Слово доброе излечит, слово злое покалечит.
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Данный материал содержит конспект внеурочного занятия по риторике по теме " Слово" в 1 классе ФГОС.Конспект сопровождается презентацией, дан материал для работы в группах .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 178.29 КБ |
rabota_v_gruppah.docx | 284.08 КБ |
prezentaciya.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
« СЛОВО ДОБРОЕ ИЗЛЕЧИТ,
СЛОВО ЗЛОЕ- ПОКАЛЕЧИТ!»
Внеурочная деятельность.
1 класс.Риторика.
Подготовила и провела
учитель высшей
квалификационной категории
Шебалкова Наталья Юрьевна.
Цель:
В игровой занимательной форме показать учащимся феноменальность слова, его назначение. Задачи: 1. Развивать коммуникативные навыки, речь учащихся, творческие способности, пополнять словарный запас.
2. Воспитывать уважительное отношение к родному языку, слову, пробуждать потребность сохранять чистоту родного языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход занятия.
1.Погружение в тему.(Слайд 1)
1)Просмотр клипа « О гвоздях».(Слайд 2)
2) Формулирование детьми темы урока.( Слайд 3)
Сегодня мы будем говорить о том, что такое «слово», в чём его сила.
Что же такое «слово»? В словаре В.Даля сказано- ( Слайд 4)
«Слово - одна из основных единиц речи, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств…»А человеческое слово, что оно такое? Насколько человеческое слово может быть действенным и долговечным? В этом нам предстоит сегодня разобраться.
Ребята, на столе лежат лепестки, давайте подберём к слову эпитеты, и наклеим на доску. Итак, каким, по-вашему, может быть слово?
ДОБРОЕ,ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ,УТЕШИТЕЛЬНОЕ,СПАСИТЕЛЬНОЕ, НАПЕВНОЕ,ЗЛОЕ,НЕЖНОЕ,КРАСИВОЕ,КОЛКОЕ,ЛАСКОВОЕ, СМЕШНОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ
Что может делать слово?
Ответы учащихся: ВООДУШЕВИТЬ УТЕШАТЬ ВДОХНОВЛЯТЬ НАЗЫВАТЬ ОСКОРБЛЯТЬ СПАСАТЬ СМЕШИТЬ УСПОКОИТЬ ВЗБОДРИТЬ «УБИТЬ» НАУЧИТЬ.
(Посередине доски наклеено «СЛОВО», наклеиваем лепестки- получаем цветок).Ребята, что можно делать со словами? БРОСАТЬ ИГРАТЬ КРИЧАТЬ ГОВОРИТЬ ШЕПТАТЬ
Люди произносят разные слова: добрые и злые, ласковые и грубые, приветливые и безразличные.
Слова произносятся так же с разной интонацией. Это зависит от того, какие чувства вкладывает человек в свою речь. Например, попробуем произнести слово «здравствуйте» с разными оттенками:
с лестью,
сердито,
приветливо,
с грустью,
радостно. (Дети произносят)
Что же мы видим? В слове заключено его значение, в данном случае – пожелание здоровья, приветствие. Но мы произносим с разными чувствами, и каждый раз появляется новая атмосфера, которую мы воспринимаем с помощью расположения или неприятного отношения к тому с кем говорим. Следовательно, сила слова в том, какой смысл в нём и какие чувства вкладываем в него, когда произносим. Если слово имеет силу, значит, мы можем влиять на окружающий мир. Поэтому мы в ответе за то, что говорим.
Послушайте, пожалуйста, сказку.( читают на карточках подготовленные учащиеся)
Жила на свете бедная женщина. И было у нее трое детей. ( слайд 5) Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжелой заболела она. Лежит в чуме, детей зовет, просит:- Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички. Не один, не два раза просила мать - не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов.( Слайд 6)
Другой говорит: ( Слайд 7) - Я без шапки.
Третий говорит:- Я без одежды.( Слайд 8) А .Просит их мать:- Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть - заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. ( Слайд 9) Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей: ( Слайд 10)
- Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она
отвечает:
- Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
- Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
- Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я! Так бежали дети за матерью много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать-кукушка.( Слайд 11 ) И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.
Почему мама улетела от своих детей?
Чем дети обидели свою маму?
Какое слово дети должны были сказать своей маме?
Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова. Не зря говорят: «Доброе слово, что ясный день».
Если бы они вовремя сказали её добрые слова, то она не улетела бы от них.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Давным давно жил на земле древний философ Сократ.( Слайд 12) Он считал, что человек- творец самого себя. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».Мы всегда должны помнить, что наша речь- это наша визитная карточка. По нашим словам создается впечатление о нас, как о человеке. Давайте посмотрим, откуда в языке появилось слово “брань”. Полторы тысячи лет назад на Руси начали выплавлять и ковать железо. Тогда и возникло слово “бронь”- доспехи.( Слайд 13) От него образовалось “брань”, означающее “сражение”. Слова и выражения, которые употреблялись на поле брани, назывались “бранными словами”. Они служили вызовом, презрением к противнику. Употребление их в повседневной жизни считалось грехом. К сожалению, нынешнее поколение не унаследовало сдержанность наших предков. Верно говорят, что « слово лечит » и « слово ранит ». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово нечаянно «сорвалось » с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!
У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на
человека. «Слово — не обух, а от него люди гибнут», - поговаривали на Руси. А какие пословицы и поговорки о словах вы знаете? ( Слайд 14) Мы не можем увидеть воздействие слова, можем только почувствовать.( Слайд 15) А вот японский учёный Масару Эмото в своих экспериментах доказал, как слово влияет на окружающий мир. За основу эксперимента он взял воду, т. к. вода, по его мнению, способна впитывать, хранить и передавать человеческие слова, мысли, эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, зависит от того, какие слова произносят, от того, что думают о ней люди или не обращают внимание. Человек, как и Земля, состоит больше, чем на половину из воды. В чём суть эксперимента. Взяли несколько стаканов воды, написали на бумаге слова «спасибо», на разных языках и к каждому стакану прикрепили по листу. (Слайд 16,)
- Какие получились кристаллы?
-Чем различаются кристаллы? (Кристаллы разные по цвету, имеют разный узор, но у них 6 граней, они похожи на снежинки.)Мы видим, что одно и то же слово, произнесённое на разных языках, образовывает разные кристаллы, следовательно, даже сила звука может влиять на наше окружение. Написали слова «ты - дурак» на разных языках и показали воде. (Слайд 17)
- Что же мы видим? Произошло полное разрушение кристаллов. Присмотритесь и увидите на второй фотографии образ человека, а в руках – оружие. Можем ли мы говорить друг другу хотя бы в шутку «ты - дурак»? На следующем слайде мы видим, как влияют слова «давай это сделаем», в значении вместе, сообща. Получился красивый кристалл. (Слайд 18) А рядом кристалл от слов «делай это!», в значении под принуждением, без чьей- либо помощи.
- Каков кристалл?
-Какой вывод сделаете?
Посмотрите на кристаллы, образованные при воздействии на воду слова «мудрость» на разных языка( Слайд 19)
- Какие образовались кристаллы?
- Как понимаете это слово? (Высказывания детей)
Поэтому получились такие красивые кристаллы.
Теперь понаблюдаем, как воздействует на нас телевизор. У экрана поставили стакан с водой с красивыми правильными кристаллами, изображение слева (Слайд 20)
- Что произошло с кристаллом после просмотра передачи?
- Назовите телепередачи, которые могут так воздействовать на воду?
- Должны ли мы смотреть их?
Ниже можете увидеть, как воздействует на воду компьютер.
- Каково воздействие компьютера на нас?
Стакан с водой поставили у экрана, где показывали хорошую передачу. Посмотрите на кристалл ( Слайд 21)
- Какой он?
- Назовите телепередачи, которые могут так воздействовать на воду?
- Какие передачи теперь выберете вы?
А сейчас увидите кристалл совершенной формы. У воды произнесли слова «любовь и признательность» (Слайд 22) Совершенство кристалла указывает на то, что любовь и признательность являются основами жизни. - Какой вывод сделаем каждый для себя после просмотренных слайдов? (Дети каждый высказывают своё мнение)
Чтение вывода Масару Эмото (Слайд 23)
« Благодаря этому эксперименту мы получили очень важный урок. Нам надо дарить друг другу внимание, заботу, проявлять уважение. Произносить только слова доброты и любви».
Итак, слово не просто пустой звук. Слово, как молния, способно поразить в самое сердце, словом можно уколоть, обидеть, испортить настроение. Светлое слово, как солнышко, может обрадовать, укрепить. Вы произнесли слово, звук растворился, а энергия слова осталась, в виде настроения, ощущения.(Слайд 24)
Словно травы, шелестят слова…
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой с собою нету сладу,
Если в речи всходят сорняки.
Словом можно душу покалечить,
Словом можно рану исцелить,
Бремя безысходности облегчить,
Веру и надежду воскресить.
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров…
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из добрых, мудрых слов
Есть в природе удивительное растение, внешний вид которого и запах совершенно не сочетаемы.Это раффлексия.( слайд 25). Прекрасное внешне, имеющие огромные, красочные, до 2 метров в диаметре цветы…и источающее жуткий запах гнилого мяса на несколько десятков метров вокруг себя. Захочется вам прикоснуться к такому цветку, понюхать его? Вот так же неприятно общаться с грубым человеком, говорящим гадкие слова. Надеюсь, что наше сегодняшнее общение было для вас полезным. Скажите, что нового вы сегодня узнали? (высказывания детей.)
Как часто мы сжимаемся от боли, -
Но не от ссадин или синяков, А от другой, - куда тяжёлой боле, -
Несправедливых и обидных слов
Вдруг в сердце, распахнувшееся миру,
Как первая весенняя трава,
Вонзают вглубь, как шпагу иль секиру,
Ужасные, жестокие слова.
И сердце начинает кровоточить,
И слёзы набегают на глаза, - Ведь слово может ранить больно очень, Когда хотят обидное сказать.
Терпеть ту боль порой невыносимо.
Но часто люди, - те, что шлют её
Считают хамство проявленьем силы,
Слова метая злые, как копьё.
И, видя, что они достигли цели,
Что злобным словом причинили боль,
Ликуют оттого, что «преуспели»,
Неимоверно гордые собой.
«Противника» поверженного топчут Желая окончательно добить,
Не понимая, что их могут тоже
Когда-нибудь вот так же раздавить.
Грубящие, хамящие убоги Хотя им где-то кажется порой,
Что на Олимп взлетели, словно боги,
На деле оказавшись под горой.
Им милосердье истинное чуждо.
Им слово соучастья – звук пустой Их не способны тронуть чьи-то нужды,
Явления открытости простой Они стыдятся чувств своих, (как странно!)
Боясь сентиментальность проявить.
Но если правда – то, что слово ранит,
То, значит, слово может исцелить.
Здоровым инвалида сделать может,
Поднимет умирающих с одра.
Отчаявшимся, сломленным поможет,
Спасёт приговорённых от костра.
Пустую жизнь наполнит ярким смыслом,
Людей, досель разрозненных, сплотит.
Являясь воплощеньем яркой мысли,
В вопросе судьбоносном убедит.
Согреет сердце в светлый час молитвы,
Поможет полноценнее любить.
И в самый страшный час жестокой битвы
Способно этот бой остановить.
Так почему же, люди, почему же,
Коль всем известна сила добрых слов,
Такое – столь могучее оружье –
Так часто обращается во зло?!
Зачем так много яда в нашей речи?!
И где противоядие искать?
Как лучше разрешить противоречье:
Давать на зло отпор или молча
На многое ответа я не знаю, -
На всё есть лишь у Господа ответ.
Но лишь одно я твёрдо понимаю, -
Что лучше добрых слов лекарства нет
И потому вас умоляю, люди:
Давайте больше думать о других!
Давайте станем бережней, не будем
На всех сливать отходы душ своих
Прошу вас: станьте мягче, не грубите! –
Обида бьёт сильней, чем булава.
А лучше чаще, больше говорите
Хорошие, душевные слова!
Предварительный просмотр:
Рассмотрите рисунки. К каким картинкам подходит пословица
«Человек без стыла, что конфеты без сахара», а к каким —
«По делам человека судят о его совести».Соедините пословицу
с подходящим рисунком.
Подумайте, какие пословицы изображены на этих рисунках. Прочитайте пословицы и соедините их с нужными рисунками.
Мала книга, да мудрость в ней велика .
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Рассмотрите рисунок. На каком из них изображен по-
настоящему смелый мальчик? К какому рисунку
подходят пословицы?
Неосторожность ведет к несчастью.
Кто думает о последствиях, тот беду от себя отводит.
Сам погибай, а товарища выручай.
Соедините пословицы с нужным рисунком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Слово доброе излечит, Слово злое покалечит…»
«Слово – одна из основных единиц речи, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств…» В.И.Даль.
Фотографии кристаллов японского исследователя Масару Эмото .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 3 «В» классе «Добрые, волшебные слова»
Подготовила и провела :учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. УсманьЛомакина Л.М.Цели: Закрепить и обобщить понятии: «вежливость», «волшебные слова», «добрые дела и поступки». Развивать навыки...
«ДОБРОЕ ДЕЛО». СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ. ЖИВЫЕ И НЕЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Урок обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект классного часа с презентацией "Тёплым словом, добрым делом..." (волонтёрство)
Классный час проведён 1 сентября 2018 г. Цель классного часа: рассказать детям о бескорыстной работе добровольцев, которые по собственной воле решили посвятить часть своей жизни другим людям, поп...
районный заочный творческий конкурс "Слово доброе посеять"
в конкурсе "Слово доброе посеять" участвовал Кускенов Николай в номинации "Дневник путешественника". Он занял 3место....
"Добрые слова, добрые дела" (воспитательное занятие)
Цель занятия: формировать потребность в совершении добрых дел; расширять знания о доброте и её роли в жизни человека; развивать интерес к совершению добрых дел и поступков....
Социально-значимый проект "Теплыми словом, добрым делом"
quot;Теплым словом, добрым делом" проект по организации социально-згачимой деятельности младших школьников путем интеграции с культурно-образовательными учреждениями....
Рассказ о слове добро
Проект о слове "Добро"...