Основное содержание деятельности по формированию УУД.
материал по теме

Бочарова Валентина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_deyatelnosti_po_formirovaniyu_uud.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основное содержание деятельности по формированию УУД.

Наименование действия

Количество часов на обучение

способам УУД

Элементы содержания

Планируемые результаты  

примечания


1.


Личностные универсальные учебные действия

а

действие смыслообразования

-  создания проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению;

- формирования рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью;  обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;

организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

Мотивация учения

(сочетание  познавательных,  учебных, социальных мотивов и  мотивации достижения.)

- сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- сформированность социальных мотивов

– стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу

- сформированность учебных мотивов

- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,  связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

б

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания


- знание и применение  основных моральных норм; знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правил поведения в чрезвычайных ситуациях –анализ и решение предложенных  учебных задач

Создание ситуаций столкновения мотивов поведения.

дифференциация ребенком конвенциональных и моральных норм.


усвоение ребенком трех моральных норм:  нормы справедливого распределения, нормы взаимопомощи и нормы правдивости


способность «встать» на позицию другого человека и «увидеть» ситуацию с его точки зрения. (децентрация)


Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

Гражданская идентичность

-  создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание  государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,

- знание основных прав и обязанностей гражданина, проецированное на возрастной статус в обществе (право на получение бесплатного образования и обязанность учиться; право использования культурных и материальных, природных ресурсов общества и обязанность бережно относиться и сохранять их; право на медицинскую помощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения  и обязанность нести ответственность за последствия решения и поступка в пределах, определяемых нормами государства и общества);

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание  о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России;

-чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение и принятие других народов России, межэтническая толерантность;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.


Действие самоопределения

- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера;

- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).

- положительное отношение к школе;

- чувство необходимости учения,

-  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное  содержательное представление о школе;

-  предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

 -  предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)


- широта диапазона оценок

- обобщенность категорий оценок

- представленность в Я-концепции социальной роли ученика;

- рефлексивность как

- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- осознание  своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;  

- осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;


2.


Регулятивные действия.

а

целеполагание

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

1.        Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):

-  способность принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности; - понимание и принятие  учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

б

планирование

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность

-  преодоление импульсивности, непроизвольности

- умение учитывать выделенные учителем  ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

в

прогнозирование

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая    осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

- - умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей,

- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности

- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания);

-  формирование основ оптимистического восприятия мира;

г

контроль

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

д

коррекция

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

е

оценка

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность оценки.

- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимать причины ее успеха/неуспеха.

ж

Волевая саморегуляция

создание ситуации мотивационного конфликта и   преодоления препятствий.

умение выбирать средства для организации своего поведения;  умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;  умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;  умение тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.



3


Познавательные общеучебные действия

а

целеполагание

 Обучение самостоятельному выделению и формулированию познавательной личностнозначимой цели;  

- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

б

поиск необходимой информации;

ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

в

выделение необходимой информации;

Структурирование знаний с помощью различных знаковых моделей, различных средств, разными способами

- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;

- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;

г

Овладение способами решения задач

Семантический анализ, логический анализ, математический анализ, анализ условия, анализ требования

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

д

 рефлексия способов  и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение сравнить цель и результат

е

смысловое чтение

осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

ж

Речевые навыки

Построение речевых высказываний, использование письменной и устной речи на уровне соответствующем поставленной цели

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.

з

Исследовательские умения

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

и

 действие со знаково-символическими средствами

замещение, кодирование, декодирование, моделирование.

4

Логические действия

сравнение

выделение тождества / различия, определения общих признаков и составления классификации

1. Умение логически рассуждать.

2. Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

3. Умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами.

4. Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации).

5. Умение выделять формальную структуру задачи.

6. Умение мыслить свернутыми структурами.

7. Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

8. Умение выражать структуру задачи разными средствами.

9.Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними.

10Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения сделать вывод о правильности решения исходной задачи.

11. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.

12. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности.

13 Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.


опознание

Включение объектов в тот или иной класс

анализ

выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части;

синтез

 составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

сериация

упорядочение объектов по выделенному основанию;

классификация

отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение

генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

доказательство

установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Подведение под понятие

распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

Вывод следствий

Вывод следствий

установление аналогий

аналогия есть умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении.

общий прием решения задач

знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

5

Знаково-символические универсальные действия

моделирование

преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

Предварительный анализ Перевод текста на знаково-символический язык Работа с моделью

Соотнесение результатов работы на модели с текстом

Преобразование модели

изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Практическое умение использовать принципы кодирования: абстрактность, лаконичность, обобщение, унификация, выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку, автономность, структурность, последовательность представления элементов.

6

Коммуникативные действия

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

определение цели, функций участников, способов взаимодействия через различные виды коммуникаций

пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми.

Постановка вопросов

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации через различные социальные роли в группе

умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Разрешение конфликтов

выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; создание ситуации столкновения мотивов, конкуренции групп

Управление поведением партнера

контроль, коррекция, оценка действий партнера на основе совместной деятельности направленной на общий результат

умение договариваться,  находить общее решение,

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

овладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка , публичная презентация и защита групповых проектов

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Содержание основных направлений деятельности ПМПК: особенности их реализации

Территориальная психолого-медико-педагогическая крмиссия.В 2013 году в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» вышел Прик...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Основное содержание педагогической технологии сотрудничества .Материал для родительского собрания ( Ситуативные задачи ,тест)

В современных условиях отношения учителя с учениками становятся важнейшим фактором ,определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:это должно быть отношения сотрудничества, создающие у детей ...

Основные направления и содержание деятельности слабослышащих детей по музыкальной стимуляции

Одной из основных задач воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них устной речи: её восприятия на слуховой, зрительной основе; слуховой основе и воспроизведения (произношения).Как...

Отражение содержания и методологических подходов в принципах организации деятельности по формированию нравственных ценностей

Отражение содержания и методологических подходов в принципах организации деятельности по формированию нравственных ценностей...