Рабочая программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
В данном документе представлены: календарно-тематическое планирование, пояснительная записка, примерные темы сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важноезначение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Используемые ресурсы:
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики», А.Я.Данилюк, «Просвещение», 2012.
Для реализации программного содержания используетсяучебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,
Интернет-ресурсы.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору их родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю (4 класс 34часа).
Всего 34 часа за год.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основные задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Примерные темы творческих работ:
- Темы сочинений
- «Милосердные дела и героические поступки христиан».
- «Величественные храмы».
- «Прекрасные иконы».
- «Молитвы христиан» о себе и других.
- «Что такое этика»?
- «Как я понимаю золотое правило этики?»
- «Возможен ли подвиг в мирное время»?
- «Как я понимаю православие».
- «Православные святыни».
- «Православные праздники».
- Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 33,34)
- Как христианство пришло на Русь?
- Христианское отношение к природе.
- Святые в отношении к животным.
- Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей
- Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
- Христианская семья и её ценности.
- Православный календарь, праздники.
- Православный храм и другие святыни.
- Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
Календарно-тематическое планирование
курса «Основы православной культуры» в 4 классе на 2012-2013 учебный год (34 ч)
№ урока п/п | Тема урока | Количество часов | Виды и формы контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | Текущий опрос | 3.09 | |
2 | Культура и Религия. | 1 | Текущий опрос | 10.09 | |
3 | Человек и Бог в православии | 1 | Текущий опрос | 17.09 | |
4 | Православная молитва. | 1 | Текущий опрос | 24.09 | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | Текущий опрос | 1.10 | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | Текущий опрос | 8.10 | |
7 | Христос и Его Крест. | 1 | Текущий опрос | 15.10 | |
8 | Пасха | 1 | Текущий опрос | 22.10 | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | Текущий опрос | 29.10 | |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | Текущий опрос | 12.11 | |
11 | Заповеди. | 1 | Текущий опрос | 19.11 | |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | Текущий опрос | 26.11 | |
13 | Золотое правило этики. | 1 | Текущий опрос | 3.12 | |
14 | Храм | 1 | Текущий опрос | 10.12 | |
15 | Икона. | 1 | Текущий опрос | 17.12 | |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | Сочинение | 24.12 | |
17 | Подведение итогов. | 1 | Текущий опрос | 14.01 | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Текущий опрос | 21.01 | |
19 | Подвиг. | 1 | Текущий опрос | 28.01 | |
20 | Заповеди блаженств. | 1 | Текущий опрос | 4.02 | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | Текущий опрос | 11.02 | |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | Текущий опрос | 18.02 | |
23 | Православие о Божием суде. | 1 | Текущий опрос | 4.03 | |
24 | Таинство Причастия. | 1 | Текущий опрос | 11.03 | |
25 | Монастырь. | 1 | Текущий опрос | 18.03 | |
26 | Подведение итогов. | 1 | Сочинение | 1.04 | |
27 | Отношение христианина к природе. | 1 | Текущий опрос | 8.04 | |
28 | Христианская семья. | 1 | Текущий опрос | 15.04 | |
29 | Защита Отечества. | 1 | Текущий опрос | 22.04 | |
30 | Христианин в труде. | 1 | Текущий опрос | 29.04 | |
31 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Текущий опрос | 6.05 | |
32 | Подведение итогов | 1 | Сочинение | 13.05 | |
33 34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | 2 | Презентация творческих работ | 20.05 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...