Буклет Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
методическая разработка на тему
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 116.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности- 1-2 мин
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробномучебном действии- 5-6 мин
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения- 2-3 мин
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)– 5-6 мин
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 м
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур
8. Включение в систему знаний и повторение – 2-3 мин
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке- 2-3 мин
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Урок «открытия» нового знания: лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии: сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
Урок общеметодологической направленности: конкурс,
конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение.
Урок развивающего контроля:
письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Анализ урока на основе
системно-деятельносного подхода:
1. Время самостоятельной работы учеников. (Не менее 50%)
2. Время в течении которого говорил учитель. (Не более 10 мин)
3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени. (Должны все)
4. Сколько учеников получили оценки. (Должны все)
5. Время, в течение которого ученики двигались. (Не менее 5 минут)
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала. (Как проверено)
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала. (Как проверено)
8. Соответствует ли объём домашнего задания норме. (Да – Нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на ф...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса...
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Представляю презентацию по методическим рекомндациям по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода
Деятельностный подход в обучении – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются....