Программа кружка "Мой друг компьютер"
рабочая программа по теме
Данная программа разработана для формирования компьютерной грамотности у детей с ОВЗ школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Класс: 5 «А»
Количество часов в неделю – 1 час.
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности. Социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки информатизации всего общества закладываются в сфере образования.
Школа призвана вооружать обучающихся, воспитанников с ОВЗ знаниями, умениями. Навыками, необходимыми для полноценного включения в жизнь в современном обществе. Научно обоснованное применение инновационных технологий в сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, что в свою очередь, создаёт предпосылки для максимальной интенсификации и индивидуализации процесса обучения.
Компьютер выступает не только ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности обучающихся, воспитанников с ОВЗ.
Реализовать вышесказанное можно при условии своевременного формирования компьютерной грамотности у обучающихся, воспитанников с ОВЗ.
Исходя из того, что одним из основных положений дефектологии является утверждение об общности положений развития нормальных детей и детей с проблемами в развитии, то значение компьютерной грамотности не менее важно, чем для нормально развивающихся учащихся.
Под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютера.
Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у обучающихся, воспитанников основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане для процесса обучения умение алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий.
Алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников с ОВЗ. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, так как наделит их определёнными умениями и навыками в постоянном самостоятельном пополнении своих знаний.
Таким образом, создадутся условия для коррекции и развития личности обучающихся, воспитанников с ОВЗ, что позволит реализовать принципиально новые формы и методы обучения, улучшит процесс обучения другим школьным предметам.
Следовательно, включение формирования элементов компьютерной грамотности в сферу специального образования повлечёт за собой оптимизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса.
Это, в конечном итоге, обеспечит более успешное приобретение полных представлений обучающихся, воспитанников с ОВЗ об окружающем мире и включение их в самостоятельную жизнь в обществе.
Для продвижения обучающихся, воспитанников с ОВЗ в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений и навыков существенным является специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение предусматривает формирование обучающихся, воспитанников высших психических процессов. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению обучающихся, воспитанников с ОВЗ в общем развитии и тем самым создаёт реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ.
Чтобы коррекция мыслительной деятельности была эффективна, следует соблюдать следующие условия:
- вовлечь обучающихся, воспитанников в процесс самостоятельного поиска;
- использовать в обучении личного опыта ребёнка и организовать применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях;
- поддерживать эмоционально обучающихся, воспитанников и учить их искать положительное в любом результате.
Актуальность программы заключается во внедрении информационных технологий в разнообразные сферы деятельности, и в том числе в учебную деятельность.
Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться компьютерной грамотностью и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Особенную важность эта работа приобретает в школах VIII вида. Она является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего обучения, решает множество коррекционных задач.
Цель: сформировать систему первоначальных компьютерных знаний, умений и навыков у обучающихся, воспитанников, способствующих успешной адаптации в современном обществе.
Задачами кружка являются:
1. Образовательные:
- усвоение обучающимися, воспитанниками правил работы и поведения при общении с компьютером;
- приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;
- приобретение обучающимися, воспитанниками навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
3. Воспитательные:
- формирование чувства коллективизма;
- создание комфортной обстановки на занятиях.
4. Коррекционные:
-коррекция высших психических функций, совершенствование эмоционально-волевой сферы.
Организационные условия реализации программы:
- особенности группы детей – обучающиеся, воспитанники 5 класса;
- общее количество часов- 35;
- периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю по 1 часу;
- наполняемость группы - 10 человек;
- различные формы организации работы: групповая, индивидуальная;
- санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности.
Ресурсное обеспечение:
- наличие индивидуальных компьютеров (а еще лучше ноутбуки) для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
- операционная система Windows XP.
- программа PowerPoint.
- возможность выхода в Интернет.
- на рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Методические условия реализации программы.
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Форма и методы организации учебного занятия:
- Словесные методы (рассказ, беседа.).
- Наглядные методы (фото- видеоматериалы, слайдовые презентации).
- Практические методы (работа с различного вида программами)
- Методы контроля (теоретические и практические зачеты, наблюдения, анкетирование, практические работы).
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся, воспитанники должны:
Знать:
- Основные правила работы на ПК;
- Название основных блоков ПК;
Уметь:
- Пользоваться клавиатурой;
- Загружать операционную систему;
- Находить нужную информацию из большого ее потока;
- Выполнять основные операции управления файлами;
- Объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
- Создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. | 1 | |
2 | Основные компоненты компьютера. | 1 | |
3 | Как включить и выключить компьютер и загрузить Windows. | 1 | |
4 | Задачи и использование компьютера. Основы работы Windows XP. | 1 | |
5 | Клавиатура. Процессор. | 1 | |
6 | Расположение функциональных клавиш на клавиатуре. | 1 | |
7 | Клавиши управления курсором. | 1 | |
8 | Клавиши редактирования. | 1 | |
9 | Щелчок мышью, двойной щелчок, перетаскивание объектов. | 1 | |
10 | Практическая работа. | 1 | |
11 | Рабочий стол. Ярлыки на рабочем столе. | 1 | |
12 | Папки на рабочем столе. | 1 | |
13 | Корзина. Как вернуть удалённый файл. | 1 | |
14 | Панель задач. | 1 | |
15 | Меню Пуск. | 1 | |
16 | Практическая работа. | 1 | |
17 | Файл. Переименование файлов, перемещение файлов. | 1 | |
18 | Перемещение файлов вырезанием и вставкой. | 1 | |
19 | Перемещение файлов перетаскиванием. | 1 | |
20 | Копирование файлов. | 1 | |
21 | Копирование файлов и вставка. | 1 | |
22 | Копирование файлов перетаскиванием | 1 | |
23 | Удаление файла. Как вернуть удалённый файл. | 1 | |
24 | Поиск файлов и папок. | 1 | |
25 | Практическая работа. | 1 | |
26 | Запуск программ. | 1 | |
27 | Запуск программ из меню Пуск. | 1 | |
28 | Запуск программ с рабочего стола. | 1 | |
29 | Запуск программ из окна Мой компьютер. | 1 | |
30 | Работа с программой Word. | 1 | |
31 | Набор текста, выравнивание текста. | 1 | |
32 | Использование шрифтов. | 1 | |
33 | Установка полей. | 1 | |
34 | Компоновка страницы и предварительный просмотр. | 1 | |
35 | Практическая работа «Набор простого текста с образца» | 1 |
Содержание и методические приёмы
Список источников информации для учителя.
- Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
- А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
- О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
- Из опыта работы по формированию информационной среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002)
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.2006-2007
- Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007
- Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
- Виват, мультимедиа!//Цифровая школьная четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего» г. Пушкин, 2003 – с.46-47
- Сайты в помощь учителю информатики:
- www.klyaksa.net
- www.metod-kopilka.ru
- www.pedsovet.org
- www.uroki.net
- www.intel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах
Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...
Рабочая программа кружка информатики "Мой друг - компьютер" в 1-2 классах
Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер» составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-304960-1474224042.jpg)
Программа дополнительного образования "Мой друг компьютер" (7-10 лет, 4 года обучения).
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мой друг-компьютер» (Для обучающихся 7-10 лет (4 года обучения)). При составлении данной программы использовалась авторская программа Тур С.Н., Бо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-309363-1381768692.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер"
Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компью...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой друг компьютер»
Данная дополнительная образовательная программа имеет техническую направленность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно но...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-409948-1393240943.jpg)
Рабочая программа "Мой друг - компьютер"
Программа может быть использована для составления программы дополнительного образования или внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/20/picture-190509-1708405952.png)
рабочая программа "Мой друг - компьютер" для детей с ОВЗ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» 2-4 класс разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего обр...