Программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер"
методическая разработка по информатике (2 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компьютер» и направлена на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности. Разработка и внедрение образовательных решений в рамках модели «1ученик: 1компьютер» являются одной из наиболее актуальных задач современного образования. Учащимся, с которыми начата работа по модели «1 ученик: 1 компьютер», предстоит освоить учебный нетбук и установленное на нем программное обеспечение. Личный нетбук в качестве универсального инструмента обучения может успешно применяться на всех без исключения уроках и внеурочных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_drug_kompyuter_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_semenova_i.v._.docx | 45.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Утверждена на заседании научно-методического совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Протокол № 3 от 14.11.2013 г.
Программа внеурочной деятельности
«Мой друг - компьютер»
для учащихся 2-4 классов
срок реализации 3 года
Составитель Семенова И.В.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 9 г. Надыма
г. Надым
2013 г.
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер» рассчитана на учащихся 2-4 классов, не изучающих предмет «Информатика» в начальных классах, реализуется в рамках модели «1 ученик: компьютер» и направлена на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности. Разработка и внедрение образовательных решений в рамках модели «1ученик: 1компьютер» являются одной из наиболее актуальных задач современного образования. Учащимся, с которыми начата работа по модели «1 ученик: 1 компьютер», предстоит освоить учебный нетбук и установленное на нем программное обеспечение. Личный нетбук в качестве универсального инструмента обучения может успешно применяться на всех без исключения уроках и внеурочных занятиях.
Цель данной программы: переход учащихся на новый уровень информационной грамотности, приобретение навыков работы с мультимедийными источниками.
Задачи:
- освоить работу с программным оборудованием персонального компьютера, программными средствами обработки текста, графики, звука, видеоизображений анимации для успешного решения учебных и творческих задач;
- научиться способами организации, поиска, отбора, упорядочивания и преобразования информации;
- научиться создавать проекты с использованием освоенных способов действий;
- развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные и творческие способности с помощью средств ИКТ при изучении различных учебных предметов и во внеучебной деятельности;
- приобрести опыт применения информационных технологий в коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
Со 2 класса в школе реализуется модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер». Основной особенностью модели «1 ученик: 1 компьютер» является возможность организовывать обучение не только в школе, но и за ее пределами. Данная модель предлагает школьникам, преподавателям и родителям новые пути и средства для плодотворного взаимодействия и саморазвития как в урочной так и во внеурочной деятельности.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные учащимися на базе данной программы, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении различных предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для развития качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
II формы и режим занятий
Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться. Начинать проведение занятий в рамках данной программы возможно с любого класса в рамках реализации модели «1 ученик:1 компьютер». Программа реализуется в форме групповых занятий. Рекомендованная наполняемость учебных групп – 12-14 учащихся. Общий объём учебного времени составляет по 34 часа в год.
III Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате изучения данной программы на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Учащиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Предметные результаты
знать
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
- что такое полное имя файла;
уметь
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги);
- сохранять созданный проект и вносить в него изменения
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;
- подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление;
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию;
- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера;
- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
- включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы;
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
Изучение каждого раздела (кроме раздела «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.
IV Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| 4 | 4 | 4 | |
Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. | 1 | 1 | 1 | |
Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. | 1 | 1 | 1 | |
Файлы. Папки (каталоги). Операции над файлами и папками (каталогами). Сменные носители. | 1 | 1 | 1 | |
Создание и представление проекта. | 1 | 1 | 1 | |
| 9 | 9 | 9 | |
Создание и хранение информации. Текстовый редактор. Обработка текстов. Выделение, перенос, копирование. | 1 | 1 | 1 | |
Дизайн текста. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. | 1 | 1 | 1 | |
Построение таблиц. Табличная информация. Средства построения таблиц. | 1 | 1 | 1 | |
Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. | 1 | 1 | 1 | |
Устройство и работа цифровой фотокамеры. Цифровая фотография. | 1 | 1 | 1 | |
Устройство и работа сканера, монитора, принтера. | 1 | 1 | 1 | |
Музыкальный редактор. | 1 | 1 | 1 | |
Видеоизображение. | 1 | 1 | 1 | |
Создание и представление проекта. | 1 | 1 | 1 | |
| 4 | 4 | 4 | |
Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Поисковые запросы. Безопасность работы в интернет. | 1 | 1 | 1 | |
Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Обработка на компьютере. | 1 | 1 | 1 | |
Работа с электронной почтой, школьным сайтом и использование ресурсов Интернет. | 1 | 1 | 1 | |
Создание и представление проекта. | 1 | 1 | 1 | |
| 6 | 6 | 6 | |
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. | 1 | 1 | 1 | |
Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов. Классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления | 1 | 1 | 1 | |
Дизайн текста. Приёмы редактирования. Панель форматирования. | 1 | 1 | 1 | |
Нумерация страниц. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Оглавление. | 1 | 1 | 1 | |
Клавиатурные тренажёры. | 1 | 1 | 1 | |
Создание и представление проекта. | 1 | 1 | 1 | |
| 4 | 4 | 4 | |
Виды печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. | 1 | 1 | 1 | |
Схемы в публикациях. | 1 | 1 | 1 | |
Таблицы в публикациях. | 1 | 1 | 1 | |
Создание и представление проекта. | 1 | 1 | 1 | |
| 5 | 5 | 5 | |
Виды электронных публикаций. Программы для создания электронных публикаций | 1 | 1 | 1 | |
Гиперссылки в публикациях. | 1 | 1 | 1 | |
Вставка звуков и музыки в электронные публикации | 1 | 1 | 1 | |
Вставка анимации и видео в электронные публикации | 1 | 1 | 1 | |
Создание и представление проекта. | 1 | 1 | 1 | |
| 2 | 2 | 2 | |
Компьютерные игры и головоломки по учебным предметам. | 1 | 1 | 1 | |
Алгоритмика. Исполнители. | 1 | 1 | 1 | |
итого | 34 | 34 | 34 |
V Содержание программы
Структура программы предполагает изучение следующих разделов:
- Знакомство с компьютером.
- Редакторы: текст, графика, музыка.
- Интернет.
- Создание текстов.
- Создание печатных публикаций.
- Создание электронных публикаций.
- Логические головоломки.
Данные разделы не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом разделе возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.
Раздел 1. Знакомство с компьютером.
Компьютеры в школе. Техника безопасности при работе с компьютером. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерное меню. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов).
Раздел 2. Редакторы: текст, графика, музыка
Создание и хранение информации. Текстовый и графический редакторы. Выделение, перенос, копирование. Обработка текстов. Дизайн текста. Определение дизайна. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Построение таблиц. Табличная информация. Средства построения таблиц.
Программа для рисования Paint. Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись.
Фотокамера, сканер, монитор, принтер. Устройство и работа цифровой фотокамеры. Цифровая фотография. Преимущества и недостатки цифровой фотографии.
Устройство и работа сканера, монитора, принтера. Оптическое разрешение цифровой матрицы, сканера, монитора, принтера. Музыкальный редактор. Видеоизображение.
Раздел 3. Интернет.
Интернет. Поисковые системы. Поиск и хранение информации. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Скорость передачи, алгоритмы обработки. Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Работа с электронной почтой, школьным сайтом и использование ресурсов Интернета. Безопасность работы в интернет. Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем.
Раздел 4. Создание текстов.
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Возможности и ограничения компьютерной технологии подготовки документов. Классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления, тренинг. Приёмы редактирования. Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставки и удаления. Панель форматирования. Знаки форматирования. Стили. Вставка картинок. Проектирование стилей для книжной страницы. Изготовление страницы. Специальные символы. Тире, дефис. Нумерация страниц. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Оглавление. Проектирование обложки. Рамка.
Раздел 5. Создание печатных публикаций.
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
Раздел 6. Создание электронных публикаций.
Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.
Раздел 7. Логические головоломки.
Компьютерные игры и головоломки по учебным предметам. Алгоритмика. Исполнители.
VII. Методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса:
В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Материально-техническое обеспечение
- Оборудование: персональный компьютер учащегося, компьютер учителя, медиапроектор, интерактивная доска.
- Программные ресурсы:
- операционные системы и служебные инструменты;
- информационная среда школы (сайт школы, среда «Сетевой город. Образование);
- текстовый редактор для работы с текстом;
- графический редактор для обработки растровых и векторных изображений;
- музыкальный редактор;
- редактор подготовки презентаций;
- редактор видео, редактор звука;
- среды для дистанционного сетевого онлайн- и офлайн-взаимодействия.
- Используемые мультимедийные продукты:
- Программно-методический комплекс «Роботландия»
- Программно-методический комплекс «Мир информатики»
- Клавиатурный тренажер
Список использованной литературы
- Горячев А.В. Программа «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии» // Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php
- Дендебер И.А., Извекова Е.В., Васильева Н.И. Фотография и видеосъемка в практике реализации ФГОС на первой и второй ступенях обучения //Школа управления образовательным учреждением. – С.-Пб, 2013.- № 09 (29). – С.51.
- Лобанов А. Догнать и … опередить стандарты// Управление школой: Методический журнал для школьной администрации. – Издательский дом Первое сентября , 2013.- № 7-8.- С.57-59.
- Ярмахов Б. Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012.
- Ярмахов Б. Б., Патаракин Е. Д., Буров В. В., Шустов С. Б. Летний цифровой лагерь: модель 1:1 / Народное образование, 2009.- № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Мой друг компьютер"
Данная программа разработана для формирования компьютерной грамотности у детей с ОВЗ школы VIII вида...
Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер"
Программа внеурочной деятельности "Волшебный компьютер" для учеников 3-4 классов (2 года обучения, 1 час в неделю)....
Авторская программа внеурочной деятельности " Мой друг-компьютер".
Программа внеурочной деятельности ,которая ставит целью формирование у младших школьников ИКТ - компетенций на уровне общего пользования и их дальнейшее совершенствование средствами ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер-мой друг".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютер - мой друг" в 4 классе....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мой друг- компьютер"
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #000000; orphans: 2; widows: 2 } p.western { so-language: ru-RU } p.ctl { so-language: ar-SA } Необходимость испол...
Программа внеурочной деятельности" Другой мир - другой взгляд"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Мой компьютер"
Программа для ведения внеурочной деятельности....