Доклад
учебно-методический материал по теме

Иванова Олеся Геннадьевна

 «Использование проектных технологий на уроке и во внеурочной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №78

Выступление

Тема: «Использование проектных технологий на уроке и во внеурочной деятельности»

Дата :  29 марта2013г.

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Иванова Олеся Геннадьевна

г. Ногинск

2012-2013 уч. год

   С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Мы работаем в обычной школе, в микрорайоне с концентрацией семей: с низким образовательным уровнем; неблагополучных и социально незащищенных. Отсюда, недостаточная учебная мотивация учащихся начальной школы, которая приводит к снижению уровня обученности и качества знаний по предметам. Недостаточная мотивация объясняется и тем, что ребенка начальной школы не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Я задавала себе вопросы: Как помочь детям улучшить свои результаты? Заинтересовать? Как научить учиться младшего школьника в современных условиях?

Одним из способов, который позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни является проектная деятельность. Хотя проектная деятельность не является новшеством , но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями, как проект, творчество.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Учебный проект – это совокупность заданий учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной гипотезой или намеченной целью.

Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

     Основные этапы работы над                      .    проектом

Структура учебной деятельности

Этап 1: Принятие решения о выполнении проекта

Учебные мотивы

Этап 2: Определение цели деятельности

Учебная цель

Этап 3: Определение задач деятельности

Учебные задачи

Этап 4: Составление плана действий или составление программы

Учебные действия или операции: ориентрирование преобразование (исполнение) контроль оценивание

Этап 5: Проверка программы на «реализуемость»

Этап 6: Выполнение программы

Этап 7: Предварительный контроль

Этап 8: Презентация продукта

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов. В первых классах это пропедевтика - подготовка детей к проектной деятельности, освоение её средств и способов.

В ходе пропедевтики проектной деятельности для развития активности учащихся образовательный процесс строится в форме диалога взрослых с детьми, как совместное решение познавательных и практических задач.

Требования к учебному проекту — совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка».

  1. Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Они могут быть самыми разнообразными, главное их условие, интерес детей.
  2. Несложность проектов. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. 
  3. Заинтересованность. Большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений, их интересы ситуативны. Поэтому, как только тема проекта выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
  4. Обязателен  план работы по проекту (совместно с учителем)
  5. Самостоятельное  получение и анализ информации.  Помощь родителей - Задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.


Проектная деятельность:

способствует:

  1. Раскрытию индивидуального потенциала.
  2. Поиску  нестандартных, оригинальных решений.
  3. Принятию самостоятельных решений.
  4. Лучшей адаптации, социализации.
  5. Повышению мотивационной сферы учащихся

       учит:

  1. Работать  в команде.
  2. Терпимо относиться к критике.
  3. Быть толерантным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....