Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"
статья (1,2,3,4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Novye_informacionnye_tehnologii_i_standart_vtorogo_pokoleniya.doc | 197 КБ |
FGOS_i_IKT.ppt | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые информационные технологии и стандарт второго поколения
Авилова С.Ю.
учитель начальных классов
Слайд 1
В начале выступления хотелось бы остановиться на изменениях и поправках внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения.
Слайд 2,3,4,5
Таким образом, разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся, которые хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.
ФГОС второго поколения – и в этом принципиальное отличие от предшествующих разработок – во главу угла ставят личностный результат образования. Возможность реализации, казалось бы, традиционной советской концепции развивающего обучения, одна из характерных особенностей которой – индивидуализация образования, стала возможна именно благодаря появлению новых информационных технологий.
В то же время ФГОС второго поколения не содержат какой-то новой информации об использовании в образовательном процессе компьютеров, электронных образовательных ресурсов и интерактивных досок, которые стали в школах обычным явлением. Данные документы содержат информацию о необходимом объеме знаний, умений, навыков, о компетенциях и видах деятельности, которые должен освоить ученик в результате обучения.
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я просмотрела несколько сайтов, на одном из которых прочитала публикации Александра Кондакова, члена-корреспондента РАО, который пишет о том, что информационная образовательная среда становится все более открытой, что «ребенок имеет возможность общаться с учителем за пределами класса, и это требует новой дидактики. Это совершенно справедливо. Мы должны честно признать, что традиционная классно-урочная система Яна Амоса Каменского постепенно уходит в прошлое. Необходимы серьезные научные исследования, дающие ответ на вопрос: как обучать детей в новой системе, основанной на современных информационных технологиях? Мы реализовали несколько программ информатизации школы, разрабатывали электронные учебники, апробировали дистанционные технологии получения образования, создавали коллекцию медиа-объектов и отрабатывали сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Но, к сожалению, мы не уделяли должного внимания разработке психолого-педагогических основ организации учебного процесса в условиях новой информационной среды, его дидактике. Уверен, этот недостаток мы вскоре сможем ликвидировать. Уже в следующем году (2009г.) Российская академия образования планирует представить итоги своих разработок, касающихся дидактики современной информационно-образовательной среды».
В начальной школе использование компьютерных технологий связано с решением двух основных задач:
- научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности;
- задействовать компьютерные технологии в целях открытия новых возможностей в учебной и внеклассной деятельности обучающихся.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Электронные ресурсы – разумеется, выверенные с научной и методической точки зрения, - целесообразно использовать в рамках учебно-методических комплексов, включающих в себя как учебники и другие материалы на бумажных носителях, так и электронное сопровождение, размещенное на компакт-дисках и в Интернете. Например, учебники «Перспективной начальной школы» имеют сноски сайтов Интернет, где учащиеся самостоятельно могут получить дополнительные сведения по изучаемой теме. А к сентябрю 2009 года авторы комплекта обещают выпустить диск по работе с интерактивной доской, а также методическое пособие к диску.
Слайд 6
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для младших школьников является принцип равноправного доступа к образованию. Изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников. Учащиеся моего класса в этом учебном году на занятиях кружка «Первые шаги в мире информатики» получили азы компьютерной грамотности. Несмотря на то, что практически в каждой семье имеется компьютер, многие использовали его на уровне игр, причёт далеко не развивающих. В течение года мы с детьми научились работать в программах Word, Power Point. Это и построение таблиц, создание кроссвордов, презентаций на различные темы. Причём информацию к некоторым из них ребята находили в Сети Интернет, конечно же, пока совместно с родителями (поздравительные презентации, информационные – к урокам). Возможность Интернет была представлена учащимися и на примере участия в дистанционной On-line олимпиаде по математике, в которой моя ученица Семёнова Настя стала победительницей.
Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности. Ведь создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов.
Одновременно с развитием компьютерной грамотности у детей развивается критическое мышление, которое подразумевает умение решать проблемы. Он дает учащимся возможность развивать и демонстрировать решение, формулировать свою точку зрения, возможно, отличную от мнения других.
Осуществляя личностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать ученику возможность реализации индивидуальности, инициативы и самостоятельности. Очень важно, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него, задавленности им. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютером человек, контролируя процесс от начала до конца.
Опыт работы дает основание утверждать, что применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками развивает их познавательный интерес и создает условия для повышения эффективности изучения учебного предмета.
Учителя начальных классов, в том числе и нашей школы, осваивают информационные технологии, и это отнюдь не только умение работать на компьютере, но и работа с электронными образовательными ресурсами. Многие учителя находят материал для своих уроков в Интернете, адаптируют этот материал и используют в повседневной работе. Сегодня Интернет – это не способ развлечений, а серьёзная база, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания.
В Сети Интернет существует большое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении дистанционных (заочных) курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений. Среди них:
Слайд 7
- Педагогический университет «Первое сентября»
Для учителей начальных классов организованы дистанционные курсы по различным программам:
- Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром
- Особенности обучения младших школьников математике.
- Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
- Уроки литературного чтения в современной школе.
- Современные подходы к изучению орфографии в начальной школе.
- Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы.
- Дистанционные курсы Московского института открытого образования (http://www.mioo.ru)
В рамках выполнения проекта "Интернет-поддержка профессионального развития педагогов" Московский институт открытого образования проводит набор слушателей на дистанционные курсы повышения квалификации
- Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru).
ЦДО "Эйдос" сегодня - один из лидеров отечественного дистанционного образования и повышения квалификации - проводит дистанционные олимпиады, курсы, конференции, выездные семинары для школьников, педагогов, других специалистов. Заслуженной популярностью пользуется Интернет-журнал "Эйдос", имеющий образовательную направленность. Ежегодно проводится Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года", ведутся научно-педагогические исследования.
Дистанционное участие в педагогических конкурсах, фестивалях.
Обмен педагогическим опытом.
Слайд 8,9
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября» (http://festival.1september.ru)
- Региональная общественная организация «Клуб учителей «Доживем до понедельника» (http://rospedclub.ru) проводит ежегодный Всероссийский открытый конкурс учителей «Педагогические инновации».
- Ежегодный творческий конкурс «Учитель-Учителю» (http://www.prosv.ru/umk/konkurs/default.aspx). Его основной целью является знакомство с работой наиболее творческих, активных педагогов нашей страны, умеющих не только талантливо работать, но и делиться своим практическим опытом.
- Работа в «Сети творческих учителей» (http://it-n.ru). Этот веб-сайт создан при поддержке корпорации Майкрософт для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, создавая, таким образом, Сеть творческих учителей. Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.
- Интернет - государство учителей (ИнтерГУру) – это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой (http://www.intergu.ru).
Цели проекта
- Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя.
- Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.
- Создание и поддержка новых образовательных инициатив.
Внеурочная работа с учащимися
Слайд 10,11
- Центр творческих инициатив «Snail» (http://nic-snail.ru) предлагает учащимся и учителям, родителям и всем желающим раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание.
- Детская всероссийская телекоммуникационная конференция увлечений «Умник» (http://um-nik.ru). Её миссией является смотр и развитие творческих достижений детей в различных областях, связанных с увлечениями (хобби) детей, представленных c помощью информационных технологий.
- Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (http://portfolio.1september.ru). Участвуя в фестивале, учащиеся могут формировать общедоступное Портфолио своих работ. Также формируется Портфолио педагога, в которое входят работы учащихся, выполненные под его руководством.
- Российский Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» является образовательной программой, ориентированной на содействие развитию у дошкольников и младших школьников познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности (http://www.intelgame.ru/doc/160.htm).
- Международный конкурс по математике для учащихся 2-11 классов «Кенгуру» (http://www.kenguru.sp.ru). Его цель – способствовать популяризации математики среди учащихся.
- Конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех" посвящен русскому языку и лингвистике, участие принимают школьники 2-11 классов. Главная цель конкурса - показать красоту и богатство русского языка, преодолеть впечатление о нём как формальном и скучном школьном предмете
- Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» (http://rospedclub.ru). Цели и задачи конкурса: развитие интеллектуального и художественного творчества учащихся, привлечение их к исследовательской, проектной и творческой деятельности, а также поиск и поддержка одаренных и талантливых детей и подростков.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, в частности Интернет, дают каждому то, что тот ищет.
Слайд 12
Закончить выступление мне хотелось бы двумя высказываниями:
- «Всякое настоящее образование - это самообразование»
- «Лошадь можно подвести к водопою, но пить она должна сама»
А обучение учащихся самостоятельности и умению ориентироваться в жизненной ситуации, начинается уже в начальной школе, причём в первую очередь с самообразования педагога.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Презентация к выступлению на заседании ШМО учителей начальных классов "Развитие критического мышления"
Презентация знакомит с основными методами работы технологии....
Выступление на заседании КМО учителей начальных классов
О преподавании курса ОРКСЭ в начальной школе....
Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"
Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"...
«Формирование орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения»
В статье рассматривается актуальность формирования орфографической зоркости и читательской компетентности на уроках в начальной школе...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Рефлексия- эффективный метод формирования адекватной самооценки в условиях реализации ФГОС»
Рефлексия- эффективный метод адекватной самооценки в условиях реализации ФГОС...
Комментарии
Комментарий
Татьяне Александровне
Комментарий
Огромное спасибо за материал.
комментарий