животными

3

5

8

Выявляем связь между состоянием

 природы и здоровьем человека.

2

3

5

Мы в борьбе за чистоту на планете.

 Экология  на Кубани.

2

4

6

  3.Итоговая работа по курсу

1

3

4

Итого

13

21

34

3.Содержание программы

1-й класс (33 ч)

Вводное занятие(3) Окружающий  нас  мир

Знакомство с миром природы.

Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.

Окружающий нас мир(26)

Природа вокруг нас

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.

 Практическая работа:

Экскурсия в природу. Составление таблицы  «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.

Животные вокруг нас

Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?

Практическая работа:

Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.

Растения вокруг нас

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений?  Выясняем, что такое экология.

Практическая работа:

 Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений  по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.

Итоговая работа по курсу(4)

Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки  Г.К.Андерсена «Ель».

2-й класс (34ч)

Вводное занятие(1)

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.

 Планета Земля(27)

Наша земля на глобусе и карте

Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.

Практическая работа:

Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.

Формы поверхности земли и родного края.

Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края.

Практическая работа:

 Поделка из пластилина ( ГОРЫ, ВУЛКАНЫ).  Выставка рисунков  на тему «Рельеф – лицо Земли».

Водоёмы

Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения.

Практическая работа:

Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Кочеты». Коллективная работа по составлению правил  сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.

Заочное путешествие по родной стране

Главный город страны – Москва. Краснодар – столица Кубани.

Практическая работа:

Экскурсия по городу Краснодару. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками. Создание альбома «Краснодар – град казачий».

Обсуждаем примеры  экологических катастроф

Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Практическая работа:

Мастерим поделки из бросового мусора.

Итоговая работа по курсу(6)

3-й  класс (34ч)

Вводные занятия (3)

Наша планета Земля. Условия жизни на Земле. Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Практическая работа:

Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».

Поддержание порядка на нашей планете (27)

 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.

Практическая работа:

Работа с «Красной» книгой России и Кубани. Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.

Изучаем способы охраны природы

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.

Практическая работа:

Экскурсия в Кавказский биосферный  заповедник.

Открываем жизнь в почве

Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. 

Практическая работа:

Работа со справочной литературой. Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие. 

Практическая работа:

Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Участие в научно-практической конференции школьников.

4-й класс (34ч)

Вводные занятия (3)

Человек – часть живой природы. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия.

Практическая работа:

Составление режима дня.

Человек и его место на Земле (27)

Изучаем экологические связи в живой природе

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о

пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

Практическая работа:

Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.

 Практическая работа:

Экскурсия в ботанический сад г. Краснодара. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

Влияние природы на человека и человека на природу. Как  отрицательное воздействие на природу влияет  на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв.

Практическая работа:

Экскурсия вдоль дороги  и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.

Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.

Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель, загрязнение реки Протоки.

Практическая работа:

 Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора.  Посадка деревьев на пришкольном участке.

Итоговая работа по курсу(4ч)

Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции.

                                                   4.   Предполагаемые  результаты.

                                       Уровни результатов внеурочной деятельности

 

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь  (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

                                                                        Личностные результаты:

  1. осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
  2. осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  3. осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  4. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  5. уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  6. расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  7. способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  8. установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные результаты:

  1. способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  2. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  3. освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  4. способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результаты:

  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  2. сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  4. умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  5. владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  6. овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  7. понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  8. понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  9. понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

        Использованная литература

  1. Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира» - Самара: Корпорация «Федоров»
  2. Г.В. Трафимова «Тайны далёкие и близкие» - Самара: Корпорация «Федоров»
  3. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
  4. Мультимедийный учебник «Мир природы»
  5. Диски: «Космос»
  1. «Удивительные растения»
  2. «Твои весёлые друзья – зверята»
  1. А.П.Муранов«В мире необычных и грозных явлений природы». – М. 1987.
  2. Д.Аттенборо«В мире животных».  – М. 1980.
  3. Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии». – М. 1983.
  4. О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997.
  5. С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М.  1973.
  6. Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007.
  7. Универсальный Атлас Мира. – М. 2008.

Описание материально-технического обеспечения  программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.

2

3

4

5

Головкин Б . Н.  О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .

Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .

Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .

Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.

Программа факультативного курса «Окружающий мир»,2007г.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Печатные пособия.

1.

Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка.

Д

2.

3.

4.

Толковые словари..

Репродукции картин.

Справочная литература

Ф

Д

                     Д/К

Технические средства обучения.

1

2

3

4

5

6

7

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности).

Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор.

Мультимедийный проектор .

 Компьютер.

 Экспозиционный экран

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия.

1

2

3

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения .

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

Д

Д

Д

Игры и игрушки.

1

Настольные развивающие игры, лото, викторины.

Ф

Оборудование класса.

1

2

3

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

К

Д

Д

               

                                       

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания

МО  учителей

от 29 августа 2012 г  № 1

руководитель МО  МБОУ оош № 7

______________      Гарькуша О.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________      Пиховкина О.И.

«30» августа 2012 год

1 класс

п\п

  Содержание

(разделы,  темы)

Кол-во   часов

Дата  проведения

Оборудование

план

факт

Аудит

Внеауд.

Всего

Вводные  занятия

  1

    2

3

1.

Знакомство  с  миром  природы.

1

2.

Экскурсия  в  парк.

1

3.

Конкурс  рисунков  «Природа  моего  города».

Альбом,  краски,  карандаши.

Окружающий  нас  мир

10

16

26

Природа  вокруг  нас

1

3

4

4.

Живая  и  неживая  приро-

да.

1

1

ИКТ

5.

Экскурсия  в  природу.

1

1

6.

Составление таблицы «жи

вая  и неживая  природа».

1

1

Альбом, карандаш,  линейка.

7.

Изготовление  природного  лото.

1

1

Картинки  живот-

ных  и  растений.

Животные  вокруг нас

      5

     6

11

8.

Кто  такие  насекомые?

1

1

9.

Коллективная  работа  «Насекомые  на лугу».

1

1

Цветная  бума-

га,  клей, нож

ницы.

10.

Кто  такие  рыбы?

1

1

Таблица.

11.

Кто  такие  птицы?

1

1

Таблица.

12.

Обсуждение  произведе-

ния Бианки  «Чей  нос луч

ше?»

1

1

Книги  о  природе.

13.

Кто  такие  звери?

1

1

ИКТ

14.

Обсуждение  произведе-

ния

 Г. Снегирева «Арал».

1

1

15.

Что  такое  зоопарк?

1

1

ИКТ

16.

Посещение  зоопарка.

1

1

17.

Посещение  станции  Юннатов.

1

1

18.

Конкурс  рисунков  о  животных.

1

1

Альбом,  краски.

Растения  вокруг  нас

4

7

11

19.

Учимся  распознавать  растения  ближайшего  природного  окружения (кустарники,  деревья,  травы).

1

1

Плакаты.

20.

Что  это  за  листья?  Что  такое  хвоинки?

1

1

Гербарий.

21.

Изготовление  гербария  из  природного  материала.

1

1

Сухие  листья,  клей,  бумага.

22.

Экскурсия  по  школьному  двору  сбор  листьев  разных  деревьев.

1

1

23.

Изготовление  апплика-

ции  из  листьев.

1

1

Листья,  клей.

24.

Что  общего  у  разных  растений?

1

1

ИКТ

25.

Практические  работы  по  распознанию  встречаю-

щихся  в  данной  мест-

ности  растений  по  герба

риям.

1

1

Гербарий.

26.

Работа  в  парах  и  группах  «Сложи  из  частей  растение».

1

1

Наглядное  пособие.

27.

Изготовление  макета  корня.

1

1

Альбом,  цветные  карандаши.

28.

Посадка  комнатных  растений.

1

1

Саженцы  цветов,  почва.

29.

Выясняем,  что  такое  экология.

1

  1

ИКТ

Итоговая  работа  по  курсу.

2

2

4

30.

Растения  родного

  города.

1

1

31.

Животные  рядом  со

 мной.

1

1

32.

Посещение  краеведчес-

кого  музея.

1

1

33.

Подготовка  выставки  поделок  из  природного  материала.

1

1

       Природный       материал.

Итого:

13

20

33

2  класс.  (34  часа)

п\п

       Содержание

(разделы, темы).

Кол-во  часов

  Дата    проведения

Оборудо-

вание

Аудит

Внеауд.

Всего

план

факт

Вводные  занятия.

 Что  входит  в  солнечную  «семью».

 1

1

Планета  Земля

13

14

27

Наша  земля  на  глобусе  и  карте

     1

     2

  3

2.

Изображение  земли  на  глобусе  и  карте.

1

3.

Составление  плана  местности.

1

4.

Изображение  Земли  в  рисунках

 детей.

1

Формы  поверхности  земли  и

 земли родного  края

4

4

8

5.

Основные  формы  поверхности  

Земли.

1

6.

Горы,  равнины, низменности,  возвышенности  нашего  края.

1

7.

Формы  поверхности  земли  нашей  местности.

1

8.

Поделки  из  пластилина (ГОРЫ,  ВУЛКАНЫ).

1

9.

Выставка  рисунков  на  тему  

«Рельеф-лицо  Земли».

1

10.

Экскурсия  по  территории   нашей  местности.

1

11.

Экскурсия  по  территории   нашей  местности.

1

12.

Форма  поверхности  земли.  Закрепление.

1

Водоемы

      4

      4

    8

13.

Куда  текут  реки?

1

14.

Изучаем  водоемы  нашей  мест

ности.

1

15.

Фотогазета  «Берег  реки  Кубань»

1

16.

Изготовление  макета  реки.

1

17.

Изготовление  макета  реки.  Продолжение  работы.

1

18.

Составление  кроссвордов  на  

тему: «Водоемы  Краснодарского  

края»

1

19.

Откуда  в  наш  дом  приходит

 вода  и  куда  она  уходит?

1

20.

Обитатели  водоемов.

1

Заочное  путешествие  по

 родной  стране.

2

2

4

21.

Просмотр  фильма  «Краснодар-

столица  Кубани».

1

22.

Ресурсы  нашей  страны.

1

23.

Экскурсия  в  краеведческий  музей.

1

24.

Экскурсия  в  краеведческий  музей.

1

Обсуждаем  примеры  экологичес-

ких  катастроф.

2

2

4

25.

Экскурсия  на  берег  реки  Протока

1

26.

Мастерим  поделки  из  бросового  мусора.

1

27.

Просмотр  фильма  «Экологические  катастрофы»

1

28.

Беседа  по  пройденному  материалу,  подведение  итогов,  выводы

1

Итоговая  работа  конкурс.

2

4

6

29.

Конкурс  рисунков.

1

30.

Учимся  писать  реферат

1

31.

Обсуждаем,  делаем  выводы.  Беседа  по  пройденному  материалу

1

32.

Конкурсы,  ребусы,  загадки.

1

33.

Тестирование  по  пройденному  материалу.

1

34.

Подведение  итогов,  задание  на  летние  каникулы.

1

ИТОГО:

16

18

34

3  класс  (34  часа)

Содержание  (Темы)

Кол-во  часов

Дата  проведения

Оборудование

Аудит.

Внеауд.

Всего

план

факт

Вводные занятия

1

2

3

1.

Знакомство  с  приро-

дой  нашего  города.

1

1

2.

Экскурсия  по  городу.

1

1

3.

Выпуск  газеты  «Экологический  вестник».

1

1

Поддержание  порядка  на  нашей  планете

11

16

27

Знакомство  с  живы-

ми  существами, ко-

торым  угрожает  исчезновение.

     2

    4

6

4.

Животные,  занесен-

ные   в Красную книгу.

1

1

5.

Знакомство  с животны

ми,  занесенными  в  «Красную»  книгу  Краснодарского  края.

1

1

6.

Посещение  школьной  библиотеки.

1

1

7.

Работа  с  «Красной»  книгой  Кубани.

1

1

8.

Посещение  станции  юннатов.

1

1

9.

Посещение  станции  юннатов.

1

1

Изучаем  способы охраны  природы.

2

3

5

10.

Природа  и  мы.  Охраняемые  природные  территории.

1

1

11.

Как  вести  себя  в  при

роде.

1

1

12.

Уборка  двора  школы.

1

1

13.

Уборка  берега  реки  Протоки.

1

1

14.

Уборка  берега  реки  Протоки.  Продолже-

ние  работы.

1

1

Открываем  жизнь  в  почве.

2

4

6

15.

Экосистема  почвы.

1

1

16.

Разнообразие  живых  обитателей  почвы.

1

1

17.

Игра – конференция «Будь  природе другом».

1

1

18.

Приготовление  почвы  для  посадки  цветов.

1

1

19.

Посадка  комнатных  растений.

1

1

20.

Составление  кросс-

сворда на тему:«Поч-

ва»

1

1

Пополняем  наши  зна

ния  о  разнообразии  

живой  природы.

5

5

10

21.

Богатство  природы.  Многообразие  расте-

ний.

1

1

22.

Как  человек  использу

ет  богатство природы.

1

1

23.

Культурные  растения.

1

1

24.

Изготовление  гербария.

1

1

25.

Экскурсия  в  музей  природы.

1

1

26.

Экскурсия  в  музей  природы.

1

1

27.

Экскурсия  в  музей  природы.

1

1

28.

Конкурс  рисунков.

1

1

29.

Домашние  животные - помощники  человека.

1

1

30.

Человек  и  природа.

1

1

Итоговая  работа  по  курсу.

1

3

4

31.

Конкурсы,  ребусы,  загадки.

1

1

32.

Тестирование  по  курсу.

1

1

33.

Реферат  на  тему:  «Человек  и  природа».

1

1

34.

Беседа  по  курсу.  Задание  на  летние  каникулы.

1

1

ИТОГО:

13

21

34

4 класс.

п\п

Содержание

(разделы, темы)

Количество  часов

Дата  проведения

Характеристика  деятельности  обучающихся

Ауд.

Внеауд.

Всего

план

факт

Вводные занятия

1

2

3

1

Человек-часть живой природы.

1

1

2

Знание своего организ

ма – условие здоровья и эмоционального бла

гополучия.

1

1

3

Составление режима дня.

1

1

Человек и его место на Земле

10

17

27

Изучаем экологические связи в живой природе

3

5

8

4

Экологические связи в живой природе на при

мере дубового леса. Понятия «прямые свя-

зи»,«косвенные связи»

1

5

Сеть питания, или пи-

щевая сеть, экологи-

ческая пирамида. Зна-

чение знаний о пище-

вой сети и экологи-

ческой пирамиде для охраны природы.

1

6

Составление пищевых цепей

1

7

Составление пищевых цепей, экологических пирамид.

1

8

Защитные приспособ-

ления у растений и жи

вотных как проявле-

ние  тесной связи орга

низмов с окружающей их средой.

1

9

Проектная работа.

Работа со справочной литературой (защит-

ные приспособления

у растений и живот-

ных).

1

10

Проектная работа.

Защитные приспособ-

ления у растений и жи

вотных.

1

11

Проектная работа.

Защитные приспособ-

ления у растений и жи

вотных.

1

Знакомство с охраняемы-

ми растениями и живот-

ными.

3

5

8

12

Охраняемые растения, особенности их рас-

пространения. Лекарственные растения, их охрана.

1

13

Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи.

1

14

Обработка собранного сырья, определение го

товности к хранению

1

15

Упаковка лекарствен-

ного сырья для хране-

ния.

1

16

Охраняемые живот-

ные, причины сокра-

щения их численности и меры охраны.

1

17

Мысленное путешест-

вие по ботаническим садам и зоопаркам.

1

18

Экскурсия в ботани-

ческий сад г. Красно-

дара.

1

19

Экскурсия в ботани-

ческий сад г. Красно-

дара.

1

Выявляем связь между состоянием  природы и здоровьем человека.

2

3

5

20

Влияние природы на человека и человека на природу. Как отри

цательное воздействие на природу влияет  на здоровье человека.

1

21

Экскурсия вдоль дороги  с целью выявления влияния человека на воздух.

1

22

Экскурсия в парковую зону с целью выявле-

ния влияния человека на воздух.

1

23

Охрана воздуха. Охра-

на воды. Охрана почв.

1

24

Посадка комнатных растений.

1

Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.

2

4

6

25

Загрязнение черномор

ского побережья, опус

тынивание  плодород-

ных   земель.

1

26

Трансляция знаний через выпуск эколо-

гических листовок.

1

27

Загрязнение реки Про-

токи.

1

28

Мастерим  скворечни-

ки.

1

29

Уборка школьной территории от мусора.

1

30

Посадка деревьев на пришкольном участке.

1

Итоговая работа по курсу.

1

3

4

31

Подготовка устного журнала «Юный эко-

лог».

1

32

Выставка поделок.

1

33

Участие в научно-прак

тической  конферен-

ции.

1

34

Участие в научно-прак

тической конферен-

ции.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Занятие по внеурочной деятельности "Природа вокруг нас. Животные."

В этом занятии обобщаются все знания о животных, полученные на уроках окружающего мира в 1 классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)

Настоящая  программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...